Наталья Фомина, директор компании «ГлавПринт» (Москва):
К сожалению, десять лет назад практически все «топовые» производители широкоформатных принтеров обеспечивали пользователю большую стабильность работы оборудования, чем сегодня. С одной стороны, это связано с тем, что техника стремительно развивается, модели меняются очень быстро. И в каждой новой появляются принципиальные отличия по сравнению с предыдущими. В результате получается, что техническая база модели не оттачивается следующими поколениями и версиями машин. Изготовители при этом не уделяют внимания деталям — казалось бы, мелким, но в итоге это приводит к поломкам, сбоям и прочим «радостям».
Вероятно, перед производителем теперь стоит маркетинговая задача: необходимо постоянно удивлять потребителя такими показателями, как скорость, разрешение печати и т. д., а не надёжностью «на века». В результате всего этого при инвестициях в технику риски возрастают в разы. Поэтому, когда у типографии возникает необходимость серьёзных приобретений, приходится думать о том, чтобы они окупились за более короткий срок и, главное, вообще окупились… Для меня основной страх теперь заключается в том, что даже тщательный подбор оборудования не может исключить вероятность того, что техника не подведёт тебя в ответственный момент. В результате мы не сможем вовремя выполнить свои обязательства перед клиентом и, в конечном счёте, потеряем его. И это — в лучшем случае, а при частых поломках вообще потеряем всё.
Григорий Иванов, генеральный директор компании «Слим-Панелс» (Москва):
Прежде всего хочется надёжности в работе и отсутствия сбоев при минимальном обслуживании. Свой старый принтер мы поменяли на другую марку именно из-за нестабильной работы.
Скорость работы устраивает, разрешение печати вполне достаточное. Более высокое разрешение печати требуется только при печати небольших изделий (стикеров, визиток на пластике и т. п.), а их печатают обычно на других принтерах.
А вот стоимость чернил могла бы быть и поменьше — хотя, конечно, не за счёт снижения качества.
В силу особенностей нашей профильной продукции нам бы не помешала машина по печати Duratrans — для лазерной печати постеров. Такое оборудование типографии применяют редко именно в силу своей специфичности и неуниверсальности.
Людмила Демидова, исполнительный директор типографии «Шико-дизайн» (Москва):
Современные печатающие головки для струйной техники позволяют обеспечить хорошее качество для большинства видов продукции. Кроме того, применяемые технологии позволяют производить более или менее экологически чистую продукцию уже сегодня.
Конечно, скорости струйных принтеров, даже однопроходных, пока ещё ниже, чем у офсетных машин.
Универсальные чернила, я считаю, утопия: вряд ли в обозримом будущем появятся чернила, пригодные и для картона, и для полистирола.
На мой взгляд, самый главный вопрос о широкоформатной технике: «Сколько она стоит?» В итоге получается, что имеются и достаточно универсальные, и скоростные, и экологичные принтеры, но себестоимость их отпечатков для российского рынка довольно высока. Конкурировать с офсетной печатью даже на коротких тиражах становится всё труднее.
Игорь Вышегородцев, генеральный директор компании «Цветофор» (Москва):
Сами по себе печатающие устройства стоят теперь приемлемо, пожалуй, даже слишком: теперь их покупают все кому не лень и устанавливают чуть ли не в гаражах. Из-за этого конкуренция на рынке растёт, что плохо отражается на рентабельности. Так что было бы, пожалуй, лучше, если бы широкоформатные принтеры стоили даже немного дороже. Но, разумеется, не просто так: этой технике ещё есть куда развиваться. Малая производительность заставляет типографии приобретать несколько устройств, увеличивать количество операторов — а это, в итоге, повышает себестоимость печати.
Неплохо было бы повысить производительность — и не только за счёт механической скорости. Например, в самых продвинутых (и пока довольно дорогих) принтерах уже есть система подачи рулонных материалов, которая позволяет легко их загружать и автоматически менять материал при смене заказов. При большой загрузке такие системы были бы очень кстати.
Чернильные картриджи, которые всё ещё применяются на многих широкоформатных принтерах, я вообще считаю анахронизмом. Их приходится часто менять, это повышает себестоимость печати и, в конце концов, вредит природе, поскольку образуется много пластиковых отходов. Такие принтеры надо снабжать либо СНПЧ, либо, на худой конец, действительно ёмкими картриджами на несколько литров каждый.
Только ли в деньгах счастье?
Для большинства участников нашего опроса на сайте главная мечта — более финансово доступная широкоформатная печать. Как заметил И. Вышегородцев, многим производителям пора бы уже отказаться от анахроничной системы с картриджами. Возможно, в данном случае они следуют тем же путём, по которому идут при торговле бытовыми печатающими устройствами: за сам принтер производитель получает не так уж много, зато потом за чернила — сторицей. Возможно, в прежние времена, тучные для полиграфистов, это и имело смысл, но теперь, когда печать находится в «не совсем блестящем состоянии», система картриджей только провоцирует профессиональных пользователей, печатающих много, на поиск альтернативных вариантов и, следовательно, альтернативных чернил.
Надо отметить, среди отвечавших на наши вопросы есть и исключения. Например, директор типографии «А-Гриф» (Иваново) Эдуард Мошкарин считает, что имеющаяся в настоящий момент широкоформатная техника вполне отвечает текущим задачам. Действительно, при достаточном финансировании среди имеющихся широкоформатных принтеров можно найти и достаточно быстрые, и с прекрасным качеством печати на достаточно широком ассортименте материалов… Но всё же большинству полиграфистов хотелось бы, чтобы эти прекрасные печатные системы и их использование стали доступнее. — Ю. Захаржевский