101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Фотокниги: «блочные» тонкости

  • Игорь Терентьев
  • 3 апреля 2017 г.
  • 3216
 

В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

Исторически самой распространённой технологией изготовления фотокниг была клеевая. Но не та, к которой привыкли полиграфисты. Фотографии, напечатанные с одной стороны на фотобумаге, сгибались посередине и каждая половина полностью склеивалась с оборота с половиной следующей согнутой фотографии либо с проложенным между ними листом картона. В такой сэндвич можно было собрать любое требуемое количество пар полос, а к внешним — приклеить обложку или вставить полученный блок в переплёт. Важное достоинство этой технологии — она позволяет получать плоские, полностью раскрывающиеся обороты с идеальным совмещением, поскольку разворот всегда изначально является цельным отпечатком. С точки зрения полиграфистов, технология эта — специфическая, избыточная и дорогая, поэтому в книжных типографиях её обычно использовали только для изготовления детских картонных книг. Но у фотостудий, располагавших только традиционными «мокрыми» фотолабами для печати фотографий, просто не было другого способа изготовить фотокнигу — на фотоматериалах печать возможна лишь с одной стороны.

Но как только качество печати тонерных ЦПМ подтянулось до приемлемого уровня, в индустрию фотокниг пришли почти все традиционные виды брошюрования и переплёта: от скрепления на скобу (так сейчас делают самые дешёвые фотокниги) до КБС с твёрдым переплётом. К сожалению, обычные термоклеевые машины для фотокниг подходят далеко не всегда — получить с первого раза качественный блок из толстой мелованной бумаги непросто. Помимо затрат на приладку, приходилось принимать во внимание рекламации. Если в многотысячном журнальном или книжном тираже приладка в десяток-другой экземпляров, а также неудачные единичные экземпляры, распадающиеся в руках у покупателей, не составляют особой проблемы для типографии и её заказчиков, то в бизнесе фотокниг, где единичные тиражи — обычное дело, такие вещи немедленно оборачиваются потерей денег и клиентов. Поэтому блоки фотокниг стали чаще скреплять втачку скобами. Однако подобные варианты скрепления имеют серьёзный недостаток — раскрываются такие фотокниги плохо. Один из вариантов решения этой проблемы — использование бумаги с гибкими шлицами. Можно брать готовую, но она обходится дороговато. А можно изготавливать с помощью ламинаторов, имеющих возможность вырезать полоски из оттисков перед ламинированием. Уже существуют и специализированные машины, делающие только эту операцию, — они отрезают от края бумаги полоску и снова приклеивают её к основному листу плёнкой.

Впрочем, если в вашем распоряжении находится хорошая машина КБС с полиуретановым клеем, то это тоже позволит выпускать качественные фотокниги. Держатся они хорошо, да и раскрываются лучше, чем после КБС с термоклеем. Только обращайте внимание на то, насколько машина удобна в настройке.

Интересно, что на отечественном рынке фотокниг, судя по работам, которым мне довелось судить на прошлогоднем конкурсе, практически не используется шитьё нитками. Казалось бы, по свойствам конечного продукта (блоки получаются прочные, раскрываются хорошо) и трудоёмкости изготовления, оно отлично вписывается в техпроцесс. Но пока не прижилось…

Вероятно, нынешние изготовители фотокниг не почерпнут для себя ничего нового из описанного выше. А вот типографиям, подумывающим о диверсификации, подобное краткое введение наверняка будет полезным. Слишком много оказывается незаметных «грабель» в любом новом направлении бизнеса.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Послепечатная Hontec

Первый взгляд на линию послепечатной отделки Hontec MPX-350

Действительно широкая «цифра»

Однопроходная струйная ЦПМ Arojet EC/KC-600 с шириной печати от 600 до 1200 мм.

Гибриды в текстиле

Пять лет назад американская M&R Printing Equipment объединилась в стратегический альянс с индийской DCC Group, основав M&R Global и перенеся производство серии трафаретных машин Copperhead на одну из фабрик, входящую в индийский холдинг. Старший продакт-менеджер M&R Global Харшил Моди и региональный директор по продажам Аншуман Нагпал рассказывают о планах развития компании и о её работе в России.

Типография «Девиз»: сила в универсальности

«Девиз» — громкое имя в полиграфическом мире. В 2025 году типографский комплекс «Девиз» отмечает юбилей — 30 лет. Это средний возраст многих частных типографий Петербурга, но у наших юбиляров особый путь, нетривиальная история и впечатляющие результаты.

ЦПМ: компактные и универсальные

В 2024 г. в России появилась новая линейка цветных производительных, компактных и универсальных ЦПМ Canon imagePRESS V700/V800/V900.



Новый номер

Тема номера: Ответственность в деталях и примерах. Узкорулонный DTF-комплекс Yinstar – мал да удал. Автоматическая режущая система INTEC ColorCut LC700. Лазерный раскройщик Colors KD1816-SY. #Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59