Сотрудничество между HP, российским производителем шоколада «Красный октябрь» и типографией FineArtPrint, оснащённой ЦПМ HP Indigo 7600, — один из самых интересных примеров развития направления цифровой печати упаковки в России. Но далеко не единственный…
22 марта 2018 г. в Москве состоялся семинар, посвящённый цифровой упаковке. И хотя на нём, конечно, шла речь о современных технологиях цифровой печати на HP Indigo, главной темой стали примеры её применения в области упаковки. Самый известный из них появился благодаря сотрудничеству между фабрикой «Красный октябрь» (входит в холдинг «Объединенные кондитеры»), производителем цифровых решений HP Inc., изготовителем картона Iggesund Paperboard и типографией FineArtPrint (Москва).
Центральный экспонат выставки «Роза Эйнема» — альбом коммивояжёра 1913 г. со специальным футляром для него. Вместо того чтобы возить с собой целые коробки, продавцы шоколада «Товарищества Эйнем» в поездках пользовались таким альбомом, где были собраны образцы крышек и этикеток
|
Богатые традиции
Участникам семинара повезло — ведь он проходил в историческом здании фабрики «Красный октябрь» на Берсеньевской набережной. Здесь развёрнута выставка «Роза Эйнема», посвящённая истории и секретам успеха фабрики, основанной как «Товарищество Эйнем». Перед началом семинара для нас провели экскурсию, во время которой мы узнали немало интересного.
В начале XX века активно экспериментировали с материалами для отделки коробок. Например, в образце коробки в середине используется бархат, а справа — гобелен |
Например, оказалось, что уже в начале XX века весьма красочные коробки для шоколада изготавливали не только из картона, но и из жести. Основным способом печати тогда была хромолитография. В этой технологии краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст. Понятно, что получение многокрасочных изображений таким способом требовало гораздо больших мастерства и трудозатрат, чем с помощью современных технологий — офсетной и тем более цифровой печати. Активно использовалось и тиснение фольгой. Надо заметить, что нашим предкам-полиграфистам и сейчас не пришлось бы краснеть за результаты своего труда!
Как и специалистам по маркетингу (тогда их, вероятно, называли иначе) — продвижение торговой марки и шоколада фабрики «Товарищество Эйнем» велось весьма изобретательно. Например, перед открытием двух новых магазинов было объявлено, что продавщицами в одном из них будут только брюнетки, а в другом — только блондинки. Разумеется, дополнительный поток посетителей мужского пола был обеспечен. Фабрика активно работала прямо с покупателями, вовлекая их в различные игры по почте. Например, предлагалось собрать 12 открыток-вкладышей из коробок с шоколадом и получить за них серию почтовых марок. А в 1910 г. над Москвой запустили дирижабль с надписью «Товарищество Эйнем» — уже тогда владельцы фабрики понимали, что нужно работать и над узнаваемостью бренда…
По этому поводу руководитель управления «Мир Шоколада» холдинга «Объединенные кондитеры» Нина Кузнецова, приветствуя участников семинара, заметила: «Создать продукт — это только половина или даже четверть дела, а остальные усилия нужно приложить к тому, чтобы обеспечить его реализацию. И как вы смогли убедиться, это прекрасно понимали основатели фабрики».
Цифровая упаковка вокруг нас
Первым о примерах цифровой упаковки рассказал менеджер по развитию бизнеса клиентов HP Indigo в России Андрей Карелин. Разумеется, он опирался на опыт типографий, пользующихся оборудованием HP Indigo. Но сначала напомнил, что оборудование — это только инструмент, а гораздо важнее умение и желание им пользоваться. Андрей ещё раз упомянул опыт «Товарищества Эйнем», а затем привёл примеры из советских времён: выпуска карамели с различными обёртками для популяризации ПДД и срочного выпуска печатного продукта из советского времени, когда к полёту Гагарина удалось всего за сутки нарисовать, подготовить и выпустить памятную открытку.
Затем Карелин рассказал о проекте «Старинная открытка», который зародился 2,5 года назад. До этого единственным эффективным и экономичным способом печати картонной упаковки на «Красном октябре» считали офсет. Предпосылками для проекта цифровой упаковки стали изменения рыночных реалий и развитие цифровой печати. Некоторое время партнёрам потребовалось на доводку дизайна и выбор материалов, а в марте 2016 г. фабрика представила набор конфет ручной работы «Старинная открытка» на 85 г в оригинальной упаковке — небольшой коробочке типа «жилетка» с вложенной уникальной открыткой. Коробка была разработана совместно с FineArtPrint, отпечатана на установленной в этой типографии HP Indigo 7600 на картоне Iggesund Invercote 280 г/м2. Заготовки ламинировались и вырубались, после сборки в них также вставляли открытки, напечатанные в пять красок на картоне Invercote GP Alubarier 320 г/м2. Всего в первом тираже было изготовлено 600 экземпляров. Проект стал родоначальником целой серии самых разнообразных по содержанию и дизайну упаковок.
Чуть позже Кузнецова прокомментировала: «Именно в необходимости изготавливать уникальную упаковку ограниченного тиража кроется главная техническая сложность проекта. Традиционные технологии, используемые для массового производства кондитерской упаковки, не позволяют печатать небольшие тиражи с гибкими возможностями кастомизации графических элементов. Мы тщательно изучили рынок и пришли к выводу, что печатные машины HP Indigo — именно то, что нам нужно. Они позволили предложить нашим покупателям по-настоящему редкие, словно созданные специально для них, конфеты».
«Цифра» позволила снизить стоимость упаковки при малых тиражах, оперативно менять дизайн, а безупречный и экологичный картон Iggesund Invercote обеспечивает точность цветопередачи с иллюзией стереоскопичности изображения. Более того — уникальное ПО HP SmartStream Mosaic позволяет выпускать вариабельную упаковку, где каждая коробка будет отличаться цветами, размерами и расположением элементов дизайна.
Карелин напомнил также об известных международных проектах, осуществлённых с помощью HP Indigo: шоколад ручной работы Fleurir из США, на обёртках которого печатались репродукции местных художников; хорошо известный проект обёрток шоколада «Штраусс» с коровой из Израиля, каждая из миллиона (!) которых стала уникальной благодаря использованию ПО Mosaic (за первый месяц с начала запуска проекта сбыт шоколада вырос в четыре раза); лотерея KitKat, в которой каждой день разыгрывалось 1000 призов, а победители могли загрузить своё фото на специальный сайт и получить шоколадки со своими фотографиями на обёртке.
После того как генеральный директор московского представительства Iggesund Paperboard Мария Таран (на фото слева) рассказала о достоинствах картона Invercote, который производит её компания, и показала видео с подробным объяснением процесса изготовления, Кузнецова снова взяла слово и добавила: «Хотя по массе картон Iggesund дороже других видов, используемых нами для печати упаковки, интегральная оценка с учётом сокращения брака, отходов в процессе производства и логистики оказывается дороже всего на несколько процентов. И мы сейчас планируем отпечатать на Invercote большой тираж массовой продукции» |
Образцы цифровой упаковки: тему «Старинной открытка» (две верхних полки) продолжают развивать «Красный октябрь» и типография FineArtPrint; а на двух нижних полках представлены работы для заказчиков «Типографии цифровых решений Б» |
Своим опытом поделился генеральный директор FineArtPrint Дмитрий Степанов. За десять лет типография, известная также под другими брендами (FineArtBox, Couture Book, Couture Studio, MyPhotoPages), успела поработать с 438 корпоративными и 375 890 частными клиентами (в основном — заказы через интернет). Каждый день типография изготавливает 357 заказов, средний срок выполнения — 3 дня. В парке оборудования — 6 печатных машин и 74 отделочных. Ассортимент продукции — от листовой издательской полиграфии до широкоформатной печати. В типографии стараются максимально автоматизировать все процессы, внедрены системы web-to-print (в том числе тестовый проект с заказом персонализированной упаковки) и CRM на базе ПО ASystem.
Среди проектов в области цифровой упаковки, помимо «Старинной открытки» и её развития с другими дизайнами, были и другие. Например, подарочный комплект для бренда «Алёнка» из семи предметов; набор кубиков для конфет с изображениями на гранях, которые можно сложить в единый кадр; проект для совместного мероприятия FM Logistik и HP. Последний проект особенно ярко продемонстрировал возможности цифровой печати. При входе на мероприятие все гости отвечали на два вопроса: «Где вы хотели бы отдыхать? Какая страна вам нравится?» Всего через три часа каждый из 40 гостей получил персонализированный набор из коробочки конфет «Красного октября» и открытки с видами выбранной страны и приглашением её посетить. В FineArtPrint постарались и для нашего семинара — в подарочный комплект вошла коробочка конфет «Роза Эйнема» с открыткой, ещё одна изящ-ная коробочка-приглашение с конфетой внутри. А вручали комплект в красивом картонном пакете. Стоит ли напоминать, что все эти проекты типография печатала на HP Indigo 7600 на картоне Iggesund, о котором Степанов отзывался исключительно в превосходной степени?
Подготовленные к семинару образцы цифровой упаковки, изготовленные в «Типографии цифровых решений Б» |
Не менее интересным оказалась и презентация генерального директора ставропольской «Типографии цифровых решений Б» Владимира Бочкова. Ранее она называлась «Дизайн-студия Б», но недавно в ней провели ребрендинг — новое название лучше отражает стратегию развития, которая заключается не только в расширении производственной базы, но и в поиске наиболее эффективных решений задач клиентов. Мы уже не раз писали об этой компании, поэтому остановимся лишь на нескольких свежих проектах в области цифровой упаковки, о которых рассказал Владимир в презентации «От печати по требованию — к бесконечной вариативности».
В типографии исповедуют активную модель «бесконечной вариативности» взаимодействия с клиентами. По этой модели исполнитель занимает активную позицию, принимая непосредственное участие в разработке стратегии и тактики продвижения продукции или услуг клиента, делая ставку на инновационные подходы.
Бочков привёл примеры продуктов, которые появляются в результате подобного подхода: промоупаковка с эксклюзивным содержимым (под это определение отлично подходят продукты из серии «Старинная открытка») и упаковка для корпоративных подарков (в том числе с персонализацией и вариабельная). Для одного из своих клиентов — салона красоты «Люмьер» — типография разработала и изготовила коробочки-марцишоры с подарками. Каждая коробочка имела уникальный, не повторяющийся узор, подготовленный с помощью ПО Mosaic.
Ёще один пример — новый фирменный стиль и, как следствие, новая упаковка для локального бренда «Хлеб Хмельницкого», очень популярного в Ставрополе. Другой интересный проект для этого заказчика — картонные стаканчики. Компания выводила на рынок новый кофе с особой обжаркой с манифестом «Кофейная революция». В него вошли шесть цитат, а покупателям предлагали собрать шесть стаканчиков с разными цитатами и получить 30 бесплатных чашечек кофе. Все стаканчики не только были отпечатаны цифровым способом, но и были сделаны вариативными — каждый имел уникальный дизайн, поскольку при подготовке изображений для них задействовали возможности Mosaic. Владимир не без гордости констатировал: «Сегодня мы — единственная типография в России, которая изготавливает стаканчики цифровым способом». Так, проявив активность и показав все свои возможности, типография существенно расширила масштаб своего бизнеса с этим клиентом.
Не останавливаясь на достигнутом
Изображение на стене и сувениры для участников составили неплохую художественную инсталляцию |
Совместный проект HP и фабрики «Красный октябрь» продолжает активно развиваться. В феврале 2017 г. конфеты «Старинная открытка» получили диплом победителя 12-го международного конкурса на лучшую упаковку и этикетку для кондитерской продукции «ПродЭкстраПак 2017». Упаковка сменила уже более 400 дизайнов, большая часть из которых реализуется через розничную сеть компании, магазины «Алёнка». Два с половиной года развития успешного проекта подтверждают, что цифровая печать упаковки с использованием технологий HP Indigo в России — это не будущее, это проверенное практикой настоящее.
Но, как убедились собравшиеся на семинаре, цифровая печать может гораздо больше…