Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.
Остаётся один вопрос — а где тут «цифра»? Оценки проникновения цифровых технологий печати в упаковку разнятся, но обычно речь пока идёт всего лишь об одном-двух процентах. Очевидно, что в этом секторе у цифровой печати — огромный потенциал роста. Сомневаться в том, что «цифра» придёт и в упаковку, не приходится. Просто этот рынок существенно отличается от других, где цифровые технологии либо доминируют, либо уже активно конкурируют с аналоговыми. Одна из его особенностей — он сильно сегментирован: упаковочные типографии обычно специализируются на определённых типах продукции.
Поэтому типографии стремятся выбирать специализированное оборудование. И, похоже, одна из главных причин низкого проникновения «цифры» в упаковку — недостаточное количество инсталляций специализированных упаковочных ЦПМ. Больше всего их наблюдается в секторе гибкой упаковки, где пока фактически монопольное положение занимает HP Indigo 20000 — недавно HP сообщила о 115 инсталляциях по всему миру. Кажется, много? Но если сравнить это число со «смежной» этикеточной отраслью, где используются рулонные ЦПМ, но меньшей ширины, то их во всём мире работает уже около 3400 — в 30 раз больше! Не удивительно, что проникновение «цифры» в этикетку на развитом европейском рынке приблизилось к 10%.
Ещё один крупнейший сектор — складная картонная упаковка. Здесь тоже есть определённые успехи в формате B2 — установлено несколько десятков листовых HP Indigo 30000, о 30 инсталляциях AccurioJet KM-1 недавно сообщила Konica Minolta, параллельно наращивает продажи их общего детища Komori. К этому списку следует добавить часть из 700 листовых HP Indigo 10000 и несколько десятков Fujifilm JetPress 720s (к середине 2016 г. было объявлено о 70 инсталляциях), которые в силу своего формата гораздо лучше подходят для печати упаковки, чем их универсальные собратья в формате B3.
Но, похоже, цифровая трансформация в секторе складной картонной упаковки ускорится в тот момент, когда на рынке появятся серийные листовые ЦПМ формата B1. Не случайно, все их разработчики говорят в первую очередь об упаковочных применениях. Уже очень скоро начнутся коммерческие поставки Heidelberg PrimeFire 106, а в следующем году, вероятно, завершится стартом продаж эпопея выхода на рынок Landa Nanographic Printing. Обе компании уже продемонстрировали возможности своих машин в типографиях, занимающихся бета-тестированием. Чуть позже должно стать доступным и совместное детище Xerox и Koenig & Bauer. Главное преимущество подобных машин — их удобная интеграция в существующие техпроцессы упаковочных типографий. Хотя, конечно, для полного раскрытия потенциала таких ЦПМ их следует снабдить соответствующей цифровой периферией, подобной отделочным решениям MGI и Scodix, а также системам высечки Highcon или SEI Laser.
А есть ещё и гофроупаковка. И если в секторе предварительной запечатки лайнеров заметную активность пока проявляет только HP (привлёкшая к разработке систем HP PageWide T1100s коллег из Koenig & Bauer и уже отметившаяся несколькими инсталляциями), то за внимание типографий, выполняющих прямую печать по гофрокартону, борются сразу несколько игроков. EFI недавно сообщила о подготовке 4-й инсталляции своей однопроходной струйной ЦПМ Nozomi C18000. Вот-вот начнётся бета-тестирование HP PageWide C500, у HP уже заключено несколько контрактов на её поставку. За клиентов, кроме EFI и HP, борются Barberan, CorrStream, Durst, Headway и ещё пара игроков из Китая. Новый старт обещает и Bobst. Пока коллеги из InfoTrends считают, что во всём мире установлено не более 20 машин однопроходных машин для печати по гофрокартону, но по их прогнозам в течение года-двух это количество удвоится.
Прямо на наших глазах цифровая упаковка, до последнего времени казавшаяся многим неким виртуальным миром из «Матрицы», превращается в осязаемую перспективу. Недалёк тот день, когда мы увидим вариативную упаковку не только на выставочных стендах и в презентациях, но и на полках знакомых магазинов. А в аптеках, чтобы проверить подлинность лекарств, будет достаточно поднести их упаковку к объективу смартфона. И это — далеко не все возможности цифровой упаковки…