101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ближайшее будущее отрасли

  • Михаил Кувшинов
  • 30 июля 2022 г.
  • 1899
Часть 1. Чё припёрлись?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Вторая часть →

Именно в такой формулировке несколько десятилетий назад один умнейший, интеллигентнейший и знающий толк в самоиронии человек и открыл мне #основной_вопрос_бизнеса. Коллектив, технологии, цепи поставок и прочее крайне важны. Но становой хребет любого дела — клиент и то, какие его задачи решает этот бизнес, какие проблемы берёт на себя.

Нет, самый первый ответ на этот вопрос очевиден. В формулировке того же автора: «В бизнес меня привела мучительная жажда денег». Кстати, в моей практике были предложения не в шутку описать в миссии компании желание денег заработать. Вопрос в том, что должно подвигнуть вашего делового партнера, снедаемого той же пламенной страстью, отдать денег вам?! И, удивительное дело, обычный человек затрудняется внятно ответить на вопрос «Что ты хочешь?», не говоря о вопросе «Кто ты?»*. А деловой — на те же вопросы о деле своей жизни.

Базар в Поминове. Я. Трофимов, 1938 г., холст. масло

Егорьевский историко-художественный музей

К нашим баранам. Редакция Publish предложила подкупающую «простотой» тему: «Куда нужно было вкладываться год (три) назад, зная, что произойдёт в будущем?» Мне она показалась интересной. Только прошлое было заменить на настоящее есть. Для этого будущее очень хочется знать. Впрочем, в этом состоит изрядная доля моей работы.

Ниши в полиграфии

Понятно, для ответа на вопрос «куда?» нужна классификация мест назначения. Но оказалось, что устраивающей автора классификации не существует. Есть дюжина вариантов, прежде всего по технологиям, но никак не по бизнес-задачам. Пришлось изобретать велосипед. У меня получились (конструктивная критика читателей приветствуется) классы того, что полиграфисты делают, в формате «название и примеры продукции», хотя список и далеко не исчерпывающий.

Определяющая часть товара. Книга, игральные и географические карты, пазлы, календари и т.п. Бумажно-беловые продукты, сувениры, наклейки. Обои. Текстиль. Сюда же — защищенная/специальная полиграфия.

Интегральная, но не основная часть товара. Прежде всего упаковка и этикетка. Но также, к примеру, инструкции — от лекарств до автомобилей. Печать на мебели, предметах интерьера, строительных материалах и конструкциях. Пленочные клавиатуры.

Носитель рекламы. Листовка, буклет, каталог, рекламная растяжка поперек улицы, POS-материалы.

Носитель информации. Периодика: газеты, журналы. Справочники, словари.

Обеспечение процессов. Деловая полиграфия: от бланков, папок, конвертов и визиток до каталогов и годовых отчетов. Учебная литература.

Давайте, попробуем описать ближайшее будущее тех, кто решил развивать свой полиграфический бизнес в этих направлениях.

Определяющая часть товара

Если вы строите свой бизнес на изготовлении товарной продукции, то, признаюсь, я не очень понимаю зачем вы читаете это текст :) Вы и так в деталях знаете сильные и слабые стороны. Тенденции? Они совершенно разные для разных видов товаров. Текстиль на подъеме, особенно адресный, читай — цифровой. Книги? Детские — тема вечная. Бульварное чтиво все дальше уходит в смартфон. Настенные календари болеют долго и продолжительно, без перспективы выздоровления. А отрывные забыты так давно, что могут ненадолго стать модной ретро-фишкой. И так далее. В любом случае, в этой обширной и разнородной группе общее — не пролиграфия, а товарное производство. Успех от провала отделяют прежде всего не полиграфическая часть, а спрос именно на выбранные вами к производству товары. И продвижение, и умение этим спросом управлять. Работающих здесь в целом ждет светлое будущее. Не всех.

Интегральная, но не основная часть товара

Вариант, обладающий преимуществом первого, то есть клиенту предлагается очевидная для последнего ценность. Но с сильно ослабленным главным недостатком — капризностью спроса. Драйвер рынка — потребление основного товара, будь то — молоко или двери, что крайне позитивно сказывается на объемах производства. Наиболее чётко это видно на упаковке и этикетке. Характерный цифровой тираж в этикетке в России — от пары сотен метров до нескольких километров. Сравните с характерным тиражом в листовой цифре, зная, что в погонном метре — два с небольшим листа A3 формата. Длинные тиражи флексографской и глубокой печати могут современным полиграфистам из других ниш разве что присниться.

Варианты, вроде печати на строительных панелях, пленочных клавиатурах и проч., потенциально способны озолотить или разорить: ниши узкие и мало исследованные. В упаковке рынок огромный и в целом — вечный. Люди могут перестать читать и писать, но не перестанут есть и пить. Традиционные аналоговые технологии — и офсет, и флексография — чувствуют себя уверенно и сейчас и будут чувствовать так же, не сомневаюсь, в обозримом будущем. Но «цифра» и растёт, и будет расти дальше быстрее. Наиболее перспективными цифровыми направлениями в полиграфии представляются этикетка и гофра. Картонная коробка — тоже хороший бизнес, но, по отечественной практике, пока вряд ли в «цифре»: офсет прекрасно справляется и будет справляться еще долго в этом сегменте.

Носитель рекламы

Здесь вспоминается грустный ослик Иа. Потому, что этот вариант похож на первый капризностью спроса, который сейчас не просто на многолетнем минимуме, но и не обещает улучшений в обозримой перспективе. А отличается от первого тем, что самостоятельной ценности эти продукты не имеют. Тут наверняка есть и оазисы: у тех, кто сумел или кому повезло нащупать устойчивый спрос на свои услуги. Работающих здесь, в целом, ждет светлое будущее. Не всех.

Носитель информации

Если кому-то показалось, что предыдущий пункт был про то, как всё плохо, то «плохо» — начинается здесь. Газета отжила свой век. Интернет отделил информацию от туалетной бумаги. Автору представляется, что здесь мы имеем свет погасшей звезды. Мы еще видим какую-то движуху — но это иллюзия, звезды уже нет. Потухла, просто мы узнаем этом через некоторое время, а покуда — лучи ещё светят.

Если возникает какое-то движение, скорее всего это потому, что нашлось что-то из других сегментов. Например, если вы вытаскиваете из ящика газету, то это — реклама, вероятно, политическая. Если у вас продаются книги, это не потому, что они носители информации, а потому, что годятся в подарок, их приятно держать в руках, можно читать от скуки пандемию и пр. Если живы журналы, то скорее всего — профессиональные, которые относятся к следующему классу — обеспечение бизнес-процессов.

 

Обеспечение процессов

Здесь все относительно спокойно: без взлётов и падений. Если, конечно, ваш профилирующий клиент не ушел из отечественного бизнеса. По сути, сегмент похож на первый. Но работаете вы не с мелким, даже розничным спросом, а с корпоративным.

Вторая часть →

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «Нисса Центрум». Независимый автор.

Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.

* Кто не смотрел «Вавилон–5», рекомендую

 

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Зачем всё это?

Мы создали Publish — профессиональный инструмент для тех, кто стремится к развитию.

На стероидах: ехать ли на China Print

Крупнейшая выставка China Print проводится раз в четыре года. В этом году она пройдёт с 15 по 19 мая в Пекине, в выставочном центре China International Exhibition Centre (CIEC). Сегодня именно Азия — наиболее динамичный рынок мира в нашей отрасли. И в смысле потребления, и в смысле производства. Поэтому выставка — даже не вторая drupa, это drupa на стероидах.

Музей-квартира Ивана Сытина

Publish рассказывает про музеи, связанные с полиграфией. Мы уже бегло познакомились с большой и разнообразной коллекцией музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова в Москве (подробнее см. Паялина И. Музейная полиграфия // Publish № 3, 2025). Второй столичный музей, о котором важно рассказать, — музей-квартира Ивана Дмитриевича Сытина.

Вы не поняли главную идею РОП

И нет, РОП — это не только «руководитель отдела продаж», но и уже пару лет — «расширенная ответственность производителей» упаковки. И ответственны теперь будут вообще все, кто либо завозит в страну, либо производит прямо на месте эту самую упаковку. Кажется, что идея РОПа лежит на поверхности. Но вы точно её правильно поняли?

#Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири

Мероприятие прошло с 5 по 9 февраля 2025 года в креативном кластере «Квадрат» в Красноярске. Выбор локации не случаен: это пространство объединяет местные компании, оказывающие услуги в сфере искусства, дизайна и создания контента.



Новый номер

Тема номера: Струйная печатная машина. Китаец с немецкими корнями. Широкоформатное цветное МФУ KIP 740. Ламинирование для офсета и «цифры. «Честный знак» с верификацией и высечкой «под ключ». Новый демо в Алматы. Клей для типографии. Взгляд на APPPEXPO 2025.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59