Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.
III Всероссийский форум полиграфистов прошёл 8 февраля 2019 г. в подмосковном отеле «Шератон Шереметьево». Предыдущий Второй полиграфический форум состоялся ровно год назад (см. «Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации», Е. Бондаренко // Publish № 3, 2018, стр. 33). По сравнению с ним изменился и расширился состав организаторов — помимо «ОктоПринт Сервис», Xerox, «хубергруп РУС», Koenig & Bauer, Mondi Group, появились Agfa Graphics и Müller Martini, больше не участвует «Папирус Столица». По данным организаторов, Форум посетили 232 человека из 142 типографий.
Перед открытием Форума гостей приветствовали руководители компаний-организаторов (слева направо): Илья Князев (российское представительство Agfa Graphics), Денис Дюнин («Мюллер Мартини РУС»), Фёдор Смирнов («Кениг унд Бауэр РУС»), Олег Красноборов («ОктоПринт Сервис» и «хубергрупп РУС»), Дмитрий Мокин («Ксерокс Евразия»), Игорь Коломейцев (Mondi) |
Будущее начинается вчера
Хотя заявленная тема «Полиграфия будущего» нашла своё явное воплощение не во всех презентациях Форума, понимание процессов, происходящих не только в нашей индустрии, но в обществе, крайне важно — ведь в тенденциях вчерашнего и сегодняшнего дня обязательно просматриваются те, которые окажут влияние на будущее.
Доклад «Полиграфический рынок России 2018 г. — первые оценки» представил генеральный директор издательства «Курсив» Александр Амангельдыев. Он считает, что в 2017 г. 46% отечественного рынка занимала офсетная печать, 29% — флексографская, а на третьем месте находилась «цифра» — 10% рынка. В 2018 г. произошло падение количества заказов в офсете на 7%, но тиражи снизились менее существенно — на 2,5%. За год установлено 30 серьёзных офсетных печатных машины, продано за рубеж — 5–6 машин. Основной сегмент роста в последние 8 лет — флексография, однако падение тиражей в ней составило 10%, зато при этом наблюдался рост числа заказов на 22%. В России за год установлено 150 флексографских машин.
Падение тиражей в офсете также компенсируется приростом в секторе цифровой печати — за год установлено 300 лёгких ЦПМ, 100 — среднего класса и 15 — тяжёлых ЦПМ (без учёта рулонных этикеточных и упаковочных). Александр оценил объём рынка офсетной печати в 2017 г. в 3,5 млрд долл., но в 2018 г. рынок потерял 370 тыс. типовых заказов, что могло составить потери в деньгах около 180 млн долл. Однако типовой заказ стал дороже, поэтому потери рынка в деньгах меньше — 100–120 млн долл. Общий объём рынка в офсете оценен в 3,4 млрд долл., во флексографской печати — 1,9–2 млрд долл. (при росте 120–150 млн долл.). Рассчитанный же по среднему объёму печати для каждого класса ЦПМ общий объём цифровой печати в России в 2018 г. составил 730 млн долл., что даёт годовой прирост 60 млн долл.
Интегрированная оценка объёма рынка полиграфии в 2018 г. составила 7 млрд долл., рост — 70–90 млн долл., т. е. около 1,3%, что можно считать статистической погрешностью. По выкладкам Александра общий объём полиграфического рынка практически не меняется уже третий год подряд, однако происходит трансформация отрасли — заметно снижается объём офсетного сектора и стабильно растёт «цифра». Это очень важный момент — здесь мы следуем в русле мировых тенденций.
Как сообщил менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Евразия» Дмитрий Мокин, с 2016 по 2017 г. в России наблюдался рост объёмов цветной цифровой печати (без учёта струйной) на 37%, а в 2018 г. — ещё на 23%.
Мы не уникальны — тенденции по установкам промышленных ЦПМ в России повторяют мировые — после пика в 2017 г. в 2018 г. наступил небольшой спад. Оценки по цифровой печати в мире по данным разных аналитических агентств говорят, что в 2017 г. было отпечатано 370 млрд стр. (цветных и ч/б), а прогноз на 2022 г. — уже 460 млрд стр. Причём объём монохромной печати будет снижаться, а цветной — расти. В 2022 г. среднее количество отпечатков в цвете на одной тонерной машине вырастет на 25%, а на одной струйной — на 21%. Параллельно будет постепенно снижаться себестоимость отпечатков — на 10–12%. Максимальный рост ожидается в сегменте упаковки, в первую очередь — картонной. За ними следуют рекламная и издательская печать. А офисная и транзакционная печать будут сокращаться.
Говоря о точках роста, Дмитрий также отметил, что продажи «малых» ЦПМ снизятся к 2022 г. на 6%, зато «больших» ЦПМ — вырастут на 37%. «Связано это с тем, что на больших машинах можно обеспечить рост объёмов печати даже в периоды пиковой нагрузки», — объяснил Мокин.
Ещё один интересный момент — появление ЦПМ с дополнительными цветами (белым, металликами и др.), а также рост спроса на заказы с ними. Эти объёмы будут расти в несколько раз быстрее, чем CMYK. Ответ Xerox на эти тенденции — выведенная на рынок России в 2018 г. шестикрасочная Iridesse Production Press. С момента начала продаж в мае 2018 г. в мире установлены сотни таких ЦПМ.
Сейчас в Xerox говорят типографиям: для получения больших прибылей в будущем надо стремиться отличаться от конкурентов. Этому поможет использование дополнительных цветов, повышение автоматизации и выход в сектора, где «цифра» пока используется мало, — в частности, в упаковку и др.
Цифровая трансформация на марше
Необходимость соответствовать требованиям времени понимают и в компаниях, которые исторически воспринимались полиграфистами как производители и поставщики традиционного аналогового оборудования и расходных материалов для него.
Например, менеджер по продажам Koenig & Bauer Sheetfed (Радебойль) Михаель Кёниг рассказал о задачах и целях недавно созданного совместного предприятия с Durst Phototechnik. Компании будут вместе разрабатывать цифровые печатные упаковочные решения, а затем каждая уже самостоятельно будет поставлять их на рынок и обслуживать. У Koenig & Bauer — это листовая струйная VariJet 106 формата B1, прототип которой покажут на drupa 2020. Машина может поставляться в гибридной конфигурации (с офсетными и лакировальными секциями и даже высечкой в линию), чернила — водные, 7 красок. Другие разработки, в совершенствовании которых помогут инженеры Durst, — CorruJET для прямой печати по гофрокартону и рулонные RotaJET. В свою очередь, Koenig & Bauer также примет участие в доработке листовых однопроходных струйных гофромашин Durst SPS 130 (её скоро представят в базовом дизайне для запуска в серию) и создании SPC 170 увеличенного формата. Здесь должен помочь опыт немецких инженеров в области самонакладов и приёмки, элементов листопроводки и т. п.
Интересно, что и привычные листовые офсетные машин Koenig & Bauer становятся всё более цифровыми — их эффективность существенно повышается за счёт различных опций автоматизации. Среди примеров — система ErgoTronic AutoRun, позволяющая максимально быстро переходить с заказа на заказ, а также приложение Rapida LiveApp, обеспечивающее двустороннюю связь с машиной и позволяющее одному оператору обслуживать более одной машины. Но не только: за счёт сбора данных о заказах с помощью NFC-меток можно эффективно следить за заказами и управлять складом, а также оптимизировать сервисное обслуживание. Функция PressCall связывает оператора с сервисом с возможностью видеотрансляции.
Müller Martini — известный производитель брошюровочно-переплётного оборудования. И хотя технический директор «Мюллер Мартини РУС» Денис Дюнин рассказал преимущественно о сервисе компании, обеспечивающем долговременную защиту инвестиций в промышленное оборудование, значительная часть разнообразного портфеля сервисных услуг MM Services также опирается на цифровые технологии. Например, интерактивная онлайн-поддержка Remote Line позволяет решить удалённо до 50% возникающих проблем. И это не говоря о том, что управление оборудованием давно автоматизировано и «оцифровано», а целая группа решений специально разработана для использования в цифровых типографиях.
Начиная своё выступление, генеральный директор российского представительства Agfa Graphics Илья Князев отметил: «Многие помнят красный ромбик Agfa ещё с плёночных времён. Но фотоплёнки уже нет, а компания Agfa — существует». На самом деле Agfa фактически стояла у истоков цифровой трансформации в полиграфии и постоянно продолжает двигаться в этом направлении. Среди достижений компании, имеющей более 100 лет опыта в области печати изображений, — участие в разработке стандарта PDF/JDF. При этом она остаётся главным мировым производителем фототехнической плёнки, лидером допечатного рынка в Европе и Латинской Америке, а в 2017 г. выпустила треть всех офсетных пластин в мире.
Всё более востребованными становятся её цифровые программные решения для автоматизации техпроцессов и web-to-print — их используют более 8000 типографий, каждая вторая газета в мире выпускается с помощью решений Agfa. В активе компании — экологически чистые решения (не требующие химии пластины, тиражестойкие без обжига). Ещё одно важное направление — промышленные широкоформатные УФ-принтеры, которых в мире установлено уже более 3000. В Agfa считают, что их принтеры имеют лучшие в отрасли показатели переменных издержек.
Цифровые технологии активно продвигает и тандем компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергрупп РУС». Как рассказала технический директор Татьяна Климова, в 2018 г. в ассортименте появились ЦПМ Xerox и решения для цифрового облагораживания Scodix. Продолжают успешно продвигаться в России цифровые планшетные режущие плоттеры Zünd, количество инсталляций которых с 2004 г. составило уже 118, из них в 2018 г.— 16 и в 2019 г. — уже 2. При этом сама компания автоматизирует свою деятельность с помощью системы «Октобит 24» на базе Bitrix.
На цифровой платформе базируется и обучающий проект, стартовавший осенью 2017 г., — «Школа современного полиграфиста». В рамках проекта проведено уже 25 семинаров. Открыта и работает Академия Zünd. «Мы заинтересованы в том, чтобы типографии разговаривали с нами на одном языке и меньше простаивали в ожидании наших специалистов», — заключила Климова.
15 лет «ОктоПринт Сервис»: итоги года
В год юбилея у компании есть, чем гордиться. Сейчас это — крупнейший полиграфический интегратор в России: 5000 складских наименований, 1600 действующих клиентов, 200 сотрудников и 10 филиалов. Идёт активное развитие флексографского направления: в апреле 2018 г. введена в эксплуатацию станция смешения флексокрасок на водной основе Chespa.
По ОРТП в 2018 г. компания увеличила долю рынка на 2% — до 35%. Их режут самостоятельно на плоттере Zund, также изготавливают формы выборочного лакирования Laserline на основе резины Contitech. Организовали заточку ножей.
По краскам компания оценивает свою долю рынка в 19% (по листовым — 25%, по рулонным — 16%). Повысили свою активность в секторе пищевой упаковки: 2 станции смешения из 10 для офсета производят только краски с низкой миграцией. Также открыли поставки из Индии серии эконом-красок по немецким рецептурам, дополнив ими краски и лаки hubergroup. Достигли рекорда по выпуску смесевых красок — 232 т (рост на 9% по сравнению с 2017 г.). Продолжают продвигать лаки Weilburger Graphics.
Клубы по интересам
Во второй половине дня на Форуме был организован целый ряд круглых столов по четырём основным направлениям: работа с заказчиком, сервисные услуги, цифровые технологии и автоматизация производства. Каждый мог выбрать себе тему по душе. Мы расскажем о двух из множества состоявшихся дискуссий.
Открывая блок, посвящённый работе с заказчиками, Татьяна Климова («ОктоПринт Сервис») отметила: «Мы все заинтересованы в лояльности клиентов. И цель нашего круглого стола — узнать, как типографии выстраивают отношения с клиентами и как поставщики решений могут помочь в укреплении таких связей».
Андрей Малахов («Прайм Принт Москва») показал один из примеров разработанных в типографии новых продуктов: печать «обложки» и внутренних полос газеты на рулонах разной ширины, в результате чего над «обложкой» видна полоса, на которой можно разместить рекламу |
У каждого полиграфиста есть собственный опыт в этой области. Например, коммерческий директор крупной газетной типографии «Прайм Принт Москва» Андрей Малахов рассказал, что ещё в 2009 г., наблюдая наступление кризиса, в типографии начали делать разнообразные тесты и предлагать новые, интересные продукты — цветные вложения и т. п., а также призывали пересмотреть взаимоотношения редакций с рекламодателями на основе эксклюзивных идей, уходя от продажи «квадратных сантиметров». Самые интересные примеры из придуманных в «Прайм Принт Москва» можно увидеть в 16 видеороликах на сайте типографии. «Увы, в редакциях не хватает креатива», — констатировал Малахов. Другая проблема — слабости системы распространения, не позволяющей проводить сложные рекламные кампании, нацеленные на более узкие целевые группы. Менеджер клиента обычно на все подобные идеи, требующие несколько больших затрат на полиграфию, но обещающие повышение отклика, чаще всего отвечает: «У нас это работать не будет!» Увы, многие клиенты уже не верят в газету, как перспективный рекламный носитель. Однако, как заметил с места представитель типографии «Девиз» (Санкт-Петербург), по их опыту реклама всё-таки возвращается в газету, поскольку она — самый дешёвый носитель.
Директор Gamma Group (Краснодар) Виктория Ручка отметила, что в своей типографии предпочитает развивать более перспективные направления. Виктория считает, что клиенту нужно предлагать новые рекламные продукты с нестандартной послепечатной обработкой, в том числе упаковку. Очень позитивно воспринимается продукция со сложной высечкой, УФ-лакированием, глиттерами и т. п. «Я проанализировала, в какие компании я возвращаюсь сама, и поняла — туда, где заботятся не о том, чтобы нажиться на мне, а где стараются предоставить нужный продукт или услугу», — объяснила суть своего подхода Ручка. Кроме того, в Gamma Group стремятся предоставить клиенту готовое решение, не «загружая» его особенностями технологий. А ещё важна открытость политики типографии.
Своё мнение высказала и Наталья Болдырева из московской типографии «ЛинияГрафик». Болдырева считает, что сейчас для большинства клиентов основным критерием выбора типографии являются деньги. «Увы, придумать новый продукт для заказчиков стало тяжело, потому что время технологических прорывов прошло. Лояльный клиент сегодня тот, кто готов нести к тебе хоть какие-то заказы», — констатировала Наталья. Но она согласилась с Викторией в том, что с людьми надо обязательно общаться и выстраивать отношения.
Бурное обсуждение случая со сложным пробным продуктом, изготовленным типографией «Кварц» с помощью эксклюзивных технологий, показало: это тоже перспективный путь укрепления отношений с клиентами. Но типографии должны понимать, что даже самую сложную технологию кто-то может повторить, а в итоге заказ будет размещён там, где за него запросят меньше.
На сессии, посвящённой цифровой печати, обсудили место «цифры» в традиционной типографии, способы снижения издержек и повышения эффективности (своим опытом поделился Анри Мелуа из санкт-петербургской типографии «МФИН»). А «на сладкое» провели дискуссию про то, как изготавливать дорогую продукцию, которую можно продавать с высокой маржой. Технический директор типографии «Цифровые технологии» (Москва) Антон Бердников объяснил, что его компания придерживается подхода «мастерской», а не типографии. Осенью 2018 г. она стала первым российским покупателем Xerox Iridesse Production Press с белым, прозрачным и металлизированными тонерами — серебряным и золотым. Свою задачу в типографии видят в том, чтобы, даже предлагая обычную услугу, не скатиться к конкуренции по цене. «Исполнив один раз хороший и дорогой заказ, мы перестаём конкурировать по цене», — объяснил простой рецепт полиграфического счастья Бердников. У типографии нет ярко выраженной специализации, при этом у неё есть очень широкий набор послепечатного оборудования для выпуска самой разнообразной продукции — от визиток и книг в переплёте до упаковки и ёлочных игрушек. Это вызвало много вопросов коллег. Их интересовало, как производится расчёт себестоимости продукции и кто производит выбор технологии её исполнения. Оказалось, что способ исполнения в конечном итоге выбирает заказчик, основываясь на образцах типографии. Опыт работы с новой ЦПМ у типографии позитивный: после внедрения Iridesse средний чек типографии в январе 2019 г. (по сравнению с январём 2018 г.) вырос примерно на 15%. Новая машина за счёт её уникальных возможностей принесла типографии и новых заказчиков, причём первый из них появился в день запуска машины. Не случайно ещё во время презентации Xerox руководитель отдела продаж промышленного оборудования «Xerox Евразия» Дмитрий Шведов отметил: «За счёт того, что эта машина умеет делать то, чего больше не может никто, она создаёт эффект воронки, втягивающей клиентов».
Выступивший следом генеральный директор типографии «Быстрый цвет» Кирилл Евдокимов сразу признал, что продавать заказы с дополнительной стоимостью непросто. Его типография — гибридная, имеющая широкий набор технологий (включая офсет и «цифру», а также цифровое облагораживание MGI). С Кириллом коллеги обсудили организацию работы и мотивацию менеджеров, продающих новый продукт.
Занимательная футурология
Заданную организаторам тему «Полиграфия будущего» нельзя было бы признать раскрытой без выступления директора по продажам Mondi Игорь Коломейцева. Он использовал в своей презентации материалы доклада Андерса Сёрмана-Нильсcона. Этот известный шведский футуролог предсказывает дальнейшее развитие человеческого интеллекта через интеграцию с машинным интеллектом. Он считает, что уже в 2045 г. вычислительная мощность машины превзойдёт совместный интеллект всех людей на Земле. А это значит, что потребитель будет другим — перестанут работать привычные алгоритмы продаж. Как следствие, сегодня на первый план выходит контент-маркетинг. Например, 61% покупателей B2B считают, что сторонние сайты и отзывы в соцсетях важнее прямой информации от продавца. То есть важнее становится не факт продажи, а то, как о ней расскажут. И, как следствие, традиционное деление специализаций на продажи и маркетинг становится не актуальным. Появляется Smarketing — интеллектуальное смешение продаж и маркетинга.
Какие для себя из этого сделали выводы в Mondi? Например, создали программу лояльности для полиграфистов — Mondi Paper Club. Работает она очень просто: покупатели бумаги Mondi у официальных дистрибьюторов получают за это бонусные баллы. На них можно приобрести очень многое: от обучения до новой ЦПМ! Уже работает три направления — Maestro Print Club, Digital Paper Club и Office Paper Club, а в ближайшее время будет запущен Design Club.
Ещё один пример Smarketing: новые способы продвижения. В Mondi Group провели конкурс видеороликов «А4» с дорогими призами и единственным условием — в ролике должна присутствовать пачка бумаги «Снегурочка». Получили более 400 работ, из них 260 отобрали для участия в конкурсе. По итогам конкурса вышло около 500 публикаций в СМИ. Один из роликов, отмеченных призами, Коломейцев показал присутствующим. И он действительно был очень милым, вызывая желание им поделиться…
Команда Mondi Paper Club на Форуме |
Интересно, что о будущем и угрозах для бизнеса полиграфистов, которые оно несёт, зашла речь и во время сессии про цифровую печать. Максим Марьясов из екатеринбургской типографии «Малахит» спросил у Анри Мелуа, не боится ли он, что процесс «уберизации», когда крупные ИТ-компании приходят в новые для них сектора рынка и революционизируют их, затронет и полиграфию, обрушив в ней цены. Оказалось, что Мелуа, во -первых, уже давно сам считает свою компанию не полиграфической, а ИТ, а во -вторых, уверен в защищённости большинства секторов полиграфического бизнеса от вторжения извне. «Никакие миллионы инвестиций не позволят быстро автоматизировать сложный полиграфический бизнес, если ты не знаешь его глубоко изнутри», — уверен Анри. Так что, вероятно, начало реальной конкуренции искусственного интеллекта и полиграфистов — дело не самого ближайшего будущего. Скорее всего этот момент наступит уже после того, как на улицах наших городов из автомобилей исчезнут водители…