Если обычную фотокнигу дать полистать опытному профессионалу в области полиграфии, то она не покажется ему чем-то сверхъестественным. Готовить макеты и обрабатывать фотографии — это мы умеем. Печатать качественно да ещё на хорошей мелованной бумаге научились давно. Нужен переплёт? И это пожалуйста — в обложке на скобу или с клеевым скреплением, а надо — так самый «забубённый» твёрдый переплёт соорудим. Во всех этих технологиях давно нет секретов для большинства типографий, предлагающих качественную книжную печать. Решения для подобных задач — стандартные, они доступны всем. Но я полностью согласен с героем нашей статьи в теме номера Константином Гореловым из компании netPrint, называющим промышленный выпуск фотокниг не обычным, а наукоёмким бизнесом.
Казалось бы, нужно просто построить бизнес, ориентированный на сверхмалые тиражи и единичные экземпляры. Вроде бы это именно то, что с удовольствием предложат поставщики современного цифрового печатного оборудования. Где тут наука? Но не всё так просто. Если задача — выйти на действительно массовый рынок, дело придётся иметь с обычными людьми, которые не хотят ничего знать об обработке изображений, дизайне и вёрстке. Нужно ещё уговорить их потратить своё время и силы на подготовку фотокниги. Это первый и очень серьёзный подводный камень.
Большие компании тратят огромные деньги на разработку продуктов, которые бы сделали процесс подготовки фотокниг лёгким и приятным. А полиграфистам такая деятельность совершенно незнакома. Для них в этом месте никогда не было бутылочного горлышка — общение с заказчиком обычно происходит лично, нередко он по уровню подготовки ничем не уступает или даже превосходит менеджера типографии. И говорят они на одном языке, а уж агитировать заказчика на тему необходимости подготовки макета и вовсе не приходится. Вопрос качества этого макета и окончательной доводки файла — это уже другая история. В любом случае с заказом в типографии готовы повозиться, потому что из него получается тираж, а не один-единственный экземпляр.
Заказчик на фотокнигу с улицы или из интернета вам такого шанса не даст. Он просто сбежит при малейшей трудности. Не понял, что нужно делать дальше, не нашёл сразу нужной опции — плюнул и бросил. Его нужно буквально вести за руку, отслеживая каждое движение и не давая ни малейшего шанса свернуть не туда. Проверить, достаточного ли качества фотографии помещены в макет и, если понадобится, их автоматически подправить, не отягощая сознание клиента таким мелочами. Вот она, та самая наука и серьёзная исследовательская работа, о которой говорил Горелов.
И это только один, пусть и очень важный (опытные люди считают его критическим) аспект реализации успешного бизнеса на рынке массовых фотокниг. Ведь если вы такой молодец, что научились доводить множество клиентов до этапа оформления заказа, ваше производство должно быть к этому готово. И если современные цифровые печатные машины, оснащённые мощными контроллерами, с множеством индивидуальных и довольно тяжеловесных (это сплошь фотографии) заданий более-менее справляются, то стандартных комплексных решений для всей окружающей инфраструктуры не существует. Нужно организовать высокоавтоматизированные цепочки послепечатной обработки, чтобы на приладку не уходили дорогие цифровые оттиски. А после — обеспечить безошибочную и быструю доставку готовых заказов клиентам.
Поэтому не удивительно, что в России действительно массовое производство фотокниг пока освоили очень немногие. Пример netPrint здесь явно стоит особняком. Подробности — на стр. 16 этого номера.
Однако в самой сложности подготовки фотокниг обычными людьми скрывается большой потенциал роста. Ведь если снизить порог сложности, можно сразу привлечь много ранее недостижимых клиентов. Можно пофантазировать о роботах-«самовёрстах», которые могли бы взять на себя значительную часть рутины. Что вы скажете об интеллектуальном алгоритме, автоматически отбирающем на компьютере пользователя «100 моих лучших фото в этом году» или «Я и моя девушка»? А как насчёт специального приложения для социальной сети, отбирающего по определённым критериям снимки со стены пользователя? Кстати, подобные вещи в соцсетях уже реализованы «там», но пока никак не продвигаются у нас. Тем интереснее будет наблюдать за прогрессом…