101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

У истоков книжной реки

  • Игорь Терентьев
  • 1 сентября 2017 г.
  • 3664
Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — ?это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.
 

Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

Название этой молодой типографии — «Гандж» — созвучно реке Ганг, которая является источником воды (а значит, и жизни) для сотен миллионов индийцев и поэтому глубоко ими почитается. Но и продукция «Ганж» — это настоящий источник. Только не воды, а знаний для десятков тысяч жителей небольшой среднеазиатской республики, учебники для которой ещё три года назад практически полностью импортировались из-за границы. Не случайно в переводе на русский «гандж» означает «сокровище»…

Здание и интерьеры типография «Гандж» оформлены в фирменной серо-голубой гамме холдинга «Фароз»
Х. Хушвахтов с печатным листом из тиража «Красной книги» республики. Это второе издание, оно подготовлено уже на трёх языках — таджикском, русском и английском

Директор предприятия полного цикла полиграфической печати «Гандж» (так официально называется типография) Хаким Хушвахтов встречает нас в своём светлом и просторном кабинете. Он объясняет, что работает здесь относительно недавно — сменил старого руководителя год назад. Тогда предприятие оказалось в непростом положении из-за значительного объёма задолженности клиентов. Ситуацию удалось быстро исправить, в том числе за счёт привлечения новых заказчиков — выручка по итогам 2016 г. достигла 15 млн таджикских сомони (около 102,3 млн руб. по курсу на август 2017 г.) после всего 9 млн сомони годом ранее. Объём перерабатываемый бумаги достиг 350 т.

Типография, торжественно открытая лично президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в сентябре 2014 г., была создана по инициативе и на средства частного инвестора — владельца многоотраслевого холдинга «Фароз», в который входят топливные, автотранспортные, логистические и сельскохозяйственные предприятия, центры отдыха и т. п. Принципиальная позиция владельца «Фароз» — всё должно соответствовать самым высоким международным стандартам. В этом мы имели возможность убедиться не только в типографии, но и осмотрев расположенный рядом 4-этажный SPA-центр. Всё по высшему разряду!

Как правило, «Гандж» работает в режиме 5 дней в неделю, 2 смены по 8 часов. При необходимости могут увеличить количество смен до трёх. Основная продукция типографии — учебники для общеобразовательных школ, но здесь также печатают спецбланки (обычные, защищённые, самокопирующиеся) по заказам министерств и ведомств республики, обычные книги в твёрдом и мягком переплёте, брошюры и журналы. Типичные тиражи учебников большие — 130–140 тыс. экз. Именно поэтому типографии потребовался очень серьёзный набор промышленного оборудования…

Типичная продукция типографии «Гандж»

В цехе

Как и положено, начали с допечатного цеха. Здесь установлена CTP Agfa Avalon N8–24 SR c проявкой Elantrix 125SX. Термальная технология обеспечивает максимальное качество вывода, а скорость — 23 пластины формата B1 в час — более чем достаточна для текущей и даже будущей загрузки типографии. Как объяснил начальник производства Абдухалим Абишов, ежемесячный объём вывода невелик — около 1000 пластин. Объяснение очевидно — учебники печатаются большими тиражами.

Рядом — небольшая комната с отделом цифровой печати. Здесь установлены HP Indigo 3550 и цифровой дупликатор RISO MZ 1070 формата А3. Работы в этом отделе пока немного — печатают короткие цветные тиражи (до нескольких сотен экземпляров) и заказы с переменной информацией, например, транзитные номера на автомобили. Ризограф задействуют для малотиражных чёрно-белых работ. Крупные однокрасочные тиражи в типографии стараются не брать — использовать для их выполнения 4-красочный полноформатный офсет экономически невыгодно.

 

Основная печатная машина типографии — KBA Rapida 105–4 SAPC

В печатном цехе пока просторно — здесь установлена единственная машина, но это четырёхкрасочная полноформатная KBA Rapida 105–4 SAPC (с полуавтоматической сменой форм) с макс. скоростью 16 000 отт./ч. Рядом — достаточно места для полуфабрикатов и установки ещё одной машины такого же класса, причём даже большей длины — вплоть до 8-красочной. А значит, если это понадобится, можно будет расширить конфигурацию ещё нескольким секциями.

Перед печатью бумагу можно подрезать на резальной машине Perfecta 132TS c вибросталкивателем BSB3 L — она расположена в послепечатном цехе, но близко к печатной машине — сразу за лёгкой перегородкой. Также в послепечатном цехе установлены полноформатные УФ-лакировальная машина и универсальный листовой ламинатор. Это оборудование — китайского производства, но в промышленном исполнении. Причём ламинатор действительно универсальный — позволяет выполнять горячее и холодное ламинирование, а также каширование картона обычными плёнками — есть подача клея и удлинённый конвейер сушки. Большинство переплётов и обложек в типографии ламинируются.

Здесь построен полный промышленный комплекс выпуска книг в переплёте или обложке большими тиражами. Поэтому линии установлены так, чтобы их возможности можно было комбинировать в разных сочетаниях. Например, «подборка/склейка на КБС/трёхножевая подрезка (объединены в одну линию)» или «подборка/шитьё нитками/приклейка окантовочного материала/линия для твёрдого переплёта» или «подборка/шитьё проволокой/трёхножевая подрезка». Возможны и другие варианты. Но начинается производство всегда с фальцевальной машины Horizon AFC -744A+PFU -74, где изготавливаются тетради. Учитывая большие тиражи учебников, время перенастройки оборудования не очень критично. Тем более что диапазон форматов и ассортимент бумаги стандартизирован. Практически все учебники печатают на офсетной бумаге плотностью 70 и 80 г/м2. На меловке печатают реже — книги, брошюры и специальные заказы. Ещё реже используют самоклеющуюся и этикеточную бумагу, но опыт работы с ними у типографии тоже есть.

Крышкоделательная машина Horauf BDM 20 исправно выдаёт до 12 тысяч крышек за смену

Параллельно с подготовкой блоков изготавливают переплётные крышки. Для этого используется крышкоделательная машина Horauf BDM 20, которой в «Гандж» очень довольны. Конструкция машины такова, что крышки проходят через неё линейно, без поворотов. Это обеспечивает дополнительную надёжность работы и стабильность качества. За 8-часовую смену на машине изготавливают от 8 до 12 тыс. переплётных крышек. С момента запуска на ней сделали 1,3 млн крышек. Возможен выпуск крышек с гибким или жёстким отставом.

Одного взгляда на цех послепечати достаточно, чтобы убедиться — типография неплохо загружена работой. На заднем плане — линия КБС Pantera, которая позволяет в полностью автоматическом режиме выпускать готовые книги с клеевым скреплением

Но наибольший объём послепечатных работ здесь выполняют на оборудовании Müller Martini: линии для производства книг в твёрдом переплёте Diamant MC35, линии для изготовления книг в мягкой обложке Pantera, ниткошвейном автомате Ventura MC и ВШРА Presto II. Как уже отмечено выше, расположены они так, чтобы можно было организовать максимально гибкий технологический процесс. Кстати, и проектированием типографии занимались в основном специалисты Müller Martini, поскольку для её владельцев полиграфия являлась совершенно новой и незнакомой отраслью.

Среди особенностей конфигурации линий — возможность использования термо- или PUR-клея на КБС Pantera. На практике в типографии пока используют только термоклей. Но если возникнет необходимость — появятся сложные издания из разных видов бумаги или очень объёмные, ?смогут легко переходить на PUR. Линия, имеющая максимальную скорость 4000 тактов в час, в типографии выпускает 1,5–2 тыс. книг в час — «разгонять» её до большей скорости пока считают нецелесообразным.

Производитель считает, что книжные линии Diamant MC обеспечивают экономичное производство книг как при больших, так и при малых тиражах. Макс. скорость MC35 — 1800 циклов в час. В типографии на линии выпускают 10–12 тыс. книг за смену. Линия универсальна — на ней можно, загружая готовые блоки и крышки, изготавливать классические книги в твёрдом переплёте или с интегральным переплётом, с клапанами или переплётом из искусственных материалов, с круглым или плоским корешком. Так что в тот момент, когда типографию попросят изготовить учебники в интегрированном переплёте (а такой вид переплёта всё более популярен в школах, поскольку позволяет облегчить ранцы учеников), она будет к этому готова. В момент запуска линии на ней сделали несколько образцов в интегрированном переплёте и остались довольны их качеством.

Единственный замеченный нами оператор-женщина работала на ниткошвейном автомате Ventura MC. Видимо, потому что женщины лучше разбираются в шитье нитками

Что касается производительности, то у типографии есть резервы её повышения без расширения ассортимента оборудования — сейчас большинство линий эксплуатируются примерно на половине максимальной паспортной скорости. Это объясняют тем, что задача «выжать максимум» из техники пока не актуальна, к тому же на практике настраивать оборудование и поддерживать стабильную работу в предельных режимах намного сложнее. Тем не менее даже увеличение скорости до 70–80% от максимальной паспортной в моменты пиковой загрузки позволит существенно повысить объёмы выпуска. Более того — скорее всего повышение выпуска будет ограничено возможностями единственной офсетной машины типографии. Сейчас баланс мощностей смещён в сторону послепечати — её возможности спроектированы с большим запасом. Например, книжная линия Diamant способна выпускать около 3,6 млн книг в год, линия КБС Pantera — около 8 млн книг в год, ВШРА Presto II — около 18 млн изданий в год. Чтобы хотя бы приблизиться к этим показателям, типографии потребуется ещё много поработать над расширением клиентской базы.

Сервис оборудования KBA организован поставщиком из Алма-Аты, техника Müller Martini обслуживается через московское представительство. Оборудование подключено к системе дистанционного мониторинга, поэтому часть проблем решается без вызова инженеров. В случае поломок специалисты из «Мюллер Мартини РУ» вылетают ближайшим рейсом и проводят соответствующий ремонт. В случае необходимости быстроизнашиваемые или запасные части также заказываются через московский офис, при этом доставка этих деталей осуществляется в типографию напрямую со склада в Швейцарии, а не через Москву, что значительно сокращает время. Качеством поддержки со стороны Müller Martini в «Гандж» довольны — всё делается качественно и достаточно оперативно.

При нас на Müller Martini Diamant MC35 проходила финальная стадия изготовления букварей для первых классов

Перспективы

В «Гандж» уверенно смотрят в будущее — типография в состоянии существенно увеличить выпуск учебников и другой литературы. Здесь также готовятся к дальнейшему расширению производства — в Германии уже изготавливают для типографии линию по изготовлению школьных тетрадей. Запуск запланирован на ноябрь текущего года. Её мощность — около 20 млн тетрадей в год. Это позволит расширить ассортимент продукции и увеличить объём выпуска. Есть идеи и по модернизации линий для производства книг. Например, для выполнения некоторых заказов на выпуск объёмных книг пока пришлось бы собирать блоки из поднаборов — 8 подборочных станций в линии Pantera на большую книгу не хватает. Их количество можно увеличить — в процессе проектирования были учтены возможности по расширению производства. Тогда можно будет без ущерба для эффективности производства брать заказы на книги с большим объёмом полос. Похоже, при сохранении взятого руководством республики курса на импортозамещение, в условиях отсутствия серьёзной конкуренции на местном рынке (аналогичных по оснащению производств в Таджикистане нет) и при разумном управлении перспективы на будущее у типографии «Гандж» — так же безоблачны, как и бескрайнее голубое небо над летним Душанбе.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30