В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.
Packaging Day открыл председатель совета директоров Heidelberger Druckmaschinen Райнер Хундсдёрфер. Он поприветствовал гостей и заявил: «Упаковка — это сектор полиграфии, который по прогнозам в течение 5 ближайших лет будет ежегодно расти на 2,8%. И Heidelberg — единственный поставщик, способный предоставить идеально подобранные решения для всех шагов производства складной картонной упаковки, включая расходные материалы и сервис». Достаточно было бросить взгляд с высоты второго этажа на демонстрационную площадку, чтобы убедиться: да, это так. Подготовленное для показа оборудование действительно способно обеспечить полный производственный цикл типографии для выпуска складной упаковки из плоского картона. А о том, насколько эффективно, — чуть ниже…
Р. Хундсдёрфер выбрал в качестве трибуны для своего выступления машину Speedmaster XL 106 — бестселлер Heidelberg |
В Heidelberg весьма рачительно относятся к имеющимся ресурсам, поэтому давно отказались от идеи изготавливать всё самостоятельно. Как следствие, ответственность за разработку и выпуск послепечатного упаковочного оборудования передана надёжному партнёру — китайской Masterwork (MK). Похоже, обеим компаниям это пошло на пользу — каждая из них теперь фокусируется на том, что умеет делать лучше всего. Heidelberg сосредоточилась на решениях для печати и допечатных процессов, системах автоматизации и интеграции техпроцессов. MK — на оборудовании для высечки и тиснения, а также системах инспекции, к которым в результате сделки с Heidelberg добавились фальцевально-склеивающие машины с отличной репутацией, ранее выпускавшиеся Jagenberg. Подробнее об этом можно почитать в статье «Diana теперь Easy» (Publish № 7/8, 2017 г.; https://www.publish.ru/articles/201707-08_20013757). Из новостей в секторе послепечати — готовящийся в 2018 г. выпуск новых высечных прессов. В мае появится Powermatrix 106CSB с высоким самонакладом 1,8 м, автоматической подачей и приёмкой Non-stop, а в августе — Promatrix 145CSB с шириной подачи 145 см.
В компании говорят, что 99% картонной упаковки всё ещё производится на офсете. У Heidelberg есть полная линейка листовых машин для этого: Speedmaster XL 145 и XL 162, XL 75 Anicolor и «обычный» XL 75, CX 102 и XL 106. Некоторые из этих машин были показаны в демозале, включая сложную конфигурацию Speedmaster 106–8-P+LYYL FoilStar с переворотом, двумя лакировальными секциями и холодным тиснением фольгой. Все машины компании интегрируются в собственную АСУ ТП Prinect и поддерживают технологию автономной печати Push to Stop («Остаётся лишь нажать ”Стоп”»), обеспечивающую также упреждающее планирование производства. Среди элементов технологии — система Intellistart 2 с Intelliguide, вычисляющая лучшую стратегию смены тиража. Концепция Navigated printing помогает оператору пошагово пройти все производственные этапы. Для многих типографий это уже не перспектива, а реальность — в мире установлено более 300 машин, оснащённых в рамках концепции Push to Stop.
Оборудование, подготовленное для демонстрации, охватывало полный производственный цикл упаковочной типографии |
Что будет послезавтра?
В Heidelberg уверены, что и в обозримой перспективе, которую можно обозначить словом «завтра», львиная доля складной картонной упаковки в мире будет по-прежнему печататься офсетом. Однако в компании думают и о более отдалённом будущем. И даже готовы его приближать.
Что будет послезавтра? Безусловно, «цифра», которая уже доминирует в широкоформатной печати и малоформатной оперативной полиграфии, придёт и в упаковку. Причины для этого всё те же: сокращение средних тиражей, рост количества наименований, стремление к индивидуализации и т. п.
На рынке уже существует несколько полуформатных листовых ЦПМ. Но с точки зрения Heidelberg — это полумеры. Поэтому компания совместно с Fujifilm разработала ЦПМ в самом популярном у упаковщиков формате B1 — Primefire 106. Её предсерийный экземпляр показывали уже не раз — на выставке drupa 2016 и на специальных презентациях. Однако представление первой типографии, где машина проходит бета-тестирование, стало главным событием Packaging Day.
Во время демонстрации на этой машине Speedmaster 106–8-P+LYYL FoilStar с переворотом со скоростью 18 000 отт./ч отпечатали 5-красочный тираж на очень плотном картоне (коробка для фруктов). На такой машине также возможна 7-красочная печать с цветоделением по технологии Multicolor, позволяющей с высокой точностью воспроизводить цвета Pantone без смесевых красок. Multicolor включена как модуль в АСУ ТП Prinect и может применяться для цветоделения как офсетных, так цифровых работ — для печати на ЦПМ Primefire 106. А ещё на ней можно воспроизводить сложные эффекты с холодным тиснением обычной или голографической фольгой. Примеры — на фото справа |
Напомним, что эта струйная ЦПМ построена на отлично себя зарекомендовавшей платформе Speedmaster XL 106 — используются её самонаклад и приёмка, механизм листопроводки. Скорость печати сейчас — 2500 листов B1 в час с разрешением 1200 dpi (в перспективе скорость, возможно, увеличат до 4000 отт./ч при разрешении 600 dpi). Это, в сочетании с каплями 4 размеров головок Dimatix Samba, позволяет добиться реального офсетного качества. Материалы для печати — мелованный картон и бумага от 170 до 450 г/м2, диапазон толщин — от 0,2 до 0,6 мм. Важная особенность ЦПМ — уже в базовой конфигурации она имеет 7 цветов (CMYK плюс зелёный, оранжевый и фиолетовый). Поэтому она способна воспроизводить 95% цветов Pantone с помощью технологии цветоделения Heidelberg Multicolor. На все материалы в специальной секции, установленной сразу после самонаклада, наносится сплошной праймер с помощью анилокса — только так можно предотвратить растекание точек водных чернил. Зато нет никаких проблем с миграцией, что открывает машине дорогу в пищевую упаковку и другие сектора со специфическими требованиями к химии чернил. После цифрового печатного модуля стоят два аналоговых лакировальных — для сплошного и выборочного покрытия водными и УФ-отверждаемыми лаками. В приёмку встроена секция отбраковки — за счёт 100% контроля ни один дефектный оттиск не попадает в приёмную стопу.
Heidelberg Primefire 106 на производстве MPS. На фото справа — образцы печати одной и той же коробки с цветопробного струйного принтера типографии MPS (2), с машины Primefier 106 (3) и офсетный (1). Отличить их невооружённым глазом всё ещё можно, но только потому, что в струйной печати используется характерный стохастический растр, а на представленном офсетном оттиске — обычный. Заметных на глаз расхождений цветов нет. Кстати, в MPS отмечают высокую стабильность цветопередачи на Primefire 106 на протяжении всего тиража |
В сердце любой струйной ЦПМ находятся печатающие головки. В Primefire 106 их по 25 в каждой из семи линеек — всего 175. По информации Heidelberg, средний срок службы головки — 7 лет, однако в рамках сервисного контракта в течение года предусмотрена замена до 20 головок. Так что этот момент вряд ли станет предметом беспокойства производственников.
Завод
Завод Heidelberg в Вислох-Вальдорфе — самое большое производство печатного оборудования в мире. Оно было открыто в 1957 г. и сейчас занимает площадь около 860 тыс. м2, численность работников — 6500 человек. Нам провели небольшую экскурсию по цеху, расположенному на улице Бернхардта Шрайера (да, на заводе есть свои улицы), возглавлявшему компанию 13 лет. Цех был построен для выпуска листовых машин сверхбольшого формата — Speedmaster XL 145 и 162. Для сборки таких больших машин нужно серьёзное оборудование. Например, один из мостовых кранов здесь имеет максимальную грузоподъёмность в 50 т. Это объяснимо, поскольку масса одной секции машины сверхбольшого формата — более 20 т. Часть цеха выделена для производства цифрового печатного оборудования. В начале 2017 г. здесь начали серийную сборку модулей цифровой печати для этикеточных машин Gallus Labelfire 340. Мы насчитали около полутора десятков секций на разных этапах сборки. Напротив них уже с 2018 г. будет организовано такое же серийное производство машин Primefire 106. Одна секция была почти готова, но ещё не закрыта корпусом. Бросилось в глаза обилие металла — конструкция этой цифровой машины явно рассчитана на длительный жизненный цикл. Позже на наш вопрос о том, какова расчётная месячная производительность Primefire 106, продакт-менеджер Heidelberg Сабрина Янта ответила, что никаких ограничений нет — машина способна работать в режиме 24/7. Единственный нюанс — каждые два часа выполняется автоматическая процедура очистки головок, занимающая не более двух минут.
С февраля 2017 г. Primefire 106 заработала в крупной международной компании Multi Packaging Solutions (MPS) на производстве в Оберсульме. Управляющий директор и старший вице-президент MPS по направлению упаковки для индустрии красоты и персональной гигиены Стефен Шницер выступил сразу после Р. Хундсдёрфера. С июня 2017 г. компанию приобрела ещё более крупная международная упаковочная группа WestRock, общая численность работников которой теперь составляет 45 000 человек на 300 производствах по всему миру, а оборот ещё до последнего поглощения достигал 15,2 млрд евро.
Сразу из Вислоха мы выехали в Оберсульм, где нам показали Primefire 106 на производстве. Выбор MPS в качестве первой площадки для бета-тестирования объясняется просто — типография сотрудничает с Heidelberg уже несколько десятков лет, а её производство в Оберсульме расположено менее чем в часе езды от Вислоха. За эти годы типография приняла участие в совместных разработках семи машин, включая первую листовую для УФ-печати в 1978 г., а также специальную длинную конфигурацию для предотвращения царапин на упаковке, сочетающую матовый и глянцевый лаки. К тому же MPS имеет уже 17-летний опыт внедрения цифровых печатных решений — на разных площадках работают рулонные и листовые этикеточные и издательские ЦПМ Canon/Océ, HP Indigo и Xeikon.
C. Шницер (MPS) отметил: «Да, эта машина не для всех наших работ, но она отлично ложится в концепцию цифрового развития типографии» |
Говоря о причинах выбора Primefire 106, Шницер отметил идеальный формат B1, совпадающий с форматом послепечатного оборудования; не уступающее офсетному качество печати; удовлетворяющие самым жёстким требованиям по миграции водные чернила.
Он назвал много перспективных вариантов её использования. Например, разработка и утверждение новых образцов упаковки — их в типографии каждый год запускают более 200. А для печатных тестов приходится тратить дорогое время офсетных машин. ЦПМ способствует ускорению выхода на рынок и помогает утверждать образцы упаковки более эффективно. Среди других возможностей: выход на небольшие рынки с малыми тиражами, промопроекты (Шницер показал образец с персонализацией для одного из клиентов, но фотографировать его не разрешил — с этим в типографии строго), размещение скрытой информации на упаковке для отслеживания её логистики. Переменные данные в виде штрихкодов и QR-кодов открывают дополнительные возможности для использования упаковки в качестве медиаканала. Это позволяет построить мост между потребителем и владельцем бренда.
На вопрос о точке пересечения с офсетом по себестоимости Шнитцер заметил, что ответ зависит от очень многих составляющих, но при прочих равных эта точка находится где-то на уровне 2000 листов.
C. Пленц объяснил журналистам цифровую стратегию Heidelberg |
«Цифра» позволяет типографии быть более гибкой, быстрее реагировать на потребности клиентов, а главное — повышает её ценность в глазах заказчиков: «Если нужно изготовить 500 коробок за три дня — мы можем это сделать, производство персонализированной промоупаковки — тоже не проблема».
В Heidelberg уверены в отличных перспективах своего цифрового детища и говорят о высоком спросе на него. Все заказы до конца 2018 г. уже расписаны. Отвечающий за направление «Цифровые технологии» член совета директоров Heidelberg Стефан Пленц пообещал, что с момента начала серийного выпуска в первом квартале 2018 г. мощность производственных площадей для изготовления Primefier 106 будет увеличена на 50%. Пока же на ближайшее время заявлены ещё две бета-инсталляции — одна в декабре 2018 г. в немецкой colordruck&Baiersbronn (там на базе машины планируют организовать направление персонализированной упаковки), вторая — уже в следующем году также в немецкой August Faller, где с помощью цифровой печати собираются реализовать проект по точному отслеживанию логистики лекарств с помощью уникальных кодов на упаковке. Точное количество предзаказов на машину в Heidelberg не раскрывают. Зато Пленц дал ориентир стоимости Primefier 106 — около 3 млн евро. Для типографий предложат сервисный, но не клик-контракт — можно будет просто покупать чернила в необходимых для работы количествах.
Эффективный офсет
Мы посетили две типографии, оснащённые самими новыми офсетными машинами Heidelberg. Одна из них — Acket drukkerkerie kartonnage (Осс, Нидерланды). Нынешний генеральный директор и владелец Том Аккет — представитель пятого поколения семейной компании, основанной в 1882 г. Начинали с печати местной газеты и пищевой упаковки, на которой впоследствии стали специализироваться, добавив к ней также обычную картонную упаковку. В 1965 г. построили новое здание, которое было расширено в 2000 г. За это время поглотили две типографии, собрав у себя их оборудование и заказы. Численность персонала — 135 человек, в год перерабатывают 15 тыс. т картона, запечатывают 91 млн листов, выпуская 550 млн коробок. Оборот в 2016 г. — 28 млн евро, свою долю в этом секторе рынка Нидерландов оценивают в 14%. Работа организована в 3 смены по 8 часов.
Специфика работы накладывает свои ограничения: для посещения цехов нам пришлось надеть специальные комбинезоны, шапочки и защитную обувь, а также снять все украшения. На входе в каждый цех — обязательное мытьё рук. Используемое оборудование — 4 печатных полноформатных машины Heidelberg разных лет, 5 прессов для высечки и тиснения Bobst, 6 ФСЛ Jagenberg и одна новейшая MK Diana 115-X, две машины для вклеивания окошек, системы формирования поддонов. Здесь особо гордятся чистотой и экологичностью — тщательно собирают пыль и все отходы для последующей переработки.
Машина Speedmaster XL 106, оснащённая решениями в рамках концепции Push to Stop, позволила сократить время смены тиража на 20%. Повышению эффективности способствует и полная автоматизации подачи картона и отгрузки отпечатанных листов в цех послепечати. На фото справа — система логистики Krifft & Zipsnerr, бесперебойно обеспечивающая картоном сразу две машины |
На новейшей 6-красочной Speedmaster XL 106 с двойным лакированием, оснащённой также системой автоматической логистики картона и отпечатков, в Akket впервые познакомились на практике с концепцией Push to Stop и очень ею довольны. За счёт использования Intellistart, параллельной смывки и смены форм с помощью Multidrive, смена заказа занимает не более 6 мин, что в среднем на 20% меньше, чем на машине предыдущего поколения, а на приладку уходит всего 100–120 листов. Если нет УФ-лакирования, машина работает на максимальной скорости 18 000 отт./ч — мы сами в этом убедились, наблюдая печать коммерческого заказа. Автоматизирована смена стоп и палет на подаче и приёмке — здесь используется система, разработанная Krifft & Zipsnerr в сотрудничестве с Heidelberg. Паллеты картона автоматически транспортируются из подвала, переворачиваются, укладываются на пластиковые поддоны и подаются в самонаклады без остановок печати. Оператору требуется только перевозить заполненные отпечатками палеты в цех послепечати, но в перспективе для этого будут использованы роботизированные тележки.
Аккет отмечает, что средний печатный тираж постоянно снижается — сейчас он составляет около 9000 листов, поэтому любое сокращение времени смены тиража очень важно. Возможность изготавливать заказы более оперативно помогает конкурировать с типографиями из Польши, Турции и Индии, которые всё более активны на европейском рынке.
А последней остановкой для нас стала Smart Packaging Solutions (Меер, Бельгия). Это часть большой международной группы компаний VPK Packaging Group, самостоятельно изготавливающей бумагу, плоский и гофрокартон, втулки, внешнюю упаковку рулонов.
SPS создана в 1989 г., объём продаж в 2016 г. — 120 млн евро, в год перерабатывает 150 тыс. т плоского картона. Всего располагают тремя производствами, в Меере работает 120 человек. Здесь изготавливают довольно необычную продукцию — транспортную упаковку из плоского картона (в основном для продуктов). Такая упаковка — более прочная и устойчивая к влаге (что особенно важно для заказчиков SPS), чем гофрокартонная.
Общий вес этого «монстра» — около 150 т! С момента установки Speedmaster XL 162 в типографии SPS в феврале 2016 г., отпечатано 17 млн оттисков. На фото справа на просмотровом столе печатной машины лежит типичный продукт типографии |
Изначально ставку на офсет сделали потому, что формные процессы для него дешевле и быстрее, а качество печати — выше. 2 года назад здесь решили купить новую печатную машину вместо Roland 900–142 и выбрали 5-красочную Heidelberg Speedmaster XL 162 сверхбольшого формата с лаковой секцией. Главной причиной выбора называют очень прочную конструкцию, необходимую для работы с плотным плоским картоном толщиной до 1,6 мм (до 1200 г/м2). Средние тиражи здесь, как и везде, постоянно снижаются. Сейчас они составляют 15 000 листов. Скорость печати — 9000 отт./ч, работают обычными масляными красками. Оказалось, что машина успешно справляется даже с очень неровным картоном за счёт тщательно продуманного листопроводящего тракта и более длинного конвейера после самонаклада. При покупке выбрали большинство возможных для этой модели опций автоматизации, в первую очередь — облегчающих загрузку и выгрузку материалов. С машиной интегрирована система автоматической логистики картона всё той же Krifft & Zipsnerr. Смена тиража занимает для 4-красочного заказа около 10 мин, а на приладку уходят… всего 5–10 листов. Это связано с тем, что требования к точности цветопередачи у заказчиков SPS — минимальные. Одна такая печатная машина успешно загружает солидный парк послепечати — 5 высечных прессов Bobst и 7 ФСЛ того же производителя.
Упаковка ждёт смелых
Рынок упаковки стабильно растёт. В Heidelberg особо подчёркивают, что готовы организовать для каждого заказчика оптимальное производство картонной упаковки с использованием самых передовых и доказавших свою эффективность традиционных и цифровых решений. Компания обещает помочь с созданием Smart Print Shop («Умной типографии») — интеллектуального печатного производства под управлением АСУ ТП Prinect, интегрированного с АСУ типографией, где все техпроцессы будут полностью прозрачны, начиная с расчёта и планирования заказа и заканчивая его отправкой клиенту. У Heidelberg также есть специальная программа Performance Plus, в рамках которой анализируются существующие техпроцессы и проводится дополнительное обучение персонала для повышения эффективности его работы. Теперь компания предлагает и принципиально новые цифровые печатные решения для таких ниш рынка упаковки, которых пока не существует. Здесь она находится в самом начале пути, но, как справедливо заметил С. Пленц, «владельцы и руководители типографии должны иметь смелость, чтобы воплотить это в жизнь».
Учитывая, что в недавнем отчёте за финансовое полугодие Heidelberg, закончившееся 30 сентября, Р. Хундсдёрфер заявил о планах к 2022 г. увеличить продажи за счёт новых цифровых продуктов до уровня в 500 млн евро в год, смелых и отчаянных полиграфистов компании потребуется найти много. Чтобы обеспечить подобный оборот, оборудование уровня Labelfire и Primefire должно ежегодно продаваться по нескольку десятков штук. Но у Heidelberg есть неплохие шансы добиться подобного результата. Во-первых, если говорить о Primefire 106, то конкуренты, готовящие собственные ЦПМ формата B1, — Landa с Komori, KBA с Xerox, Konica Minolta и, вероятно, HP — не выведут на рынок серийные продукты ранее 2019 г. Во-вторых, у Heidelberg — огромная инсталлированная база в офсетных упаковочных типографиях, где уже есть послепечатное оборудование формата B1. К тому же уровень доверия к марке Heidelberg у руководителей и владельцев этих типографий весьма высок.
Конечно, среди экспертов рынка есть немало скептиков, высказывающих сомнения в способности цифровых решений большого формата принести типографиям и владельцам брендов реальную прибыль за счёт создания пока не существующих сегментов рынка. Кто прав — покажет время…