101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В гостях у «Радуги»

  • Марсель Шарифуллин
  • 9 декабря 2019 г.
  • 3763
Московская типография «Радуга» из тех, о которых нечасто пишут в отраслевой прессе и интернете. Тем не менее она завалена заказами от издательств и рекламных агентств, занимающихся книгами и рекламной печатной продукцией.

В гостях у «Радуги»Московская типография «Радуга» из тех, о которых нечасто пишут в отраслевой прессе и интернете. Тем не менее она завалена заказами от издательств и рекламных агентств, занимающихся книгами и рекламной печатной продукцией.

Бурный старт и ломка традиций

Компания была открыта достаточно давно — в мае 1999 г. — и с самого начала заявила себя в качестве книжно-журнальной типографии. Что само по себе было вызовом, так как на рубеже тысячелетий книги в твёрдом переплёте печатали лишь государственные полиграфкомбинаты. Минимальный тираж, за который они брались, начинался от 3000 экземпляров, а срок изготовления — от месяца. В «Радуге» же книги и брошюры начали печатать на ризографе, а для изготовления рекламной продукции и визиток использовали принтер Tektronix Phaser 360. Бизнес с самого начала стал успешным (зарабатывали до 500 долларов в день) и очень быстро прогрессировал. Уже через пару лет типография обзавелась цифровой печатной машиной Xerox Docucolor 12, чем вновь удивила коллег. Не все понимали, зачем за «пластмассовый принтер» платить цену офсетной машины «Доминант» и пары «Ромайоров». Свою ошибку консерваторы осознали, лишь когда офсетные типографии начали терять заказчиков и были вынуждены печатать пользующиеся всё возрастающим спросом малые и срочные тиражи продукции, находящиеся за границей рентабельности полиграфических «монстров».

 

 

Рафаэль Гайнуллин и автор колонки на производстве типографии «Радуга

В 2002 г. в связи с взрывным ростом запросов и неудовлетворённости заказчиков качеством печати ризографа «Радуга» доросла до офсета. Первыми офсетными машинами стали «Ромайор» 313 и Ryobi 522H со спиртовым увлажнением VarmКompac 3. Рафаэль Гайнуллин, директор типографии, честно признается: «Мы тогда мечтали о машине GTO-52–2, но она стоила в два раза больше, и денег банально не хватало. Но уже через несколько месяцев из разговоров с соседями стало понятно, как нам повезло. Оказалось, что Ryobi по качеству печати и стоимости обслуживания на голову опережает “хвалёного немца”. В итоге через полгода мы обзавелись ещё одной Ryobi 522H и стали верными приверженцами этого японского бренда. Работать на машинах учились самостоятельно и через некоторое время достигли такого уровня мастерства, что стали печатать цветную продукцию тандемом на двух машинах, экономя во времени и себестоимости. Когда встал вопрос о четырёхкрасочной машине, сомнений уже не было, и в 2004 г. типография купила Ryobi 524HX, которая, кстати, до сих пор продолжает служить нам верой и правдой, несмотря на то, что на её счётчике уже более 500 млн оттисков». Чуть позже печатный парк дополнился первой полуформатной машиной — Ryobi 662H.

Примерно тогда же в типографии появилось и качественное брошюровочное оборудование: листоподборочная линия Horizon MC80 и ниткошвейная машина Bremer 381. С этого самого момента «Радуга» снизила тиражность своих книг в переплёте вообще до одного экземпляра. Помогла новая технология подборки малоформатных листов в многостраничные тетради без фальцовки, которая тогда была новинкой в России.

Несмотря на то, что Рафаэль пришёл в полиграфию вслед за своей тётей Фаиной Сабитовной Костиной, руководившей московской типографией № 6, он никогда не плыл по течению и своими «книжными планами» удивлял всех вокруг. Общеизвестно, что процесс изготовления книг в твёрдом переплете — самый сложный в полиграфии, требующий множества операций и сложного дорогостоящего оборудования, которое необходимо настраивать часами. Поэтому «Радуге» пришлось долго оттачивать оперативность и эффективность своего технологического процесса на малых тиражах. Но зато, когда всё получилось, молодая типография сразу стала востребованной и смогла работать по комфортным для себя ценам. Количество заказчиков росло по геометрической прогрессии и сдерживалось только физическими возможностями оборудования и сотрудников. Надо отметить, что большинство заказчиков из того первого пула остались лояльными поклонниками типографии до сих пор. «Радуга» гордится тем, что большинство её клиентов сотрудничают с ней по 15 и более лет. Рафаэль вспоминает моменты, когда в последние кварталы года в периоды пиковой загрузки типография принципиально отказывалась работать с новыми клиентами, независимо от предлагаемых ими цен и условий. Выполняли только заказы постоянных клиентов. «Клиентоориентированность — это основа, на которой держится успех типографии», — говорит Рафаэль. Автору, как одному из заказчику «Радуги», часто гостящему на их производстве, сразу бросилась в глаза особая, почти семейная форма взаимодействия сотрудников между собой и с заказчиками. Иногда типография может даже действовать в ущерб себе, но никогда не подводит и любым способом обеспечивает потребности клиентов. Надо отметить, что предприятие с 2004 г. не меняет свое юридическое лицо, что косвенно подтверждает её уверенность в будущем и высокую репутацию в отрасли.

Пауза и новый рост

Всё хорошее когда-то заканчивается. Так и относительно «расслабленная» жизнь уникального изготовителя малотиражных книг в твёрдом переплёте прекратилась в начале 2010-х годов. Появились «голодные», хорошо оснащённые и согласные работать почти по себестоимости конкуренты, обрушившие цены в отрасли. Развитие цифровых технологий и интернета, запрет на рекламу табачных изделий, алкоголя и БАДов, прекращение рекламы лекарственных средств в больницах, возросшая конкуренция со стороны новичков усугубили ситуацию на полиграфическом рынке. Если в общем пакете заказов типографии периодические журналы обычно составляли до 30%, то к 2014 г. их число упало на 95%. Большинство журналов закрылись или перешли на электронную форму. Объём заказов типографии стал падать, и «Радуге» понадобилось приложить много усилий, реформировать свои процессы, чтобы вернуть их назад. Работать пришлось уже на совсем других условиях, со значительно меньшей рентабельностью. «Я не был профессиональным бизнесменом, — говорит Рафаэль, — и просто работал в свое удовольствие, радуясь хорошему результату. Однако наступил момент, когда пришлось задуматься о дальнейшем развитии бизнеса. Было даже желание закрыть типографию, чтобы не отвечать за судьбы людей. Но, после долгих размышлений, в начале 2018 г. было принято решение о перезапуске бизнеса». После этого типография всего за один месяц переехала в технопарк «Нагатино», не прерывая рабочий процесс более чем на день, за счёт грамотной организации производства, ремонта и перевозки оборудования частями.

Первым крупным приобретением нового этапа в жизни типографии стала офсетная машина Ryobi 784 формата 780×600 мм, которая сходу была загружена заказами и быстро вышла на среднюю выработку по 30 приладок в смену. Сейчас все печатные мощности загружены на 1–2 недели вперёд, поэтому в «Радуге» уже планируется очередное расширение офсетного парка с помощью новой машины Ryobi 794. Рафаэль говорит: «Мы планируем заменить высокопроизводительной Ryobi две наши первые машины и поставить всю технику на сервисное обслуживание в “Терра Системы”, чтобы обеспечить квалифицированный уход за оборудованием. Культура производства должна быть на самом высоком уровне, включая технические остановки и своевременную профилактику оборудования. Выбор марки машины уже не изменить, остался только уточнить вопрос о её комплектации технологией LED-UV-печати. В любом случае решение будет принято до конца года».

В этом году типография активно модернизирует и другие свои участки, чтобы к моменту покупки новой Ryobi появился запас прочности на всех этапах производственного процесса. Сейчас уже заменено 50% оборудования, а к концу следующего года планируется обновить вообще всё промышленное оборудование типографии. В 2019 г. были приобретены две брошюровочные линии Horizon VAC 1000, термоклеевая машина Horizon 270, резак POLAR 92, ламинатор GMP PROTOPIC 540HS, тигельный пресс А2 с функцией тиснения и новейшая ЦПМ Xerox Iridesse Production Press. В декабре в переплётном цехе будет запущен новый крышкоделательный полуавтомат.

Все три офсетные машины стоят рядом

На данный момент в печатном цехе типографии эксплуатируются две полуформатные офсетные машины (Ryobi 784 и 662), одна малоформатная Ryobi 524НХ, пять промышленных ЦПМ и большое количество послепечатного оборудования, включая три листоподборочно-брошюровочные линии Horizon VAC-1000L, Horizon VAC-1000 и Horizon VAC-100, фальцевальный аппарат Horizon ASF-544, две термоклеевые машины Horizon BQ-270V и BQ-270, два тигельных пресса для вырубки и тиснения, три резальных машины, два промышленных ламинатора, а также множество другого послепечатного оборудования. Расскажем о нём чуть подробнее.

Новый листоподборочно-брошюровочный комплекс Horizon VAC-100 + SPF/FC200A

Типография гордится своим высокоавтоматизированным оборудованием, часть из которого уникальна для российского рынка. К таковым, например, относится шестикрасочная ЦПМ Xerox Iridesse Production Press (о её презентации в типографии недавно писал Publish), новейшие брошюровочные линии Horizon VAC-1000 SPF-200L, способные не только настраиваться в автоматическом режиме, но и делать брошюры А4 альбомной ориентации, что пользуется повышенным спросом у потребителей. Ставка на послепечатное оборудование Horizon, также как и на печатный бренд Ryobi (а теперь — RMGT), является выверенным решением типографии. Рафаэль говорит, что экспериментировал с разной техникой, но ещё 17 лет назад отдал предпочтение Horizon по нескольким причинам: высокая производительность оборудования, возможность обработки самых разных материалов, в том числе фактурных и ламинированных, простота управления, оперативность и легендарная надёжность. Брошюровочные линии делают до 8900 брошюр в час и переналаживаются с одного тиража на другой за считанные минуты. Оператор задаёт параметры на сенсорном экране управления, а машина сама делает всё остальное. «В день у нас может меняться до 20 разных форматов на каждой линии. Конечно, не всё идёт на брошюровку скобой (часть на КБС), но полная автоматизация производственного процесса выводит качество конечной продукции на более высокий уровень. И мы очень эффективно выполняем короткие тиражи многостраничной продукции, на которой и специализируемся. Автоматизация здесь не только в настройках, но и в контроле производственного процесса, в результате чего оборудование сигнализирует о любом сбое в выполнении программы», — говорит Рафаэль.

Две другие брошюровочные линии Horizon типографии «Радуга»

Новая термоклеевая машина Horizon BQ-270V, инсталлированная специалистами «Терра Принт» в октябре 2019 г. в дополнение к классической машине BQ-270V, позволяет замерять в процессе производства толщину блока и автоматически настраивать машину под этот заказ, что дало возможность организовать поточное производство книг единичными тиражами.

Новейшая клеевая машина для изготовления книг по требованию Horizon BQ-270V

Заключение

Основные направления деятельности типографии «Радуга» — качественная многополосная продукция любыми тиражами и в любом переплёте, начиная от брошюр на скрепках и заканчивая элитными фолиантами в твёрдом переплёте в качественных коробках и футлярах, включая книги КБС, КШС, в твёрдом, интегральном и архивных переплётах, скреплённых пружиной или кольцами. Техническое оснащение «Радуги» позволяет выполнять и другие полиграфические заказы — рекламно-представительскую полиграфию, сувенирную продукцию, футляры для книг, упаковку и т. д. За последние годы типография в процессе масштабной модернизации производства серьёзно выросла не только, что называется, «вглубь, но и вширь».

Если в 2017–2018 гг. типография показывала совсем небольшой прирост, то в этом году прогнозируется рост на 15%, а уже в 2020 г. в планах руководства увеличение выручки «Радуги» сразу на 50% по сравнению с прежним стабилизированным уровнем. Рафаэль уверен в успехе, так как его предприятие, в отличие от некоторых конкурентов, всегда жило по средствам и каждая инвестиция всесторонне просчитывалась. Новое оборудование покупается на собственные средства без привлечения кредитных и лизинговых схем. Поэтому дело только в активности его персонала и правильной маркетинговой политике, а успех придёт.

Типография планирует внедрить систему автоматизации управления и подыскивает программы, способные удовлетворить её потребности наилучшим способом. Рафаэль понимает, что без полной автоматизации и хорошего оборудования стабильно работать не получится. Средний чек уменьшается, и для более стабильного существования необходимо выполнять больше заказов с большей эффективностью. Надо уменьшать количество ручного труда и минимизировать все рутинные операции на производстве. Он говорит: «Когда я анализирую рынок, появляется ощущение, что он стабилизируется, несмотря на то, что все жалуются на отсутствие денежных средств. Поэтому я вижу будущее своего предприятия, да и всего отраслевого рынка только в радужном цвете».

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

«Реклама 2024»: последняя встреча в «Форуме»

С 21 по 24 октября 2024 года в московском «Экспоцентре» прошла очередная «Реклама». И это последний год, когда выставка проводится в «Экспоцентре»: на будущий год это будет совсем другая локация, но информации об этом пока нет. Тем приятнее было провести эти четыре дня в павильоне «Форум», который, как казалось, был вплотную заполнен стендами экспонентов.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38