Марсель Шарифуллин |
Согласно обзору прошлогодней подшивки (см. мою предыдущую колонку в Publish № 1, 2014, http://www.publish.ru/articles/201401-02_20013196), большинство материалов Publish посвящено цифровым технологиям. Держась в этом мэйнстриме, поделюсь и я своим практическим опытом в цифровой печати. Начну с типографии МГУ.
Закупка цифровых печатных машин в МГУ
Идея технологии Print on Demand (PoD) витает в полиграфическом мире уже с 1997 г. Некоторые даже сравнивали её по значимости с изобретением Гуттенберга и предрекали скорый конец традиционному книгопечатанию. Поэтому и я начал думать о внедрении PoD в стенах МГУ им. М. В. Ломоносова сразу же, как стал директором его типографии. К сожалению, из-за плачевного начального состояния подразделения много времени пришлось затратить на «разгребание авгиевых конюшен» и освоением печати по требованию мы смогли заняться только через полтора года, когда решили неотложные проблемы. Был набран и обучен штат, отремонтированы и оснащены всем необходимым помещения типографии, докуплено недостающее полиграфическое оборудование, освоено производство широкой номенклатуры печатной продукции средними и большими тиражами, налажена стабильная круглосуточная работа типографии и обеспечен постоянный приток заказов. Только летом 2009 г. я смог приступить к реализации технологического скачка.
Мной было подготовлено несколько служебных записок ректору В. А. Садовничему с предложениями и ТЭО дальнейшего развития типографии МГУ. Общий план включал в себя объединение типографии с «Издательством МГУ» с образованием синергетического эффекта, создание автоматизированного переплётного цеха в типографии (чтобы на порядок увеличить объём выпуска книжной продукции) и освоение технологий PoD. Основной упор делался на последнем пункте, так как развитие печати по требованию в стенах МГУ позволило бы студентам и сотрудникам вуза получить доступ к практически любой научной или учебной литературе на любом языке мира, просто заказывая в собственной библиотеке (или издательстве, техническая реализация не так важна) и через пару дней получая необходимое издание, специально для них изготовленное в единичном экземпляре в типографии МГУ (разумеется, при отсутствии препятствий со стороны правообладателей). Эта идея ведёт к безграничному расширению библиотечного фонда и позволяет преподавателям вести свои дисциплины по актуализированным оригинальным программам, резко поднимает качество образования. Технология PoD реализована в нескольких ведущих зарубежных вузах мира, и ведущий российский вуз (недовольный своим рейтинговым положением в мире) не должен отставать от них в этом плане. Конечно, решение такой грандиозной задачи требовало политической воли руководства и концентраций усилий сразу нескольких подразделений университета: перевода имеющейся в фундаментальной библиотеке литературы в электронный формат; получения прав доступа к другим библиотечным фондам; создания архива с системой предварительного просмотра книг и разграничением доступа к ним; технической реализации процесса заказа, оплаты и получения книг; освоения технологий эффективного изготовления книжно-журнальной продукции сверхмалыми тиражами. Несмотря на то, что только последняя часть относилась непосредственно ко мне, я тщательно разработал свои предложения, включая выбор книжных сканеров и используемое ПО. Важно было начать инновационный процесс, и я был готов выступить зачинщиком со стороны типографии. Увы, мой энтузиазм тогда никто не поддержал, тем не менее, Виктор Антонович (может, просто чтобы отделаться от меня) согласился выделить средства на первоначальное развитие участка цифровой печати в типографии МГУ. Хоть сумма была намного меньше необходимых инвестиций, я решил использовать их по максимуму и тем самым сделать первый шаг в сторону технологий PoD в МГУ.
Проанализировав спектр текущих и будущих работ типографии, а также предлагаемые на рынке профессиональные решения, я остановил свой выбор на двух промышленных цифровых машинах (ЦПМ) — для чёрно-белой и цветной печати. Это гарантировало минимальную стоимость оттисков в каждом из двух вариантов и позволяло дублировать оборудование для монохромной печати, так как цветную машину можно использовать при крайней необходимости для ч/б печати, хоть и с большими затратами. Акцент был поставлен мною на достижение минимальной себестоимости оттисков, а также на максимальную надёжность и мощность машины, так как именно эти показатели гарантировали наискорейшую окупаемость проекта.
Конечно, для закупки лучшей техники требовались большие деньги, но, решив выжать максимум из возможного, я подготовил ТЗ на конкурс таким образом, чтобы оно удовлетворяло бы машинам большей ценовой категории сразу нескольких ведущих мировых производителей. Я понимал, что факт поставки оборудования в главный российский вуз важен для поставщиков не только с финансовой, но и с маркетинговой стороны, и надеялся на получение льготных условий для МГУ. Эта уловка сыграла свою роль, и на тендер подали заявки много фирм, в числе которых были и представители непримиримых конкурентов: американской Xerox и японской Konica Minolta (только пара других компаний-лидеров отказались от моего приглашения на конкурс, видимо, посчитав наглостью завышенные требования при минимальном бюджете). Насколько помню, Xerox предложил промышленные печатные системы Docutech 135 и DC 700, а KonicaMinolta — свои старшие на тот момент решения bizhub PRO 950 и PRO C6501e в самых развитых комплектациях. По моей оценке рыночная стоимость каждого из сделанных предложений превышала обещанный бюджет. Плюс к этому в задание входил стартовый комплект расходных материалов на 3 месяца работы и обязательство на годовое сервисное обслуживание с выгодным «покликовым» контрактом.
Более того, в заседании конкурсной комиссии лично участвовал президент компании Konica Minolta, а в результате жарких открытых торгов с десятком ставок от двух вышеназванных конкурентов окончательная цена лота опустилась на треть!!! Позже работники тендерного отдела МГУ признались мне, что никогда прежде не наблюдали такую драматическую борьбу в своих стенах.
Освоение новой техники
До закупки оборудования я был начитан о достоинствах оборудования от разных производителей: о развитой сервисной поддержке, большом ресурсе машин и блестящем ярком оттиске от американского лидера, о качественной матовой печати набиравшего тогда популярность японского производителя и т. п. Но только после начала работы с техникой понял, как нам повезло, что именно Koniсa Minolta выиграла конкурс. Интересно было наблюдать за реакцией новых сотрудников, набранных на цифровой участок типографии, которые имели богатый опыт работы на технике Xerox и первоначально со скепсисом относились к новым машинам в тёмно-сером корпусе. Каково же было их удивление от оборудования уже через пару недель, когда они практически опробовали её работу. Их буквально приводил в восторг полимеризованный тонер Konica Minolta с его практически офсетным качеством печати и прекрасной адгезией к лаку и ламинату, глубокие плашки даже на фактурной бумаге, а также скоростная бесперебойная подача любых сортов бумаг: начиная от плотного картона и заканчивая калькой и низкокачественной пылящей офсетной бумагой, размотанной нами с ролей. Машины не разочаровывали нас даже тогда, когда им приходилось работать в безостановочном режиме по нескольку суток подряд. До сих пор считаю, что оборудование Konica Minolta демонстрирует одно из лучших соотношений по критерию цена/качество оттиска.
Также мне очень понравились профессиональные навыки и отзывчивость сервисной команды российского представительства Konica Minolta. Ребята за пару дней инсталлировали оборудование, подключили и настроили компьютерную сеть, провели вводное обучение персонала, разъяснили все возможности комплектного ПО и особенности поведения машин. Насколько помню, время приезда их инженеров на наши вызовы никогда не превышало суток, но чаще всего вопросы решались сразу же с помощью телефонной консультации. Возможно, причина тому — наш статус ВИП-клиента и близкое расположение типографии МГУ от представительства Konica Minolta, но у меня сложилось убеждение, что таков был их стиль работы со всеми клиентами.
Перед тем как перейти к выполняемым заказам, хочу закончить техническую часть несколькими рекомендациями тем, кто только начинает осваивать тонкости цифровой печати. Советую сразу же обзавестись внешними стабилизаторами напряжения и ИБП для контроллеров печати и компьютеров, подключенных к ЦПМ. По крайней мере, в университетском городке МГУ были обычным явлением скачки напряжения ± 30 В, и я уберёгся от проблем заранее.
Для любых ЦПМ, если вы планируете изготавливать высококачественную печатную продукцию, крайне важно соблюдать постоянный микроклимат рядом с оборудованием. Предпочтительней использовать промышленные кондиционеры с контролем не только температуры, но и влажности в помещении. Зимой потребуются мощные увлажнители воздуха с системой автоматического контроля уровня влажности, которые должны работать в круглосуточном режиме. Чтобы избежать проблем с проводкой листов в машине, рекомендуется акклиматизация бумаги в том же помещении, где расположено печатное оборудование, хотя бы в течение суток до начала работы. Рекомендую установить там стеллаж с наиболее популярными сортами бумаги.
Особенности цифрового участка типографии МГУ
Высокая производительность оборудования — Konica Minolta bizhub PRO C6501e печатала на скорости до 65 отт./мин, а bizhub PRO 950 «молотила» почти по 100 листов (в пересчёте на А4) в минуту — поставила перед нами сложную задачу поиска достаточного количества заказов для загрузки вновь созданного участка цифровой печати типографии. Поэтому ещё на стадии тендера я развил бурную деятельность по продвижению малотиражной срочной печати в пределах университетского городка, среди наших постоянных офсетных заказчиков и в интернет-ресурсах юго-запада Москвы. Чтобы обеспечить стартовую загрузку, я сразу же после ввода оборудования в эксплуатацию директивно перевел на цифровой способ печати практически все заказы типографии с тиражом менее 500 экземпляров, удовлетворяющие по формату макета. Решение об изготовлении продукции большими тиражами, вплоть до 1000 экз., я оставил на усмотрение технологического отдела типографии. Часть заказов мы начали выполнять комбинированным способом, например, обложку печатали офсетом на картоне с последующим ламинированием или УФ-лакированием, а внутренние полосы брошюр — цифровым способом. Были и обратные примеры, когда одинаковые листы тетрадей или блокнотов печаталось на малоформатных Ryobi 3302H или Romayor, а обложки из-за малости тиража изготавливались на bizhub C6501e. Встроенные податчики обложек и финишный брошюровщик позволяли получать готовые журналы объёмом до 80 стр. на обеих цифровых машинах, хотя мы старались по возможности не злоупотреблять финишёрами, чтобы не замедлять скорость работы машин и не изнашивать без нужды цифровую технику. Тяжелое традиционное брошюровочное оборудование типографии лучше подходило для таких задач.
Konica Minolta bizhub PRO C6501e |
Вошла в практику предварительная печать пробных экземпляров для заказчиков (препринтов для издательств) на ЦПМ с последующим изготовлением основного тиража офсетным способом. Клиенты получили от нас удобный инструмент для проверки своих заказов и утверждения макетов у своего руководства. Испробовали мы и возможности персонализированной печати, контроллер печати Konica Minolta позволял не терять скорости даже при работе с переменными изображениями, не говоря уже о текстовых данных.
Через некоторое время оперативность и удобство цифровой техники настолько понравились нашим технологам, что во избежание перегрузки ЦПМ мне пришлось ограничить планку обязательного перехода на цифровую печать 300 экземплярами, оставив возможность выполнения больших тиражей «цифрой» только в случае крайней необходимости: из-за горящих сроков или перегруженности офсетных машин.
Наша практика показала, что чёткой границы между эффективностью офсетного и цифрового способа печати не существует. Например, объёмные ч/б книги оказывалось выгоднее печатать на полуформатном «Доминант 725» с системой переворота листов начиная уже с тиражей в 150 экземпляров из-за отлаженной потетрадной технологии подбора и шитья книжных блоков. Потери времени на допечатные процессы и на приладочные макулатурные листы (неизбежные при офсетной печати) с лихвой компенсировались исключением ручной вкладки тетрадей (без чего не обойтись при использовании цифровых оттисков А3). К тому же приладочные листы всё равно требовались для стандартного брошюровочного и переплётного оборудования типографии, а печать их «цифрой» была слишким дорогим удовольствием.
Кстати, внедрение цифровой печати заставило нас критично пересмотреть существующие потери бумаги на послепечатных операциях и внедрить более экономные приёмы работ. В идеале мы стремились научиться настраивать брошюровочное оборудование совсем без использования приладочных листов, чтобы освоить массовое изготовление продукции единичными экземплярами. Хотя конечная цель и не была достигнута, тем не менее эффективность послепечатных процессов типографии заметно возросла.
В то же время цветные вкладки в малотиражные книги было выгоднее изготавливать на ЦПМ, чтобы не отвлекать на них офсетные мощности. Также граница перехода смещалась в пользу цифровой печати, когда тиражи был срочные и не было времени на сушку офсетных оттисков. Несколько раз мы печатали цифрой даже тысячные тиражи.
В зависимости от вида печатной продукции мы использовали несколько схем спуска полос, выполняемых на стандартном ПО от Konica Minolta и в программе PitStop. Для брошюр и журналов на скрепке использовалась печать с подбором и встроенной брошюровкой ЦПМ. Для прошитых книг в твёрдом или мягком переплете печать шла без подбора с встроенной или внешней фальцовкой на автономных машинах. Для изданий с клеевым бесшвейным скреплением печатные листы машины (А3+) заполняли одинаковыми книжными полосами (например, по 4 страницы стандартной книги) и печатали с подбором листов и автоматической вкладкой закладок из цветной бумаги между подборками экземпляров таким образом, чтобы отпечатанную стопу на выходе машины можно было порезать на части и сразу получить готовые книжные блоки.
Одним словом, с появлением нового участка в типографии забот и обязанностей у технологов стало значительно больше, но гибкости и возможностей тоже прибавилось.
Впрочем, существенную помощь им в работе оказывала внедрённая нами ранее АСУП, в которую разработчик PrintExpert быстро внес необходимые шаблоны для расчёта стоимости цифровой печати и технологические алгоритмы для проводки заказов внутри типографии. Помнится, на основании этих алгоритмов мы быстро создали онлайн-калькулятор и расположили его на сайте типографии для дополнительного привлечения клиентов. Причём мы специально сузили возможности этого калькулятора, чтобы клиенты, побаловавшись его возможностями, обращались к менеджерам. Всё же типография МГУ оставалась универсальной с упором на офсетную печать, а цифровой участок служил лишь дополнительным фактором привлечения клиентов.
Несмотря на вспомогательную и дополняющую роль, цифровая печать быстро стала рентабельной. Активное продвижение и внутреннее перераспределение работ в типографии уже через пару месяцев обеспечили полную загрузку цифровых машин в режиме 8 часов в день, 5–6 дней в неделю. По мере притока внешних «цифровых» заказов, процент загрузки ЦПМ от внутренних малотиражных работ снизился с 90%, как было в августе, до 50% в конце 2009 г. Прибыльность этих работ повышалась в обратной пропорции, так как среднерыночная стоимость цифровых заказов значительно выше «офсетных» услуг. За неполные 5 месяцев с момента запуска оборудования счётчик цветной машины Konica Minolta bizhub PRO C6501e превысил 500 тыс. листов А3, а монохромная bizhub PRO 950 достигла 700-тысячной отметки. К сожалению, дальнейший прогресс типографии МГУ был прерван известным всем образом. Цифровой участок под командой новых руководителей, хоть и продержался дольше других отделов типографии (думаю, во многом благодаря простоте использования и надёжности техники Konica Minolta), также не избежал развала.
До сих пор мне не известны реальные мотивы произошедшего, но одной из причин разрушительной проверки типографии и безапеляционного моего увольнения с должности её директора вполне могла оказаться растущая популярность типографии среди сотрудников и студентов МГУ. Владельцы нелегальных цифровых печатных салонов, монопольно оказывающих полиграфические услуги по завышенным ценам в университетских зданиях, не могли не почувствовать угрозу от неожиданно возникшего конкурента.
Синергетический эффект
В заключение своего цифрового опуса хочу акцентировать ваше внимание на удачное сочетание разных полиграфических технологий в типографии МГУ. Благодаря совместному использованию офсетного, трафаретного и цифрового способа печати был достигнут синергетический эффект, позволяющий получить больше, чем простое сложение возможностей этих трех технологий.
Высокая производительность цифровой печати позволяла эффективно выполнять малотиражные заказы, вплоть до единичных тиражей, а отлаженные офсетные и брошюровочные процессы позволяли направлять часть таких «цифровых» заказов на традиционное оборудование и тем самым получать от них дополнительную неучтённую прибыль. Мы смогли удержать постоянных офсетных клиентов и привлечь новых заказчиков за счет расширения спектра оказываемых им услуг. Внедрение цифровой печати позволило снизить нормы на количество приладочных листов для традиционных офсетных заказов, так как теперь риск недобора до заданного тиража снижался и появлялась возможность оперативно допечатать недостающие экземпляры книг и журналов до заданного тиража. Заказчики с трудом могли различить «цифровые» и офсетные экземпляры, благодаря специальному тонеру Konica Minolta, и мы смело пользовались этим. Одно это решение позволило заметно увеличить эффективность работы всей типографии.
С другой стороны, наличие мощного отделочного и брошюровочно-переплётного оборудования было нашим конкурентным преимуществом перед старожилами цифрового рынка и привлекало большее количество «цифровых» заказчиков в типографию МГУ. Мы научились делать первые фотоальбомы еще в 2009 г., когда эта тема только начинала зарождаться, выступили партнёрами и субподрядчиками для нескольких чисто цифровых печатных салонов. Мы учились сами по ходу дела и учили своих заказчиков делать правильные макеты и заготовки. Пользуясь случаем, хочу извиниться перед уважаемыми коллегами, которых мы подвели тогда по качеству или срокам. Вы просто не представляете, каких трудов стоило заставить и научить наших заслуженных переплётчиков изготавливать продукцию единичными тиражами, настраивать десятки машин без приладочных экземпляров и права на ошибку.
Несмотря на относительно малые инвестиции (хотя в те годы МГУ был буквально осыпан миллиардными государственными вливаниями: строились новые здания, был закуплен суперкомпьютер с десятизначным ценником и т. п.), мы смогли сделать первый шаг по направлению к PoD и продемонстрировали, что новые технологии востребованы, реалистичны и быстро окупаемы. Причём окупаемы даже впрямую, без учёта повышения уровня образования студентов, которые ещё 4 года назад могли получить лёгкий доступ к неисчерпаемой сокровищнице знаний мировой научной и учебной литературы.