101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

  • 23 августа 2022 г.
  • 3354
Просто качественно печатать зачастую уже недостаточно, многие клиенты ждут чего-нибудь впечатляющего, чем просто отпечаток. И тут на помощь приходят современные технологии отделки, которые не просто имитируют результат применения традиционных техник послепечати, а выводят её на новый уровень.

Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что цифровое облагораживание полиграфической продукции становится трендом. Всегда ли это дорогая технология? Что нужно, чтобы быстро начать предлагать такой вид работ? Разбираемся в вопросе вместе со специалистами ГК «РуссКом».

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

Что это вообще такое — «цифровое облагораживание»?

Можно просто напечатать на листе текст и изображение — это уже привычно. Но людям всегда хочется большего. Владельцам бизнеса — больше прибыли, заказчикам печатных услуг — больше ценности и уникальности. Послепечатная отделка — в первую очередь тиснение и лакирование — обычно довольно дорогая и оправдана бывает на больших тиражах. А если у вас один лист, а хоть бы и сто? Здесь могут помочь цифровые спецэффекты. Индустрия предлагает решения, позволяющие перевести отпечатки из категории «как у всех» в уникальные. Это может делаться с помощью различных технологий, но все они сходятся в одном — делаются они цифровыми машинами, а значит, не привязаны к длине тиража.

Можно и один лист «облагородить», получается. А как именно?

Да, если счёт тиража идёт на десятки тысяч штук, то, наверное, имеет смысл подумать об аналоговых способах отделки. С другой стороны, цифровые технологии позволили привычную послепечатную отделку лаком и фольгой поднять на невиданные высоты, за что и получили отдельный термин для этого — «облагораживание». Зачастую повторить подобные эффекты в традиционной технике будет или чрезвычайно затратно, или просто невозможно.

GMP Digital Sleeking — вариант цифрового облагораживания: печать элементов — выборочное цифровое фольгирование — запечатка цветным тонером поверх фольги — глянцевание

 

Так, наверное, такие машины для цифровой отделки и очень дорогие?

Да, всё верно, стоят они немало, зато дают возможность создавать эксклюзивную неповторимую продукцию. Правда, есть возможность выйти на рынок цифрового облагораживания и гораздо, гораздо меньшими усилиями — для этого в корейской компании GMP придумали технологию Digital Sleeking (читается — «диджитал сликин») — она позволяет делать разнообразные спецэффекты, вроде выборочного глянцевания или фольгирования.

А что с отпечатками? Можно и офсетные брать?

Вот в этом и есть ограничение. Технология GMP основана на том, что при нагреве тонер, которым наносится изображение в устройствах лазерной и светодиодной печати, подплавляется в ламинаторе при температуре 115 °С (а потом снова застывает), благодаря этому и возможно облагораживание отпечатка. Офсетные и чернильные отпечатки подойдут только для печати фонового изображения. А цифровое облагораживание возможно исключительно с помощью тонерной технологии — это принципиально.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

Ведь GMP ламинаторы делает! Причем тут облагораживание?

Так весь процесс и построен на методе нагрева тонера в ламинаторе цифровых (это важно!) отпечатков. У технологии есть свои ограничения, но и возможности — немалые. И главное — порядок вложений в оборудование совершенно другой. Всё, что вам нужно для начала, — это рулонный ламинатор. Возможно, даже подойдёт тот, который у вас уже есть на производстве.

Это хорошо, что на старте можно сэкономить. А как понять — подойдёт мой ламинатор или нет?

Очень просто — должны выполняться несколько условий. Во-первых, регулировка температуры. Технология рассчитана на определённую рабочую температуру для достижения высокого качества результата. Подобная функция есть у всех серьёзных ламинаторов, без сомнения. Во-вторых, ревайндер — устройство для смотки отработанной плёнки или фольги. Это уже существенно. Именно за счёт ревайндера происходит равномерное натягивание фольги в процессе отделки — вручную так не получится сделать, а значит, на выходе всегда будет брак — в большей или меньшей степени. Желательно, чтобы у ламинатора был раздельный нагрев валов. Дело в том, что в данной технологии работа идёт с односторонней печатью — одновременно с двух сторон сделать фольгирование не получится, к примеру. Поэтому нагревать нижнюю сторону листа и нет никакого смысла. Вот и все требования. Разве ещё — рабочая ширина ламинатора: она должна быть не меньше, чем листы, которые вы планируете облагораживать.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

А такая точность температуры обязательна? А то наш ламинатор, пожалуй, не справится с такими требованиями…

Нужно, чтобы ламинатор был хороший. У некоторых моделей процесс нагрева может быть не очень равномерным — есть большие колебания температуры в диапазоне: иногда в пределах 15–20 °С. Хотя на дисплее ламинатора будет отображаться одна — заданная — температура. А в процессе работы в один момент температура валов будет 90 °С, а через некоторое время — чуть ли не до 130 °С. При обычном ламинировании такие температурные скачки тоже не очень хороши, но, тем не менее, клей расплавляется и плёнка закрепляется на листе. А в случае фольгирования такие температурные выбросы то в одну, то в другую сторону могут привести к резкому падению качества переноса. Соответственно, важно, чтобы ламинатор стабильно поддерживал температуру нагрева валов.

Температура ведь всегда одна и та же должна быть выставлена?

Вовсе нет, производитель указывает эталонные значения: определённая температура — обычно это 115 °С — при определённой скорости вращения валов ламинатора. Но, например, для увеличения производительности эти параметры можно изменять: увеличить и температуру, и скорость, чтобы в точке касания тонер на отпечатке успевал расплавится в достаточной мере, но не слишком. Точные значения можно подобрать в процессе работы. Они будут зависеть и от особенностей конкретного устройства, и от плотности обрабатываемого материала. Но пара значений должна быть подобрана точно, иначе возникнут проблемы: при недостаточном или чрезмерном воздействии температуры на тонер эффекта облагораживания не достигнуть с достойным качеством.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

С ламинатором понятно, а принтер тоже особенный нужен?

Если он работает на тонерной технологии, то точно подойдёт и для облагораживания. Но нужно понимать, качество печати цифровой отделкой не улучшить: если тонер в принтере ложится неравномерно на лист, то и фольга может лечь с пробелами — в некоторых точках просто не будет достаточно тонера для её закрепления. Поэтому ориентируйтесь на тот принтер или ЦПМ, которые смогут дать достаточно стабильное качество печати.

А как эти две вещи — ламинатор и принтер — дадут возможность делать цифровое облагораживание оттиска?

Сами по себе — никак. Всё дело в специальной плёнке GMP: именно она и отвечает за создание различных эффектов — их есть несколько видов. И самое главное отличие от простого фольгирования через ламинатор — это возможность создания многослойных изображений, когда на разных уровнях создаются различные виды отделки. Базовой плёнкой для этого является GMP Silk Feel, которая имеет приятную шелковистую поверхность, похожую на ощупь на бумагу с покрытием Touch Cover. Эта плёнка позволяет выполнять последующую печать по заламинированной ею поверхности для создания различных эффектов: выборочного глянцевания (эффект выборочной лакировки) и выборочного фольгирования. И всё это поверх тонерного отпечатка: плёнка является барьером, предотвращающим порчу от воздействия температурой нижнего слоя печати. Ещё есть версия Silk Feel Tigerbond: она лучше работает с изображениями с плотными и сплошными заливками цветом — клеевой слой там имеет другой химический состав и лучше закрепляется на сплошной тонерной запечатке.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

А как это всё устроено-то и что нужно делать по порядку?

Проще объяснить на примере. Допустим, у вас есть макет, на котором какие-то детали нужно выборочно выделить фольгой. Технология Digital Sleeking позволяет это сделать довольно просто. Сначала производится печать с нужным дизайном, затем отпечаток полностью ламинируется плёнкой Silk Feel — это основа для последующей отделки. Теперь начинается магия: вторым прогоном через принтер нужно напечатать чёрным тонером те детали изображения, которые нужно фольгировать и пропустить через ламинатор с тонерочувствительной фольгой GMP Digital Stamping Foil. В процессе нагрева тонера и тонерочувствительной фольги металлизированное покрытие прилипает к тонеру, закрепляясь на нём в местах, где были напечатаны детали вторым прогоном через принтер. А изображение под плёнкой Silk Feel останется без изменений. Вуаля! Это и есть простейший случай цифрового облагораживания с использованием Silk Feel и фольги.

А можно без Silk Feel обойтись или только с ней?

Есть вариант применения и без этой плёнки. В этом случае сначала чёрным тонером печатаются элементы под фольгу, затем лист фольгируется, а следующим прогоном печатается фоновое изображение. Только нужно учитывать, что в процессе обработки могут возникнуть небольшие несовмещения (0,1–2 мм), в зависимости от вашего устройства печати. Чтобы на итоговом изображении не было «дырок» (незапечатанных участков бумаги), при создании макета нужно сделать треппинг контура элементов. Поэтому для гарантированности результата (или если у вашего принтера не слишком надёжная и точная подача) лучше использовать способ с печатью и последующим промежуточным ламинированием прозрачной Silk Feel или другим вариантом плёнки — чёрного цвета.

Что за вариант и зачем вообще нужна чёрная пленка? Под ней ведь не видно ничего, наверное…

Это плёнка GMP Polynex Media Black, и нужна она для достижения других интересных эффектов и для экономии на материалах. На обычных белых листах бумаги, заламинированных чёрной непрозрачной плёнкой, можно печатать белым тонером (или другими непрозрачными цветами), а также делать выборочное глянцевание или фольгирование. При использовании этой плёнки не нужно брать дорогую дизайнерскую бумагу, тонированную в массе, или делать полную фоновую запечатку листа тонером. Также, как и Silk Feel, Polynex Media Black безопасна для ЦПМ всех марок, поскольку отлично переносит температуру. После ламинации достаточно обрезать лишнюю плёнку по краям и можно печатать следующим прогоном макет чёрным тонером для последующего облагораживания.

Использование чёрной матовой плёнки Polynex Media Black позволяет экономить на материалах и создавать контрастные варианты цифровой отделки: сплошная ламинация чёрной пленкой — печать элементов оформления — выборочное фольгирование белой фольгой

 

Постойте, фольгированный или ламинированный лист нужно снова засовывать в принтер, мы его так не сломаем?

Это же специальные материалы: и по плёнке, и по фольге можно без проблем печатать, и никакого вреда печатающему устройству не наносится. Фольга GMP Digital Stamping Foil тоже имеет специальный слой на поверхности, который и позволяет печатать поверх неё. И на неё ложится тонер всех известных марок ЦПМ, в том числе и HP Indigo. То есть вы сможете делать металлизированные отпечатки, не используя специальную бумагу. Фольга берётся одного цвета, а разные оттенки металлика получаются за счёт того, что поверх фольги идёт цифровая печать. Но тут нужно тестировать, правильно подбирать количество тонера на оттисках.

Так можно делать полностью металлизированную поверхность?

В принципе можно, но запечатать сверху полностью «закатанный» в фольгу лист не получится — оптические датчики печатной машины «не поймут», что это за материал — будет выскакивать ошибка. Фольга в ассортименте есть не только «золотая» и «серебряная», но также зелёная, розовая, фиолетовая и чёрная. И не забывайте, что фольгировать можно целый печатный лист, что для аналоговой технологии просто немыслимо. И дело даже не в том, что стоимость клише будет огромной, так ещё и давления никакого пресса не хватит для переноса фольги по всей площади отпечатка.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

Вы ведь только про фольгирование рассказывали, а что насчёт выборочного лакирования?

Это тоже можно делать. И опять с помощью базовой плёнки — Silk Feel или Polynex Media Black — в зависимости от задачи. Например, для создания эффекта выборочного лака на полноцветном изображении отпечаток ламинируется плёнкой Silk Feel. Сверху печатается цветное изображение деталей, которым нужно придать эффект. Тут тоже придётся постараться с макетом — чтобы ненужные части фона не торчали из-под второго слоя печати: нужно использовать треппинг контура элементов. После этого пропускаем отпечаток через ламинатор с заправленной в него плёнкой GMP Sleeking Foil Gloss. Магия этой плёнки в том, что она имеет идеально гладкую поверхность. Когда тонер на оттиске, проходящем через ламинатор, начинает плавится, соприкосновение с плёнкой делает слой печати таким же гладким — до зеркального блеска!

Звучит отлично, а если нужно сделать эффект выборочного лака на одной маленькой детали, всё равно нужно потратить этой плёнки как на целый лист?

С одной стороны — да, такая технология. С другой — плёнка Sleeking Foil Gloss не имеет клеевого слоя — она просто очень-очень гладкая. Поэтому её плюс в том, что возможно повторное использование этого же участка плёнки — вот для чего, в том числе, нужен ревайндер на ламинаторе. Аккуратно намотанную использованную плёнку можно перемотать обратно и применять снова! Только нужно следить, чтобы на ней не было складок и замятин, тогда её можно запускать в работу снова и снова. По сути, это снижение стоимости эффекта выборочного лакирования до цены цифрового оттиска — выгодное дело! Также можно глянцевать и всю поверхность листа, в этом случае предварительная ламинация не нужна — можно пускать в работу после первого прогона печати. А ещё ведь есть плёнка с эффектами…

А разве всех этих эффектов недостаточно?

Всегда хочется чего-то большего. Поэтому и была разработана GMP Hologram Sleeking. Эта плёнка тоже без клеевого слоя — её можно использовать несколько раз при аккуратном обращении. Вместо простого глянца она придает тонерной печати глянец специальный — с голографическим рисунком. А на выбор есть несколько вариантов рисунков с милыми именами — Spectrum, Milkyway, Crystal, Star, Mosaic, Sparkle, Hyper Plaid.

Специальные эффекты — при помощи голографической плёнки GMP Hologram Sleeking

С технологией понятно. Но кому нужно-то такое цифровое облагораживание?

Спрос на подобную продукцию последнее время только растёт, хоть и не отличается равномерностью — всплеск запросов случается к сезону свадеб и к новогодним праздникам. Чаще всего с эффектами заказывают поздравительные открытки и приглашения, обложки для подарочных изданий, календари и т. п. И пусть в общем объёме заказов типографии работы с фольгированием и другими спецэффектами могут и не занимать большой доли, но сама по себе услуга цифрового облагораживания очень важна. Помимо того, что она обычно высокомаржинальная, возможность создания малотиражных и даже персонализированных цифровых эффектов для различных рекламных работ высоко ценят весьма разнообразные категории заказчиков — от крупных рекламных агентств и владельцев брендов до фотографов, художников и организаторов мероприятий.

Неужели прямо такой спрос заметный?

Да, есть история, когда ламинатор под цифровое облагораживание был установлен на производстве в июне — накануне традиционного затишья с полиграфическими заказами. А в сентябре оказалось, что эта технология спасла низкий сезон в типографии, когда не было работы ни по печати, ни по ламинации. Зато был огромный спрос за разнообразное цифровое фольгирование… Для цифровых типографий возможность цифрового облагораживания может оказаться точкой роста, тем, что будет отличать её от конкурентов.

20 наивных, но важных вопросов про цифровое облагораживание

Вас послушаешь, у технологии одни только плюсы и совсем нет недостатков…

Нужно иметь в виду, что это по определению сложнее, чем просто напечатать — и продать! — визитки или листовки. Цифровое облагораживание используется обычно в нестандартных заказах, и чтобы их сделать на достойном уровне, может потребоваться активное взаимодействие дизайнеров, менеджеров и производственников типографии. Кроме того, производство таких заказов сложнее и дороже, чем обычная цветная печать. Но оно полностью окупается более высокой ценностью подобных уникальных работ для заказчиков, которые готовы платить больше. Нужно найти таких клиентов и объяснить — лучше на образцах — в чём её особенности и преимущества для их конкретных задач. Тогда она и найдёт своего заказчика.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 27