Основатели Artique Print имели опыт управления копи-центрами. И хотя разворот в сторону продажи услуг цифровой печати казался логичным шагом, вскоре выяснилось, что эти рынки даже отдалённо не похожи.
Генеральный директор типографии Сергей Нехаев признаёт, что изначальный набор оборудования оказался не оптимальным для нового направления: цветная ЦПМ Xerox DocuColor 7002 была подходящей, а вот послепечатное оборудование всё было «никчёмным» — ручной биговщик, китайский электрический резачок, простенькая машина КБС, маленький ламинатор. Идея «въехать» на таком комплекте на рынок цифровой печати оказалась не самой лучшей. В то время уже появились крупные специализированные цифровые типографии, оснащённые не только хорошими ЦПМ, но и мощным послепечатным оборудованием. Конкурировать с ними оказалось просто нереально. «Эта ставка для нас была чуть ли не роковой. Года до 2017-го мы просто выживали: иногда сумма оборота была меньше стоимости аренды, — рассказывает Сергей. — Некоторые клиенты у нас остались ещё с копи-центра, но для того, чтобы более-менее жить, заказов не хватало».
Сергей Нехаев: «У нас много заказов, со сроками “всё пропало”. И мы их вытягиваем. За деньги» |
Специализация на… головной боли
Объясняются эти трудности начального периода незнанием рынка, но, с другой стороны, был и позитивный момент, который сказался в процессе роста и становления типографии. Сейчас прямых конкурентов своему производству Сергей не видит, ведь специализация Artique Print — книги и немного кашированной упаковки. Но не просто книги, уточняет Сергей: «Все обязательно с интересными деталями в оформлении. Обычных переплётов 7БЦ с “чернухой” (печать 1+1) у нас нет».
Такая специализация появилась не от хорошей жизни — это единственное, что тогда пришло в голову Сергею: очень хорошо делать то, за что с большой неохотой берутся другие производства, — книгу в единичном экземпляре. Потому что для больших книжных типографий один экземпляр — это больше про головную боль, чем про прибыль. На рынке единичной продукции была своя специфика: удешевление достигалось за счёт нарушения технологии сборки книг и снижения качества печати. Но для производителя качественной книги место нашлось. Начиналось всё для Artique Print с ручной сборки и шитья книги. «Когда делаешь один экземпляр, вполне допустимо потратить 5 часов на сборку одной книги, — говорит Сергей. — А появившиеся знакомства дали нам возможность развиться».
Из одного такого знакомства родился проект «Блогбук» — сервис, который помогает превращать посты из блога клиента (в первую очередь, «Инстаграма») в бумажную книгу в твёрдом переплёте. Artique Print стал производственной площадкой для этого сервиса. Толстые блоки шились вручную, остальные скрепляли термоклеем — получался своеобразный комбинированный твёрдый переплёт. А так как, по определению, это единичное или мелкосерийное производство, то опыт нарабатывался именно в этом направлении. Так партнёрство с «Блогбуком» стало основополагающим фактором в пути развития типографии.
Прибыль на одной книге
Выбор новой ЦПМ Canon imagePRESS C10010VP был определён практически с самого начала: других вариантов среди новых машин в этом ценовом диапазоне Сергей для своего производства не видит |
Прибыльным это не будет, если у тебя много других, некнижных заказов, считает Сергей: на них уходит много времени. Чтобы аккуратно сделать книгу, спешка не нужна — первоначально требуется её хорошо рассчитать и выстроить производство. Если в типографии процессы отлажены, то изготовление книги может оказаться не таким уж сложным. Случается, на больших производствах заказ из одного экземпляра может стать проблемой по другой причине: в кутерьме крупных тиражей одна книга легко теряется, и сроки изготовления для таких клиентов могут быть довольно длительными. В Artique Print книга делается в течение одного-двух дней, и её никогда не теряют из вида. Это и стало конкурентным преимуществом типографии.
Сейчас в месяц бывает порядка 150 заказов. «Большие парни в день столько делают, — смеётся Сергей. — Ну это нам и помогает — трудно что-то потерять». Зато развитие идёт исключительно органически — по сарафанному радио. В типографии уже есть база клиентов, с которой сотрудничество идёт давно и продуктивно. И сохранение старых клиентов очень важно — их изо всех сил стараются не подводить с заказами. Но крупных, «якорных» заказчиков нет. В Artique Print, как правило, не работают с конечным потребителем. Основные заказчики те, кто не может сам выполнить заказ, например, рекламные агентства.
Поскольку нет и равномерной загрузки по печати, требования к печатной машине особые. Она может два дня стоять либо печатать очень мало, а потом будет заказ: книга на полтысячи полос, и потребуется одномоментно сделать порядка 60 тыс. прогонов. Для многих ЦПМ это чуть ли не рекомендованный месячный объём печати. А в Artique Print требуется сделать его в течение двух-трёх дней. ЦПМ начального уровня не справляются с такими пиковыми нагрузками, да это и не их задача: на них хорошо печатать 100 листовок или комплект визиток на разных видах бумаги. Для больших разовых нагрузок нужна более мощная ЦПМ. «У нас основная машина — Canon imagePRESS C10010VP — хорошая, работает с сентября 2021 г. Я её настроил, зарядил туда бумажку, отправил на печать. И очень стабильно, практически без остановок, эта ЦПМ может отпечатать весь тираж», — резюмирует Сергей.
Операционный предел
Грамотно подобранное сочетание послепечатного оборудования позволяет работать с самыми замысловатыми вариантами отделки полиграфической продукции |
Типичные заказы Artique Print трудно выделить — все довольно сложные и разнообразные. Если речь идёт о книжной продукции, то это комбинированные переплёты, тиснения, гравировки, УФ-печать на лайнерах, разные переплётные материалы и т. п. И даже параллельное изготовление двух-трёх таких сложных заказов создаёт серьёзную нагрузку на производстве, на котором занято восемь человек.
Всё может быть просто, если разложить любое изделие на операции. Это не тайное знание, оно доступно любому нормальному технологу с хорошей производственной базой: получится столько-то операций на изделие. А для обычных типографий, когда на приёме сидит менеджер без полиграфического образования, нацеленный на какой-то стандартный продукт, две-три операции — уже предел. Если же операций 8–10, то для неспециализированных производств становится невозможной задачей сначала посчитать, а потом выполнить такой тираж с соблюдением технологии.
В Artique Print готовы брать такие сложные заказы и, наоборот, там могут отказать, если работа слишком простая. Сергей здесь категоричен: «Если клиенту нужно 100 тыс. листовок А4, я скажу: ребята, это не моё!» Для Сергея типография — любимое детище, которое он холит и лелеет, и деньги — мотиватор не основной.
Подгонка упаковки
Упаковка оказалась смежной областью с производством книжных переплётов: и там, и там — кашировка. И Сергею это нравится: «Вот такие, очень качественные коробочки, чтобы все уголки были прямо дотянуты, чтобы грани были ровненькие». Он рассчитывает брать короткие тиражи от 10–15 до сотни штук. При таких тиражах наличие производительного оборудование не обязательно. Сейчас в Artique Print обходятся макетным ножом и линейкой. Лайнер, как правило, кроят сначала вручную, прямо по готовому изделию. Это даёт возможность сделать точную подгонку по местам сгибов.
Для тиражных экземпляров используют лазерную резку и вырубку на прессе. Но и перед заказом высечной формы несколько коробок собирается вручную, чтобы понять, насколько материал будет тянуться, объясняет Сергей: «“Маджестик”, например, любит вытягиваться, “Эфалин” тот же самый. Ты клеем намазал, а форма лайнера поменялась. Получается, что надо было форму делать на полтора миллиметра короче». Подгонка идёт именно в этом диапазоне: 0,5–1,5 мм.
Делать красиво
Artique Print — не лидер по дешевизне ни в одном из своих продуктов: там предложат хорошую рыночную цену, но она не будет самой низкой на рынке. Главное преимущество типографии — работа на сверхкоротких и единичных тиражах сложных изделий. И основную свою цель на будущее Сергей определяет так: делать красивые уникальные книги и такую же красивую уникальную упаковку.