Свой путь в полиграфии Айрат Загретдинов начал с открытия розничной точки в Уфе — печатного салона. С расширением производства появилось отдельное подразделение с говорящим названием «Сувенирная мастерская», дающим представление о его специализации. Но спустя 10 лет круг работ, выполняемых в мастерской, вышел рамки, очерченные её названием, — теперь она работает в сфере деятельности рекламных агентств. Развитие было постепенным и напрямую связано с расширением производственной базы.
Айрат Загретдинов: «Пока мы как бы работали на чём было — недорогом китайском оборудовании, то не знали о том, что можно сделать лучше. А теперь знаем! И знаем, как себя рекламировать и продвигать» |
Основные виды работ у Айрата вполне стандартные — брендирование и персонализация бизнес-сувениров. Это работа в партнёрстве с несколькими крупными поставщиками, такими как «Проект 111» или HappyGifts, у которых есть огромный ассортимент: ручки, флешки, зарядные устройства, футболки, бейсболки… В мастерской печатают на всём, на чём только возможно. И конечно, самый большой спрос на всё дешёвое и массовое. Именно здесь кроется одна из причин успеха. По словам Айрата, запрос на удешевление изделий не проходит бесследно, ведь зачастую чем дешевле сама продукция, тем на ней труднее печатать, особенно качественно. Для этого требуется оборудование отнюдь не начального уровня. Недостатки дешёвого пластика заготовок сувениров нивелируются дорогим оборудованием, которое может обеспечить стойкое нанесение чернил и хорошую цветопередачу. Таким образом, дополнительную прибыль получает не поставщик заготовок, а печатное производство. «Вот в этом и есть секрет нашего продвижения или возможность конкурировать с нашими коллегами, — объясняет Айрат. — У нас есть, например, один какой-то станок, который делает это просто великолепно. И есть коллега с китайским станком. Да, он может делать дешевле. А когда нужно качественно, то идут к нам». Это подтверждает и то, что часть заказов «Сувенирной мастерской» — переразмещения из других рекламных агентств. Это случается, когда у них есть повышенные требования к исполнению — скорость, детализация или сложность нанесения изображения.
iECHO TK4S оснащён японскими серводвигателями, которые позволяют резать со скоростью до 1,5 м/с, что в 4–6 раз быстрее ручной резки, а система автоматической установки глубины погружения инструмента гарантирует прорезание материала насквозь без повреждения рабочей поверхности стола |
Развитие мастерской Айрат связывает с запросами клиентов: своими требованиями они буквально «тянут вверх». Высокие цены на профессиональное оборудование не останавливают его: «Когда видишь цену на оборудование, сначала поражаешься: что за ценник такой сумасшедший?» Но уже есть и понимание, что оборудование может стать ключом для решения проблем, станет ответом на вызов рынка, который очевиден полиграфистам, чаще всего сталкивающимися со сложными заказами. Айрат подтверждает: «Нам это уже стало очевидно». Клиенты требуют выполнения более сложных задач, а значит, для перехода на этот уровень производства требуется оборудование соответствующего класса.
Больше и больше
Изначально в «Сувенирной мастерской» были установлены китайский режущий плоттер, принтер на водных чернилах с форматом печати А0 и универсальный «6-в-1» термопресс — базовый набор многих подобных производств. Следующий шаг потребовал серьёзных денег: на них были куплены интерьерный принтер и режущий плоттер, оба — Mimaki. Уже тогда был вариант купить одно устройство, совмещающее в себе функции печати и резки. Айрат ещё задумывался: ведь мастерская и так не была загружена заказами, можно было и одной универсальной машиной обойтись, лишь бы подешевле стоила. «Но в “Смарт-Т” мне сказали: не переживайте, давайте мы вам сделаем скидку, вы купите два разных станка, вам будет реально так удобней, — вспоминает Айрат. — И кстати, это одна из ключевых вещей, почему мне нравится работать с ними: дали совет, как будет лучше, так и оказалось». Через полгода после покупки оборудования стало ясно, что оба станка были завалены работой, иногда целыми днями.
Следующее своё приобретение — настольный УФ-принтер — Айрат выбирал долго, сравнивая Mimaki и Roland, и остановился на последнем из-за более широкого функционала. Но сразу уточняет: «Через некоторое время Mimaki выпустила новую линейку УФ-принтеров, которая уже перекрывала по функционалу и по возможностям наш Roland, так что, покупал бы я через полгода, выбрали бы Mimaki».
А вот одно из новых приобретений Айрат небезосновательно относит с совершенно иному уровню — это крупноформатный флагманский УФ-планшетник Mimaki JFX200–2513 EX. И здесь перед покупкой было сравнение с принтерами Roland, но был один фактор, который для Айрата стал решающим: «Если бы “Смарт-Т” продавал Roland, я бы, наверное, купил Roland. Дело именно в поставщике, в котором я уверен». «Сувенирная мастерская» стала одним из первых эксплуатантов этого принтера Mimaki в России: буквально через месяц после старта продаж его уже заказали в Уфу.
И теперь даже настольный УФ-принтер Roland, который настала пора обновлять, менять будут на Mimaki. Это связано с удобством обслуживания: расходные материалы будут покупать в одном месте, оборачиваемость чернил вырастет, они не будут застаиваться. Ну и расчёт на большую скидку при больших объёмах тоже свою роль играет.
Дальше — резать
Режущий плоттер iECHO с успехом справляется и с тонким пластиком, и толстым гофрокартоном |
С такими серьёзными печатными мощностями для мастерской логичным стало расширение производственной базы в сторону послепечатного оборудования. И в компании столкнулись с тем, что в городе уже есть и фрезеры, и лазеры — большие и маленькие. Но у них есть свои ограничения: фрезер на мелких деталях оставляет заусенцы и задирает края, лазер плавит пластик и оставляет следы копоти на поверхности бумаги. Незанятой оказалась ниша качественной резки тонких листовых материалов: бумаги, картона, полистирола, пластика ПВХ и полиэфира. Этот рынок достаточно конкурентный, поэтому логичным было решение покупать что-то действительно сверхкачественное и ещё с какими-то дополнительными возможностями, объясняет Айрат. Тут снова его выручила «Смарт-Т», имеющая в своем портфеле отлично зарекомендовавшие себя на отечественном рынке раскройные комплексы.
Выбор был сделан в пользу планшетного режущего плоттера iECHO TK4S-2516 с двумя инструментальными станциями, мощным электрическим осциллирующим инструментом и системой оптического позиционирования с ПЗС-камерой, гарантирующей исключительно точную резку по меткам. Его ещё только начали осваивать в мастерской, но он уже серьёзно расширил возможности производства, а заодно стал отличным дополнением к двум имеющимся широкоформатным принтерам. «Да он для этого нам и нужен: там напечатали, здесь нарезали», — не скрывает Айрат. Большие принтеры с шириной печати 1,6 и 2,5 м требовали крупноформатного устройства послепечатной обработки. Под их размеры и был выбран iECHO с рабочим столом размером 1,6×2,5 м. Это позволяет работать с листами пластика большого размера, что упрощает и ускоряет процесс производства и снижает количество отходов, а значит, напрямую влияет на себестоимость продукции. Айрат верен своей идее: дорогие станки позволяют качественно работать даже на дешёвых материалах.
Единственный недостаток больших станков, по мнению Айрата, то, что они требуют много пространства для размещения. Эту проблему он планирует решать на следующем этапе |
Несмотря на то, что режущий плоттер работает чуть больше месяца, на него стали находиться и оригинальные заказы, о которых раньше и подумать не могли. Например, неожиданным стал заказ на буквенные трафареты из ПЭТ-пластика: лазер оплавляет края при резке (хотя есть и специальный пластик, но он дороже), а у ножа плоттера такой проблемы нет. Или есть запросы на визитки из дизайнерского картона, который продаётся в формате 1×0,7 м, что делает удобным и запечатку на УФ-принтере, и последующую резку по меткам.
С интерьерного принтера на iECHO можно обрабатывать большие и маленькие наклейки, этикетки, бирки, а также есть в планах идея запечатывать самоклейку в качестве лайнера для прикатки на бурый (самый дешёвый!) гофрокартон и последующей резки. По мнению Айрата, это позволит получить заказы, которые традиционно делались на фанере или композите: помимо более низкой цены, гофрокартон ещё и легче и вполне подойдёт для изготовления конструкций, которые будут эксплуатироваться внутри помещений: рекламные конструкции, ростовые фигуры, стенды и проч. Трёхсантиметровый гофрокартон, который легко разрежет плоттер, позволит придать им необходимую прочность без потери в функциональности, но будет стоить в разы дешевле.
Есть у Айрата ещё одна оригинальная идея — детские картонные домики. Тут речь уже идёт о том, что рекламное агентство становится самостоятельным производством, которое будет напрямую работать с покупателями по всей России. Но это перспектива…
Конкуренты, которые не спят и мотивируют
Пока в «Сувенирной мастерской» ждали свой iECHO, на другое производство в Уфе тоже купили… плоттер iECHO, но поменьше. «Мы же не одни на рынке, нас быстро догоняют. Поэтому надо постоянно двигаться, изучать оборудование: что появилось, какие возможности и что оно может, — рассуждает Айрат. — Но мы знаем, что и как нам делать, и у нас есть на чём делать». Если исходить из этого, проблема конкуренции воспринимается не так болезненно, кроме того, он уверен, что именно приобретение уникального оборудования повышает и возможности производства, и делает его конкурентоспособным на местном рынке.