101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

День влюблённых в полиграфию

  • Игорь Терентьев
  • 6 марта 2020 г.
  • 5279
IV Всероссийский полиграфический форум собрал представителей полиграфистов со всей страны и стал отличной площадкой для обмена мнениями о путях эффективного развития.

Четвёртый Всероссийский полиграфический форум прошёл 14 февраля 2020 г. в подмосковном отеле «Шератон». Каждый год состав организаторов немного меняется. На этот раз Форум состоялся благодаря компаниям «ОктоПринт Сервис», hubergroup, Xerox, «Илим», «Моноритм», «Кёниг & Бауэр РУС», H.B. Fuller и «Европапир», а также новой отраслевой ассоциации «Экология печати». Предыдущий Форум проходил в этом же месте 8 февраля 2019 г., и его посетили 232 человека из 142 типографий. Мы подробно освещали его в статье «Рассмотреть будущее» (Publish № 2, 2019).

Приветствуя гостей, Татьяна Климова («ОктоПринт Сервис») подчеркнула, что Форум действительно всероссийский — на него традиционно собираются полиграфисты со всей страны, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга. На фото — представители организаторов (слева направо): Фёдор Смирнов («Кёниг & Бауэр РУС»), Дмитрий Скрипкин («Европапир»), Сергей Селезнёв («Моноритм»), Т. Климова, Екатерина Макеичева («НЦ Лоджистик»), Олег Красноборов («ОктоПринт Сервис»), Дмитрий Шведов и Дмитрий Мокин (Xerox) и Юрий Галоян (Группа «Илим»)

Что было, что будет…

«Эффективная полиграфия будущего» — таков был девиз Форума образца 2020 года. Понятно, что для планирования эффективного производства всегда полезно понимание происходящих на рынке процессов и тенденций, которые проявят себя в будущем. По уже сложившейся традиции первая часть Форума состояла из серии презентаций компаний-организаторов. Но сначала Александр Амангельдыев (издательство «Курсив») представил первые оценки полиграфического рынка России за последние четыре года. Александр пользуется собственной методикой, учитывающей имеющийся в типографиях парк оборудования и объёмы закупок типографиями расходных материалов — бумаги, краски, пластин и т. п.

По его оценкам в 2019 г. (по сравнению с 2017 г.) изменилось распределение объёма выпуска печатной продукции по способам печати: с 46% до 48% выросла доля офсета, с 29% до 28% снизилась доля флексографии (за счёт сокращения в 2019 г.), а доля «цифры» увеличилась с 10% до 12%. Пожалуй, по последнему параметру российский рынок следует в русле мировых тенденций, даже слегка опережая их.

На рынке листового офсета в 2018 г. наблюдалось падение на 7%, но за последний год он вырос сразу на 13%. В секторе рулонного офсета тенденция не меняется уже много лет — он снижается на 2–4% в год. Но гораздо более заметные перемены произошли во флексографском секторе. Если с 2016 по 2018 гг. он рос на солидные 12–19%, то в 2019 г. впервые произошло снижение на 8%. «Цифра» после временного спада в 2018 г. на 7% в прошлом году снова вернулась к росту — 15%. Небольшое снижение (на 2%) отмечено в секторе отделки (трафаретное лакирование и т. п.).

Число заказов в листовом офсете выросло на 11%, а тиражи — на 5%. Это происходило на фоне заметного прироста мощностей — в России за год было установлено около 20 мощных офсетных машин. Во флексографии тиражи снизись на 3%, а заказы — на 9%. При этом за год было установлено 130 флексомашин. Из них 40 — высокопроизводительных, в развитых конфигурациях.

Количество установленных ЦПМ выросло до 470 (не считая рулонных этикеточных и упаковочных), из них 20 — старшего класса. Впрочем, здесь оценки Александра несколько расходятся с данными «IDC Россия», но подробнее об этом — ниже.

Амангельдыев подвёл общие итоги. Прирост рынка полиграфии в России составил около 190 млн долл. — это рост на 3%. Это достигнуто за счёт того, что рост в офсете и цифровой печати превысил падение во флексографии и рулонном офсете. Например, объём производства в офсете составил 3,59 млрд долл. (прирост на 270 млн долл.), а в «цифре» — на 73 млн долл.

Скорее всего, более точные данные по рынку цифровой печати привёл менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Россия» Дмитрий Мокин. Он сообщил, что по данным «IDC Россия» в 2019 г. поставки цветных ЦПМ достигли максимума — почти 700 единиц. «Огромный спад продаж после 2014 г. преодолён», — констатировал Дмитрий. У Xerox по итогам года — 40% рынка, второе место — у Konica Minolta c 35%, третье — у Canon (14%), четвёртое — у Ricoh c 10%.

Отдельно Мокин затронул вопрос о перспективах струйной печати. По прогнозам аналитиков, именно цифровая струйная печать в перспективе до 2023 г. будет расти быстрее всех. Дмитрий продемонстрировал красноречивый график, по которому в Восточной Европе прогнозируется существенный рост инвестиций в струйное оборудование, умеренный рост — в электрографическое и снижение инвестиций — в традиционное печатное оборудование. В России до сих пор очень мало промышленных листовых струйных ЦПМ, установки происходили в основном в секторе рулонных ЦПМ. В 2019 г. было запущено 4 производительных струйных ЦПМ — и все они марки Xerox. При этом в 2019 г. у Xerox также вышла цветная листовая ЦПМ Baltoro HF, которая призвана сделать струйную печать доступной не только крупным типографиям. Машина способна в одной конфигурации печатать на мелованной и немелованной бумаге.

Подытоживая, Мокин отметил, что струйная печать будет доступна большему количеству типографий; листовая цифровая печать будет всё чаще выходить за рамки CMYK; будет развиваться цифровая упаковка; будут расти предложение и спрос на цифровые отделочные эффекты.

Некоторые интересные цифры по рынку расходных материалов привели также руководители «ОктоПринт Сервис» и hubergroup, хотя в этих данные не всегда были оценки абсолютных объёмов продаж, но они отражали позиции компаний на рынке. По офсетным резинотехническим полотнам компания заняла второе место и 29% российского рынка (поставлено 32 000 м2 ОРТП); по печатным краскам в целом — 22% (II место), из них по листовым — 27% (I место) и по рулонным — 19% (II место); по лакам — 11% (IV место). Компании занимают ведущее место в сегменте пищевой упаковки, а на 10 станциях смешения за год изготовили рекордные 260 т красок (рост на 12%), выполнив 39 000 заказов.

На этот раз собралось более 250 представителей 146 типографий со всей страны

От офсетных машин и автоматизации до цифровой печати, бумаги и клея

Такой ассортимент решений для полиграфистов поставляют компании-организаторы.

Директор по маркетингу «Кёниг & Бауэр РУС» Анна Перова напомнила, что концерн Koenig & Bauer с оборотом в 1,2 млрд евро в 2018 г. отпраздновал 200-летие в 2017 г. Всё это время компания стремится оставаться инновационной и диверсифицированной — на её оборудовании печатается и отделывается самая разнообразная продукция: от коммерческой полиграфии до упаковки, включая жестяную и стеклянную. Отдельно Анна остановилась на полуформатной машине Koenig & Bauer Rapida 75 PRO, выпущенной три года назад. Среди множества «фишек» этой машины — компактность, а также возможность увеличения формата до 60,5×75 см для печати шести полос А4 на одной стороне листа. С момента выпуска по всему миру продано 68 машин (390 печатных секций), из них в России — 5 машин (31 секция; две машины в УФ -оснащении). Кроме того, за то же время на рынок было поставлено 17 машин Rapida 76 — 122 печатные секции.

Среди наиболее интересных проектов компании в России Перова отметила установку Rapida 75 PRO-5+L SAPC ALV2 на «Подольской фабрике офсетной печати», Rapida 75 PRO 6+L FAPC ALV2 UV c УФ-оснащением в «ВМС-Принт» (Подольск), Rapida 105 PRO-6+L FAPC ALV2 в типографии «Люксупак» (Тверь).

Следом свои компании представили руководители «ОктоПринт Сервис» и hubergroup генеральный директор Олег Красноборов и технический директор Татьяна Климова. Олег напомнил, что «ОктоПринт Сервис» — уже 16 лет на рынке и отличается от других поставщиков расходных материалов наличием не только технической, но и технологической поддержки. Компания располагает более 5000 складскими позициями, а в 10 филиалах работает около 200 сотрудников.

Среди новостей 2019 г. — начало поставок клеевых плоттеров Felix польской Lynx (состоялись 2 первые инсталляции); запуск бесспиртовой печати в 10 типографиях; развиваются поставки решений для глубокой печати, для ВД-флексографии, а также клеевых материалов и оборудования H.B. Fuller, Nordson, Sacmi и Boix. Чуть позже о клеевых продуктах для переплёта и упаковки рассказали представитель H.B. Fuller Иоахим Пульс и помогавший ему российский коллега Максим Бавыка. Оказывается, у этой глобальной компании с оборотом в 3 млрд долл. и 6500 сотрудниками, которую пока плохо знают в России, есть клеевые решения практически на любой случай — вы можете выбрать из 10 000 наименований!

Среди растущих направлений — расходные материалы для пищевой упаковки (краски, добавки в увлажнение, ВД-лаки, противоотмарывающие порошки, смывки). Появились краски для прямого контакта с пищевыми продуктами. Заказчикам также было поставлено 722 т химии. Располагая 2 собственными режущими плоттерами Zünd, «ОктоПринт Сервис» оказывает в рамках проекта Cut4you услуги по резке лакировальных полотен (за год их было поставлено 56 тыс.), а также других продуктов — не только для полиграфистов.

Компания развивает образовательные продукты — Школу современного полиграфиста и Академию Zünd.

Большая работа проделана в области автоматизации. В рамках проекта «ОктоМаркет» создан B2B-кабинет для автоматизации заказов товаров. Он связан с CRM «Битрикс24» и ERP 1C. Система, которая находится в стадии бета-тестирования, повышает эффективность работы и минимизирует человеческие ошибки. Более того — для Форума было разработано приложение CampuZ, которое облегчило планирование времени для участников. Оно также позволяет отправлять предложения и задавать вопросы.

Помимо представления аналитики о рынке цифровой печати, Дмитрий Мокин («Xerox Россия») напомнил о мировой тенденции постепенного возвращения интереса к «тяжёлым» ЦПМ. Пусть она пока не проявила себя в полной мере в России, зато Xerox уже может похвастаться успехами продаж своей самой функциональной ЦПМ Xerox Iridesse — с момента начала продаж этой 120-страничной машины в России и СНГ продано уже более 15 устройств. Причём все — в максимальной, 6-красочной конфигурации.

Главные преимущества Iridesse — возможность полноценного использования дополнительных цветов без ограничения скорости и долгой перенастройки со стабильным качеством; высокий уровень автоматизации (включая простую настройку на любые материалы); солидная месячная нагрузка (250–300 тыс. отт. — обычная норма). Кроме того, эта ЦПМ открывает двери для новых направлений бизнеса, основанных на доступной цифровой отделке (особенно востребованных в рекламной полиграфии металлизированных и перламутровых эффектов) и предложении выпуска цифровой упаковки (здесь поможет также наличие белого тонера). Среди других плюсов машины — широкий диапазон плотностей (52–400 г/м2) и форматов (330×1200 мм) запечатываемых материалов.

 

Лидеры в «цифре»

Во время своего выступления на Форуме менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Россия» Дмитрий Мокин рассказал о последних достижениях компании в России. О некоторых из них было официально объявлено впервые. Мы решили узнать подробности.

По данным «IDC Россия» по итогам 2019 г. Xerox стала лидером на рынке ЦПМ. Каковы основные причины этого успеха?

Замечу, что 2019 г. характерен тем, что вырос весь рынок ЦПМ. Что касается нашего успеха, то у него есть несколько составляющих. Во-первых, в секторе высокопроизводительных ЦПМ нам помогло появление Xerox Iridesse Production Press — это выдающаяся машина! Похожая ситуация была в 2010 г., когда появился предшественник этой машины — Xerox Color 1000 Press, что существенно повлияло на продажи. Тогда машина Color 1000 оказалась революционной с точки зрения качества печати. И в последующие годы мы продавали до 20 ЦПМ Color 1000/800 в год. Прошло время, и с этой машиной по качеству печати почти сравнялись младшие модели. Теперь, когда появилась Xerox Iridesse, она обладает, вероятно, лучшим качеством триадной печати на рынке (хотя отличия в качестве печати лучших ЦПМ ведущих производителей теперь можно заметить только на специальных образцах), но при этом у нашей машины оказалась очень удачно реализована технология печати дополнительных цветов. Хотя ЦПМ с дополнительными цветами на рынке известны уже двадцать лет, огромной популярности использование дополнительных цветов на этих машинах не приобрело.

Пять лет назад на рынке появились более доступные ЦПМ, позволяющие печатать сначала с прозрачным, а затем и с белым тонером. Но на практике их возможности печати дополнительными цветами оказались мало востребованы. Причина, на мой взгляд, в том, что в силу самой природы цифровой печати дополнительные цвета должны задействоваться быстро, а в случае если пробный экземпляр получился неудачным, его можно было бы также быстро переделать. В случае, когда использование дополнительного цвета требует длительной перенастройки машины, эти преимущества «цифры» теряются — их уже сложно продать. Iridesse оказалась первой машиной на рынке, в которой использование дополнительных цветов, даже таких экзотических, как «металлики», происходит совершенно гладко и не требует от оператора сверхусилий по перенастройке.

Можно немного поспорить? Это правда с одной оговоркой — если вам не нужно менять уже установленных в первой и последней красочной секции Xerox Iridesse Production Press дополнительных тонеров, ведь их замена требует значительного времени.

Соглашусь. Но если тонер нужно поменять, то процесс его замены даже у не самого опытного оператора (мы делали это под секундомер на выставке) занимает не более 8 минут. После этого машина перегружается, а оператор может заниматься другими полезными делами, включая подготовку новых заданий на RIP.

Конечно, Iridesse — большой прорыв для Xerox, но ведь он не дал большого количественного прироста общих продаж ЦПМ для вас?

Количественный прирост (причём не только у нас, но и у конкурентов) произошёл за счёт самых лёгких машин. У нас — это Color С60/С70 и сменившая их новейшая модель PrimeLink C9070 начального уровня для производительной печати с вызывающей большой интерес опцией — набором дополнительных цветов Adaptive CMYK Plus.

Интересно, что по итогам 2019 г. у Xerox — 100% рынка рулонной струйной цифровой печати для издательских и транзакционных применений (без учёта этикеточных ЦПМ). Что это за инсталляции и где они произошли?

Да, это действительно так. Первая большая ЦПМ, состоящая из двух модулей печати, запущена в середине года на Смоленском полиграфическом комбинате. Это Xerox Impika Evolution 250 TED 44 с двумя печатными модулями, которая обеспечивает двустороннюю полноцветную печать водными пигментными чернилами HD2 со скоростью до 254 м/мин с разрешением 360×600 dpi, а в режимах с макс. разрешением 1200×600 dpi и высокого качества VHQ — 76 м/мин. Ширина полотна — 510 мм, ширина печати — 474 мм. Рекомендуемый объём печати — от 2 до 50 млн отпечатков формата А4 в месяц. Эта машина используется для печати книг.

А ещё три струйных одномодульных машины Xerox в течение года заработали в компании «Формс технолоджи». Там они будут печатать в основном транзакционные документы и прямые рассылки.

А что в Xerox думают о перспективах продаж листовых струйных ЦПМ, которых, если не считать специфических решений Riso, пока в России практически нет?

Объявленная нами ЦПМ Xerox Baltoro HF тоже пока не рассчитана на печать любой коммерческой полиграфической продукции, но её сфера применения заметно шире, чем у машин Riso. Наша машина способна без длительной перенастройки печатать на мелованной и немелованной бумаге. Глянцевый журнал на ней не напечатаешь, но с её помощью можно очень хорошо печатать в цвете прямую рассылку, книги и другую издательскую продукцию — с высоким разрешением, с большим процентом красочного покрытия и т. п. Ей найдётся достаточно работы в любой универсальной офсетной или крупной цифровой типографии. И мы не исключаем вероятности, что в 2020 г. эта ЦПМ может «выстрелить» и в России. В мире счёт инсталляций Xerox Baltoro HF уже пошёл на десятки.

 

Блок, посвящённый «хлебу» полиграфистов — бумаге, открыл ведущий менеджер по технической поддержке Группы «Илим» Юрий Галаян. Его презентация была посвящена технической стороне изготовления мелованной бумаги «Омела 2020» и работе с претензиями. «Омела любит, когда её любят», — начал Галаян. «Омела» за относительно короткий срок выпуска настолько полюбилась полиграфистам, что, помимо офсета, на ней печатают даже на машинах глубокой печати, хотя изначально она для этого не предназначена.

Бумага изготавливался в два этапа — сначала делают основу, затем на отдельной меловальной установке на неё наносится покрытие. С 2014 г. производитель активно работает над улучшением качества за счёт автоматизации и цифровизации. А сейчас на предприятии проходит модернизация оборудования для выпуска бумаги меньших граммажей — 80 г/м2. Даёт плоды и работа над качеством — в 2019 г. было продано 54 651 т «Омелы», а процент брака снизился до 0,04% (в сумме это — 21 т). На 2020 г. намечен ряд мероприятий по дальнейшему улучшению качества.

Далее слово взял директор по продажам и маркетингу Europapier Дмитрий Скрипкин. Он рассказал, что под этим брендом компания работает в России уже 16 лет и занимается поставками полиграфической и офисной бумаги и других материалов. Головной офис Europapier расположен в Вене, а в России у компании — 8 филиалов, 30 складов, более 3000 номенклатурных позиций, розничная сеть «Формула бумаги». На нашу страну приходится около трети оборота Europapier. С 2010 г. — FSC-сертифицированный поставщик материалов для полиграфии (первый среди бумажных поставщиков). Дмитрий представил типичных покупателей (от издательств и типографий до фотографов) компании, крупнейших поставщиков с мировыми именами, а также подробно объяснил её задачи. Он призвал типографии участвовать в конкурсе «Жар-Книга» и специальном конкурсе Arctic Paper (для книг, отпечатанных на бумаге этого производителя). Скрипкин обратил внимание на интересные позиции ассортимента: экобумагу Impact, полностью изготовленную из переработанного сырья; картон Iggesund Invercote для элитной упаковки, подходящий для офсетной и цифровой печати; бумагу E-Photo для фотопечати (на ней отпечатали бейджи участников форума).

Затем пришло время разговора об автоматизации. Директор «Моноритм» Вадим Носов рассказал, что его компания — поставщик решений для цифровизации управленческих процессов. «Моноритм» выпускает два базовых продукта — ASystem и PrintEffect. Системы автоматизации обеспечивают единое информационное пространство для руководства и всех служб типографии; стандартизацию рабочих процессов, нормативов и т. п.; централизованное управление процессами; обепечивают дополнительную прибыль за счёт снижения потерь и предсказуемости. За 17 лет заказчиками «Моноритм» стали более 500 типографий, в которых установлены более 8000 рабочих мест.

Среди преимуществ решений компании — они изначально разрабатывались для полиграфии, а не адаптировались; имеют максимальный функционал «из коробки», который постоянно расширяется и поддерживает широкий ассортимент оборудования и самые сложные полиграфические процессы; большой опыт внедрения, которым занимаются квалифицированные профессионалы; масштабируемость; конфиденциальность (информация компании может храниться локально, а не в «облаке»); надёжность, обеспечиваемая промышленными решениями Microsoft.

 

Экология печати

Сертификат «Экологии печати» номер 1 для типографии «Парето-Принт», использующей сразу 9 экологичных продуктов, Екатерина Макеичева вручила Алексею Оборину

Форум стал первым публичным выступлением новой отраслевой ассоциации «Экология печати». Подробности рассказала её президент Екатерина Макеичева (генеральный директор «НЦ Лоджистик») и, как представитель одного из учредителей Ассоциации, Татьяна Климова. Первыми членами Ассоциации стали «НЦ Лоджистик», «ОктоПринт Сервис», hubergroup и издательство «Курсив». Макеичева подчеркнула, что идею создания Ассоциации подсказали клиенты, заинтересованные в осведомлённости своих партнёров об экологичности производства. Знак Ассоциации смогут размещать на своей продукции типографии, использующие хотя бы один экологичный полиграфический продукт. Право на размещение знака Ассоциации подтверждается сертификатом. Первые 25 сертификатов уже вручены типографиям, отвечающим экологическим требованиям Ассоциации. Важно, что экологичные полиграфические продукты также обеспечивают высокую эффективность работы производства. В списке получателей — «Парето-Принт» (Тверь), «Первый полиграфический комбинат» (Москва), «Альфа-Дизайн» (Москва), «ЛюксУпак» (Тверь), «Сити Принт» (Москва), «Еврографика» (Москва), «Подольская фабрика офсетной печати» и др. Актуальность сертификатов будет ежегодно обновляться.

 

 

Разговоры о любимом деле

Судя по посещаемости сессий, работа с клиентами — самый насущный вопрос для руководителей типографий. Приведём одну цитату из выступления Натальи Шкруниной (типография «Этикор»): «К сожалению, в последнее время для многих заказчиков рекламации становятся способом сэкономить на полиграфии»

Важная часть программы, привлекающая участников форума, — тематические дискуссии. Выступающими на них в основном являлись руководители типографий, а по каждой теме также проходили дискуссии, где могли высказаться все присутствующие. Главными темами были выбраны «Маркетинг в типографии» (темы дискуссий — построение репутации типографии; экология печати — инструмент маркетинга; сайт типографии: зачем нужен, как делать надо и как — нет; интернет-маркетинг в типографиях); «Работа с клиентами» (построение системы продаж в типографиях; работа с рекламациями; управление лояльностью клиентов через предоставление дополнительных сервисов; цифровая печать как дополнительный сервис); «Автоматизация» (Индустрия 4.0; цифровые технологии в клиентском сервисе; цифровые технологии в производственном процессе); «Персонал» (подготовка, мотивация и методы отбора персонала). Дискуссии прошли очень живо, их участники откровенно делились свои опытом и активно интересовались тем, как похожие проблемы решают коллеги. Ведь большинство руководителей типографий не просто работают, а искренне любят своё дело и болеют за него душой. А закончилось всё большой развлекательной программой — как и должно было быть.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38