Крупнейшая европейская типография Onlineprinters, выполняющая по 4000 заказов в день, построила свой бизнес на приёме заказов онлайн и печати сборных тиражей. Хотя основные производственные мощности — офсетные, в компании смотрят в будущее и активно внедряют цифровые технологии печати.
Главная производственная площадка Onlineprinters расположена в небольшом немецком городке Нойштадт-ан-дер-Айш неподалёку от Нюрнберга. В начале апреля 2017 г. типография пригласила European Digital Press Association (EDP) провести на своей базе ежегодную генеральную ассамблею. В итоге издатели и редакторы лучших европейских журналов, освещающих цифровые технологии в полиграфии, получили возможность ознакомиться с уникальным производством. Конечно, самых важных секретов нам не открыли, но некоторое представление об устройстве бизнеса на онлайн-заказах и сборных тиражах дали.
Семейная типография
В Германии Onlineprinters известна под названием Diedruckerei, что означает просто «Типография». В 1984 г. Эрвин Майер основал Diedruckerei und Verlag E. Mayer — это была небольшая семейная коммерческая типография. Так продолжалось до 2004 г., пока уже его сын Вальтер Майер не запустил сайт diedruckerei.de, ориентированный на приём заказов онлайн. Параллельно в типографии создавали собственную систему автоматизации и выстраивали внутренние техпроцессы для эффективного выполнения сборных тиражей. Опыт работы в Германии оказался настолько успешным, что в 2008 г. началась международная экспансия под маркой Onlineprinters. Сегодня 70% продаж типографии приходится на заказы из-за границы. Этому способствует открытие 16 онлайн-магазинов, доступных в 30 странах на 10 языках. За 2016 г., выполняя в среднем 4000 заказов за рабочий день, типография переработала 35 000 т бумаги. Стандартный срок выполнения заказа — 2 суток. За это время заказы не только печатаются, но и доставляются клиенту.
Генеральный директор Onlineprinters Михаель Фрис решил для себя дилемму взаимоотношений электронных и печатных каналов коммуникаций — он считает, что её лучше всего описывают слова pull и push. Если есть какая-то информация, которую пользователи хотят получить сами, они её «вытаскивают» (pull) — и это действительно гораздо удобнее делать через интернет. Но для массовых коммуникаций всего, что требует «проталкивания» (push), печатные продукты остаются приоритетным носителем |
Это удалось в том числе потому, что типография активно пополняла свой парк оборудования, расположенный в помещениях общей площадью 42 000 м2. Важные принципы при его формировании — стандартизация и автоматизация. Это было заметно на всех участках: допечатном, печатном и послепечатном. Например, в типографии установлено 113 печатных секций B1 — это самый большой парк офсетного оборудования такого формата на одном производстве в Европе! Его основа — несколько 8-красочных Heidelberg SpeedMaster XL 105 с переворотом в конфигурации с Prinect Inpress Control. Кроме того, печатное производство стандартизировано по PSO.
Цифровое будущее
В Onlineprinters понимают, что для развития специфического бизнеса, в котором практически все тиражи короткие, необходимо располагать также цифровым оборудованием. И в типографии работают над этим — нам показали два цифровых печатных цеха. Они обустроены как производства полного цикла — с послепечатным оборудованием, установленным рядом с ЦПМ. Пока здесь берутся только за обычные короткие тиражи — для эффективного выполнения заказов с персонализацией нужна другая инфраструктура почти на всех этапах техпроцесса.
В цехе коммерческой цифровой печати работают сразу пять листовых ЦПМ HP Indigo — две машины серии 10000 формата B2, две 7500 и одна 5000 (именно с неё здесь когда-то начинали). Подбирая HP Indigo, в Onlineprinters постарались соблюсти генеральную линию на стандартизацию — помимо технологии с жидким тонером, отпечатки с которой трудно отличить от офсетных, речь идёт также о более эффективном использовании рабочей силы. Дело в том, что 4 машины HP Indigo установлены попарно, что позволяет обслуживать каждую пару одному оператору. Интересно, что одна из HP Indigo 10000 установлена в линию с буклетмейкером C. P. Booklet Maker ExPress, а рядом со второй находится линия шитья на скобу Duplo iSaddle. Обе послепечатные линии автоматизированы, поэтому в сочетании с ЦПМ они фактически представляют собой полные мини-типографии.
Две HP Indigo 10000 обслуживаются одним оператором |
В цехе также была замечена ЦПМ Xerox iGen 150, а ещё — две струйных этикеточных ЦПМ Epson. Однако они оказались не одинаковые: SurePress L-4033A работает на водных чернилах, а SurePress L-6034VW — на УФ-отверждаемых. Как объяснил наш гид — руководитель Onlineprinters по связям с общественностью Патрик Пича, подбор машин соответствует текущему портфелю заказов на этикетку. Часть из них печатается на бумажных материалах водными чернилами, другие — на плёнках. В помощь к этикеточным ЦПМ установлена финишная линия SEI Laser.
Цех широкоформатной печати — самое свежее приобретение. Он открылся в прошлом году в здании бывшего супермаркета. В списке его оборудования — три принтера HP Latex: 3-метровый 3100 и два новейших 1,6-метровых 570. Интересно, что и здесь два 1,6-метровых аппарата установлены рядом, хотя не «спинами» друг к другу, как это обычно делают для экономии места. Начальник цеха объяснил, что так одному оператору удобнее контролировать качество и менять рулоны. Также здесь используется один принтер на водных чернилах — HP DesignJet Z6800. Рядом — солидный парк принтеров Durst: две УФ-модели — 3-метровая Rho 312R и 1,6-метровая Rho P10 160 и одна 3-метровая для печати на тканях — Rhotex 320. Внимательный читатель обнаружит, что в списке нет экосольвентных аппаратов. Это действительно так — в Onlineprinters сделали выбор в пользу более экологичных латексных решений.
Для резки пока хватает одного планшетного режущего плоттера Zünd G3 формата 3,2×3,2 м с опцией подачи рулонных материалов и дополнительным столом. Это позволяет оператору позиционировать задания для резки на жёстких материалах, не прерывая работы. Есть также пара рулонных ламинаторов и система цифровой резки.
На отдельном столе солидных размеров выполняют такие финишные операции, как установка люверсов. Справа — гигантский режущий плоттер Zünd G3 XL 3200 |
Рядом расположен большой монтажный стол примерно такого же размера, где выполняют другие финишные операции. Примерно половину площади цеха занимает склад материалов и готовой продукции.
Описанный набор оборудования позволяет выполнять большинство типичных широкоформатных работ — от простой печати плакатов (типичное специальное предложение на сайте — 100 плакатов А2 за 51,9 евро) и флагов до мобильных стендов и POS-материалов. Отсутствие дублирования оборудования объяснили просто — направление открыто относительно недавно, поэтому существующих мощностей хватает для выполнения всех заказов, которых пока немного. Однако перспектива роста хорошая, что вскоре позволит подумать о расширении производства.
Цифровая экспансия
Одним из спонсоров мероприятия была HP. О светлых перспективах цифрового будущего нам рассказал директор по маркетингу полиграфического направления HP в регионе EMEA Михаель Сметана. После разделения 18 месяцев назад HP на две компании, полиграфия досталась HP Inc. (она же получила в своё распоряжение торговую марку HP). Это компания с оборотом в 50 млрд долл. В ней работает 50 000 сотрудников. Президент направления Imaging & Printing (включает офисные печатные решения и полиграфические) — Энрике Лорес, президент Graphic Solutions (полиграфия) — Санти Морера. Направление 3D-печати — отдельное. В HP продолжают работать над переводом на цифровые технологии всего, до чего смогут дотянуться. И если в широком формате проникновение «цифры» привело к её доминированию, то в коммерческой и особенно упаковочной печати ещё работать и работать…
М. Сметана: «Цифровая печать изменит всё, включая отношения брендов и потребителей» |
На руку HP — тенденции к снижению тиражей, а также персонализации отношений между брендами и потребителями. Сметана напомнил о возможностях ПО HP Mosaic (модуль HP SmartStream Designer), позволяющего динамически менять векторную графику в каждом оттиске. Количество примеров применения этой технологии постоянно растёт. Американская Planters в честь 100-летия марки Mr. Peanut выпустила 3 млн термоусадочных этикеток, каждая из которых была уникальной. Более сложный проект реализовывает производитель чипсов Lay’s — покупатели получают шанс создать упаковку с собственным дизайном, для чего через специальный сайт загружают фотографию и вводят адрес доставки. Стоит ли добавлять, что печать упаковки выполняется на HP Indigo?
Всем гостям мероприятия вручили первые экземпляры из ограниченного тиража нового каталога образцов HP Indigo под названием Wonderful — в нём представлены самые разные материалы и краски, с которыми работают ЦПМ HP Indigo. На фото — представитель HP демонстрирует 3-полосный разворот, на котором одно изображение отпечатано на трёх разных материалах, включая холст и металлизированную плёнку |
Впрочем, в компании работают над сверхпроизводительными цифровыми решениями, способными поспорить с традиционной печатью на больших тиражах. Например, рулонная струйная машина HP PageWide T1100s с шириной рулона 280 см выдаёт до 30 600 м2/ч. Она создана в сотрудничестве с KBA и предназначена для печати гофролайнеров. А для прямой печати по гофрокартону готовится к выпуску планшетный промышленный принтер HP PageWide C500. Его бета-тесты начнутся в конце 2017 г., а поставки запланированы на 2018 г.
Среди новых программных решений — печать на корешках книг с разбивкой большого изображения на полоски (если собрать всю серию, снова получается полное изображение) и на обрезах. Последняя реализуется при спуске полос за счёт добавления тонких полосок изображений на место обреза каждой страницы.
В арсенале HP — защитные технологии. Например, HP Link, внедряющая в каждый оттиск скрытое изображение, позволяющие идентифицировать подлинность продукта с помощью смартфона, на который установлено соответствующее приложение.
Среди успехов HP в продвижении цифровых технологий отметим два числа: количество инсталляций HP Indigo серии 1x000 (формат B2) превысило 400, а латексных принтеров с момента начала выпуска в 2008 г. продано уже более 40 000.
Сметана напомнил, что новейшая рулонная ЦПМ HP Indigo 50000 превосходит выпущенную в 2006 г. листовую HP Indigo 5000 по производительности в 10 раз, по формату печатного кадра — в 4,8 раза, а по месячной загрузке — в 12 раз. В помощь многочисленным пользователям HP Indigo по всему миру создана PrintOS. Это открытая платформа, приложения для которой создаёт множество сторонних разработчиков. Многие из этих приложений бесплатны. Одно из приложений — HP SmartStream Optimizer — способно повысить эффективность производства за счёт группирования заказов с учётом загрузки оборудования, красочности, используемых материалов и требуемых тиражей.
Из других ярких новостей: в ближайшее время HP собирается представить два новых флюоресцентных цвета — жёлтый и зелёный, которые дополнят флюоресцентный розовый на HP Indigo.
Эффективность интегрированного производства
В Onlineprinters говорят, что в обычный рабочий день типография выполняет в среднем около 4000 заказов, а в пиковые дни это количество поднимается до 5000. Как этого добились?
Всё начинается с сайта для приёма заказов, над дизайном которого постоянно работают. Сейчас там можно заказать 1500 базовых продуктов, а с учётом разновидностей ассортимент исчисляется 10 миллионами! 16 онлайн-магазинов обслуживают 600 000 заказчиков. Чтобы адекватно поддерживать локализованные сайты, в компанию нанимают сотрудников-носителей языка.
Регулярно проводится оценка «кликабельности» продуктов. Самые популярные попадают в первый ряд для выбора в веб-магазине |
Один из секретов эффективности — возможность экономии на масштабе. Типография закупает очень много расходных материалов, получая существенные скидки. Понятно, что и на переговорах о поставках нового оборудования Onlineprinters может получить гораздо более выгодные условия, чем большинство конкурентов. Естественно, производители особенно внимательны и к организации сервиса. Например, в Нойштадт-ан-дер-Айше постоянно находится специалист Horizon.
Более 90% клиентов типографии — компании. Предполагается, что на стороне заказчика работают профессионалы, которые умеют готовить макеты для печати. Поэтому львиная доля заказов после выбора параметров — тираж, бумаги и т. п. — берётся в работу сразу после загрузки готового макета на сайт. Онлайн-редактор для ограниченного ассортимента продуктов есть, но особого значения ему не придают — типография не стремится увеличить поток заказов от частных лиц. Конечно, работают и над продвижением услуг (в отделе маркетинга — 25 сотрудников), а также постоянно занимаются мониторингом цен — за это отвечают выделенные люди.
После загрузки макета начинается «магия» — разработанная своими силами система (в ИТ-отделе — 20 человек) выполняет группирование заказов с учётом форматов, тиражей, бумаги и т. п. Уверяют, что в большинстве случаев это делается автоматически.
Допечатный участок оснащён тремя автоматизированными линиями Agfa. На одной из них на базе термальной 8-полосной Avalon N8–80, имеющей макс. скорость 65 пластин в час, в ноябре 2016 г. был даже установлен абсолютный мировой рекорд среди CTP Agfa по объёму вывода — более миллиона пластин с момента запуска в 2011 г.! В типографии подчёркивают, что аппарат проявил себя с лучшей стороны, достигнув показателя времени работоспособности в 98%. В состав линий входят проявочные процессоры — в типографии пока работают с обычными цифровыми пластинами, требующими обработки, однако уже задумываются над переходом к более экологичным беспроцессным. Общий годовой объём вывода в Onlineprinters приравнивают к площади 125 футбольных полей (при средней площади поля 7425 м2 получается немногим менее 1 млн м2). Такие колоссальные объёмы вывода естественны для бизнес-модели типографии, ориентированной на короткие тиражи.
В допечатном цехе находится CTP Agfa, на которой в 2016 г. установлен рекорд объёма вывода — более 1 млн пластин! |
Мы прошлись по главному офсетному цеху и подивились уходящему вдаль ряду из более чем десятка 8-красочных перфекторов. Нам объяснили, что благодаря стандартизации и высокоавтоматизированным машинам с опцией Autoplate и другими удаётся обеспечить высочайшую скорость смены заказов: в среднем — 2,5 минуты! Я переспросил, входит ли в это время приладка. Уверяют, что да, но проверить удивительный факт с секундомером возможности не было. Говорят, что бумаги на приладку уходит 100–150 листов. Этому способствует передача данных о настройках красочных зон из допечатного отдела, а также ограниченный ассортимент используемых марок бумаги — их всего 9. Краски подаются централизованно по трубам из бочек на все машины в картриджи. Краски специальные, поэтому уже примерно через 2 часа двусторонние отпечатки в стопах готовы к послепечатной обработке. На вопрос, изучали ли в Onlineprinters перспективы перехода на высокореактивные технологии (это помогло бы выиграть 2 часа времени), Фрис ответил, что знают о таких возможностях, но пока не считают их применимыми на своём производстве — дорого. В случае, когда нужно отпечатать что-то особенно быстро, используются цифровые печатные мощности. Кстати, чёткой границы между офсетом и «цифрой», выраженной в тираже, в Onlineprinters нет — всё зависит от нескольких факторов: сроков выполнения, возможности группирования, загрузки оборудования и др. «А клиентам сейчас всё равно, на каком оборудовании мы печатаем», — заметил Фрис.
Главный офсетный цех поразит своими масштабами даже видавших виды полиграфистов. Типичная офсетная печатная машина Onlineprinters — 8-красочная с переворотом Heidelberg SpeedMaster XL 105 в конфигурации с Prinect Inpress Control. На переднем плане видны запечатанные стопы, помеченные табличками с номерами. Очевидно, это очерёдность прохождения заказов по технологической цепочке. Слева — самые срочные с пометкой Blitz-Express (молния) |
Сразу за стенкой, чтобы не возить далеко стопы тиражей, расположен огромный послепечатный цех. Основные типы оборудования здесь — 7 послепечатных линий Horizon Stitchliner (в основном — серии 6000), одна линия КБС Horizon на базе BQ-470, более десятка фальцевальных машин Stahlfolder и Horizon, 13 резальных систем Polar (большинство — шириной 137 см, одна — 115 см). ВШРА настроены на изготовление брошюр из 4 полосных тетрадей, однако есть одна линия Stitchliner 6000, которая работает с полными листами формата B2. На ней из одного такого листа можно изготавливать брошюры из 16-полосных тетрадей формата А5. Для этого в начале линии установлен автоматический фальцовщик AFV-566T6F, представленный на drupa 2016. Линия КБС всего одна потому, что пока в Onlineprinters выпускают относительно немного брошюр с таким видом скрепления. Но нас заверили, что при росте объёмов ничто не помешает расширить мощности. Почти у каждого рабочего места — подключенный к АСУ типографии компьютер со считывателем штрихкодов и этикеточным принтером.
Оператор настраивает параметры линии Horizon на новый заказ. В большинстве случаев требуется только загрузить один из сохранённых наборов параметров из памяти линии. Прямую загрузку данных о послепечатной обработке из сети типографии в Onlineprinters пока не используют |
Чтобы справиться с огромной нагрузкой по резке сборных тиражей, в типографии установили 13 резальных линий Polar. Некоторые из них — в конфигурации L-R-T, предусматривающей автоматическую подачу стоп в зону резки |
Как устроена обработка сборных тиражей, нам объяснили на примере организации труда на резальной системе. Сборный лист отображается на большом экране оператора резки, на нём цветными линиями показывается расположение отдельных заказов на листе. Вместе с техкартой на машину поступает программа резки. После неё сборный тираж превращается в отдельные заказы, для каждого из которых печатается отдельная этикетка для дальнейшего перемещения по производственной цепочке. Что-то уходит на фальцовку, что-то — на ВШРА и КБС, что-то сразу укладывают в картонную коробку для перемещения в цех экспедиции. Было бы интересно заглянуть, что происходит там, но этой возможности нам не предоставили…
Делегация EDP во время экскурсии по типографии. Обратите внимание на содержание отпечатков — это реальные сборные тиражи |
Перспективы
Роботов на производстве мы не видели, хотя коллеги по EDP, побывавшие в других крупных типографиях, выполняющих сборные тиражи, уверяют — автоматизации в таких компаниях бывает намного больше. Но даже без роботов Onlineprinters производит впечатление исключительно эффективной типографии. Своих оборотов компания не раскрывает, но можно их оценить исходя из заявленных данных. Средняя стоимость заказа — 100–120 евро, а всего за год (считая, что в среднем в нём около 250 рабочих дней) типография выполняет около 1 млн заказов. Получается, что её оборот находится в диапазоне 100–120 млн евро.
Она активно расширяется, в том числе за счёт поглощений — в марте 2016 г. была приобретена Solopress из Великобритании с персоналом 225 человек и собственным онлайн-магазином. А это — ещё дополнительные 300 000 заказов в год. Фрис считает, что у рынка онлайн-печати — большое будущее, поскольку сейчас в Европе на него приходится только 10% заказов. Учитывая это и взятый темп, можно предположить, что в обозримой перспективе Onlineprinters сможет поддерживать существующие ежегодные цифры роста — до последнего времени они выражались двухзначными числами в процентах. Коллег из России мы пока можем успокоить — планов экспансии в нашу страну у немецкого онлайн-«монстра» нет.
* * *
Во время этой поездки мы также посетили европейскую штаб-квартиру Horizon в Гамбурге. Подробности — в следующем номере.