Евгений Тимощенко, директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):
Нашим клиентам доступны множество различных технологий. Мы используем цифровую печать (в том числе с переменными данными) и цифровые способы отделки. Повторить некоторые из наших технологий очень сложно и дорого. Поэтому, с теоретической точки зрения, наши клиенты могут не только выделить свой товар на фоне конкурирующих, но и защитить его от подделки. Однако в такой плоскости наши клиенты вопрос не ставят.
Роман Ковалев, основатель сервиса iCMYK.ru и партнёр проекта DEPO.one (Москва):
По своему опыту могу сказать, что в основе защиты полиграфической продукции лежат три направления. Первое — это комбинирование разных технологий печати, что автоматически отсекает многие случайные типографии. Ещё лучше — дополнять процесс нестандартными технологиями. Например, высокая и орловская печать сегодня — уже редко применяемые технологии, что ценно в деле защиты документов от подделки. Комбинирование разных способов послепечатной отделки также усиливает защиту, например, фигурная высечка, конгрев и тиснение голографической фольгой с уникальным узором, кодами и так далее. Второе направление — это применение особых бумаг и красок. И третье направление — в области дизайна: гильоширные сетки, микротексты, несканируемые или, наоборот, скрытые элементы и особые искажения, считываемые как цифровой код специальными программами. Стоит выделить отдельно продукцию нумерованную или строгого учёта. Иногда в бланке ничего необычного нет, но номер на каждый из них наносится уникальный, и по нему отслеживается подлинность документа. Хорошо, когда номер наносится ударным способом. В этом случае оттиск конкретной нумерационной головки является уникальным, как «отпечатки пальцев» для криминалистов. Добавлю ещё, что очень важно изучить юридические аспекты, связанные с защитой документов, чтобы не получить вместо прибыли проблемы с законом.
Повтори, если сможешь!
Надо сказать, что разговорить полиграфистов на тему защищённой продукции оказалось не так-то легко. Что не удивительно: есть ниши, в которых деньги любят тишину больше, чем в прочих. К тому же большинство голосовавших на сайте придерживаются точки зрения, что клиенты просто не готовы платить за услуги такого рода.
Возможно, такие результаты объясняются тем, что клиенты (да и полиграфисты) узко смотрят на защитные технологии и недооценивают их значение. Надо понимать, что для защиты продукции совсем не обязательно наклеивать на неё специальные марки или голограммы. Вообще специальные средства защиты доступны далеко не всем. Даже при покупке СТР с очень высоким разрешением продавец может потребовать отчёта: для чего это вам оборудование, которое обычно используют при печати ценных бумаг? Да и некоторые виды ПО для защищённой печати тоже не продадут первому встречному.
Но для того, чтобы затруднить жизнь желающим нажиться на подделке, не всегда нужны серьёзные спецсредства. Более того: на практике вполне работающие средства защиты (например, при печати денег) конечным потребителем оцениваются с трудом. Многие ли рядовые граждане проверяют банкноты с лупой и специальной подсветкой?
Для защиты обычной продукции от подделки полиграфисты могут использовать средства, которые не требуют разрешения со стороны государства и при этом, что называется, бросаются в глаза. Речь идёт о методах, связанных с полиграфическими технологиями и с их сочетанием. Какие именно технологии можно использовать для того, чтобы выделить продукцию клиента, чтобы конкурентам пришлось поломать голову над её воспроизведением? Вот лишь несколько вариантов:
Специальные виды растрирования. Например, стохастический или линейчатый растр при офсетной печати. Контроллеры ЦПМ также позволяют менять способы растрирования.
Печать изображения с дополнительными цветами. Имеется в виду не печать плашек пантонами, а включение дополнительного цвета в изображение. Для этого можно использовать как специальное ПО для цветоделения, так и корректировать цветоделение вручную. При этом можно не только увеличивать количество сепараций, но и уменьшать: например, печатать в две или три краски. В любом случае те, кто захочет воспроизвести эту картинку, должны будут решить достаточно сложную задачу. А, с другой стороны, применение дополнительного цвета поможет создать изображение, которое выделит изделие среди подобных, поможет клиенту лучше продавать.
Отдельная история — дополнительные цвета в цифровой печати. Количество моделей ЦПМ с одним, двумя и более дополнительными цветами (у Ricoh1 и Xerox2, у HP Indigo такая возможность была заложена изначально) постепенно увеличивается. Среди этих цветов у разных машин могут использоваться металлики, особо яркие цвета, белила, а также хитрые красители, которые «заиграют» при УФ-подсветке. Также стоит упомянуть, что одна из моделей ЦПМ Konica Minolta3, не имея дополнительных цветов, может, тем не менее, выдавать продукцию с расширенным цветовым охватом — например, яркие, «кислотные» цвета.
Xerox предлагает комплексное решение по персонализации — FreeFlow VI Suite. ПО Design Pro и Design Express, входящие в состав комплекта, позволяют создавать документы с переменными данными с добавлением «специальных эффектов». Например, технология GlossMark позволяет создавать изображение, напоминающее водяные знаки: это картинка или шаблон, которые внедряются в изображение без использования специального тонера или бумаги. Благодаря нанесению специальных растров, дающих под разными углами наблюдения эффект глянца разной интенсивности, текст становится виден только при определенном угле просмотра. Как и водяной знак, эффект GlossMark можно увидеть без применения дополнительных устройств, но при этом невозможно стереть или удалить, а также отсканировать или скопировать. Есть в этом комплекте и другие технологии, результаты применения которых нельзя скопировать и воспроизвести с помощью обычной копировальной техники.
Имеются и свои ограничения: существует список цифровых устройств, которые могут использовать все или часть этих технологий. Кроме того, чтобы в полной мере использовать представленные возможности, необходимо разбираться как в технологии лазерной печати, так и в системе формирования документов с переменными данными — VIPP. Зато для использования этого ПО не нужно специальных разрешений, его может приобрести любой желающий.
За рубежом уже имеется опыт использования различных машин с возможностями для защиты продукции: например, входных билетов, бейджей и т. п. К сожалению, у нас про такой опыт не особо слышно — да и машин таких пока не очень много. «Цифра» способна защищать не только на стадии печати, но и на этапе, который называют отделкой. Богатые возможности в этом отношении дают устройства MGI (посмотрите, например, на обложку Publish № 9, 2017) и Scodix. Правда, доступны они далеко не всем и присутствуют не во всех регионах нашей страны. Но кое-что — например, рельефный лак — можно делать и на таком распространённом оборудовании, как планшетные принтеры с УФ-чернилами, в том числе сувенирные4.
Разумеется, это далеко не все способы и хитрости, доступные типографиям. Поле для выдумки здесь широкое.
Но так ли уж актуальна защита продукции клиента для полиграфистов? Ведь технологические решения для этого требуют материальных вложений — более или менее серьёзных. Может быть, «оно того не стоит», пусть решают свои проблемы сами?
Представляется, что этой нише всё же стоит уделить внимание. Во-первых, потому что защищённая печать — это, наряду с упаковкой, тот самый случай, когда бумага не заменяется электронными средствами информации (хотя возможно комбинирование — как в случае с виртуальной реальностью). Во-вторых, есть и другая, не менее важная сторона вопроса: если продукцию трудно подделать — значит, клиенту будет трудно найти замену типографии, в которой её сумели сделать. А значит, полиграфистам есть к чему стремиться! — Ю. Захаржевский
1 Захаржевский Ю. Ricoh Pro C7200X // Publish № 12, 2018
2 Захаржевский Ю. Xerox Iridesse Production Press // Publish № 10, 2018
3 Захаржевский Ю. Konica Minolta AccurioPress C83hc // Publish № 6, 2019
4 Захаржевский Ю. УФ-мечта «сувенирщика» // Publish № 1/2, 2019