101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Издательская полиграфия: развитие вопреки

  • 25 мая 2023 г.
  • 658
16–17 мая в стенах Центрального дома журналиста прошёл семинар, посвящённый проблемам развития издательской полиграфии в России. Мероприятие было организовано «Академией медиаиндустрии» и собрало на одной площадке руководителей и сотрудников профильных ассоциаций, типографий и производств, а также преподавателей и студентов полиграфических колледжей и вузов.

Кадры решают всё

Лиана Табатадзе, директор Московского техникума креативных индустрий им. Красина

Главной проблемой отрасли, по мнению директора Московского техникума креативных индустрий им. Красина Лианы Табатадзе, является нехватка квалифицированных кадров. Люди — главная ценность: именно они тот локомотив, который движет бизнес вперёд. Поэтому воспитание и подготовка специалистов в условиях нового времени — архиважная задача любого профильного учебного заведения.

Новое время диктует новые правила. Если раньше от сотрудника требовались навыки по обслуживанию станков и машин, строгое следование инструкциям и регламентам, то сейчас работодатель ждёт от персонала умения оперативно принимать решения, нестандартно мыслить, импровизировать и творчески подходить к выполнению любых заданий. «Задача техникума — подготовить специалиста, который сразу после окончания обучения сможет выполнять определённые обязанности. Не менее важно сформировать у выпускника правильную систему координат. Он должен чётко понимать, что его ждёт на работе и уметь управлять своими ожиданиями. Тогда текучки кадров можно будет избежать», — отметила Лиана.

Правительство Москвы обозначило колледжам и техникумам единственный ключевой показатель эффективности работы — это трудоустройство. «В нашем учебном заведении 85% студентов трудоустраивается сразу после выпуска. В оставшиеся 15% попадают ребята, которые идут дальше получать высшее образование или строить семью (речь о будущих мамах), а также те, кто планирует полностью поменять сферу деятельности», — подчеркнула Табатадзе.

Издательская полиграфия: развитие вопреки

Сейчас мониторить выпускников стало проще, за этим следит ПФР. «В последнее время мы наблюдаем следующую картину: из выпуска 2021 года было трудоустроено по специальности 80% студентов нашего техникума, а к 2022 году их осталось всего лишь 40%», — констатировала Лиана. В течение полугода после окончания обучения половина выпускников уволилась с рабочих мест. Основная причина — недостаточное понимание связей производственных процессов: например, когда студент знает, как работать на печатной машине, но не умеет обращаться с файлом, т. е. не понимает сути допечатных технологий. Также момент разочарования касается завышенных ожиданий от оплаты труда и среды, в которую попадают выпускники, неготовность обучаться в процессе работы и несовместимость с коллективом.

По мнению Лианы, здесь надо учитывать условия нового времени. У нынешнего поколения совсем другая психология и иное восприятие действительности: они нуждаются в большей степени свободы. Строгие временные рамки и графики им не по душе. Они действительно не понимают, зачем быть ровно в 08:00 на работе, если все поставленные задачи выполняются в срок. Кроме того, на некоторых производствах до сих пор существуют специфические требования, которые буквально деморализуют новое поколение, например, необходимость сдавать телефон перед началом трудового дня.

А вот всё новое и передовое молодёжь воспринимает «на ура». Ребята с удовольствием осваивают работу с искусственным интеллектом. В отличие от них, преподаватели воспринимают ИИ несколько насторожённо: кто-то видит в нём угрозу, кто-то — возможности. «ИИ буквально врывается в сферу дизайна. Часть иллюстративно-художественных заданий ему покоряется лучше и легче, чем человеку», — подтвердила Лиана.

Цифровая полиграфия год спустя: итоги и перспективы

Михаил Кувшинов, директор по развитию «НИССА Центрум»

В преамбуле к своему выступлению директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов рассказал о технологиях цифровой печати, которые можно условно разделить на две большие группы — это электрография (сухая и жидкостная) и струйная печать. Про жидкостную электрографию в ближайшие годы можно забыть: компании, занимающиеся этими технологиями, покинули российский рынок. А вот сухая электрография и струйная печать остались и продолжают развиваться. «К счастью, эти технологии закрывают более 90% потребностей, которые существуют во всех видах полиграфии», — отметил Михаил.

Что касается допечатного программного обеспечения, здесь ситуация во многом анекдотическая, по мнению Кувшинова. С одной стороны, 90% ПО, необходимого для подготовки печатной продукции, — это западные разработки, без которых не обойтись. С другой стороны, оно как использовалось, так и будет использоваться на территории РФ, несмотря на санкции и ограничения. В частности, речь шла о программном обеспечении, которое поставляется в комплекте с оборудованием азиатского производства.

С послепечатным оборудованием ситуация диаметрально противоположная. Восточные партнёры полностью заместили ушедших с российского рынка производителей, и даже сумели их в чём-то обогнать.

Студенты Московского техникума креативных индустрий им. Красина

Во время выступления Михаил подчеркнул, что индустрия печати в России продолжает развиваться вопреки всем прогнозам и ожиданиям. А позиция западных стран относительно работы с российскими компаниями примерно такая: они будут чётко следовать требованиям своего государства, но уровень этой чёткости может быть разным. Если американские и английские производители техники в России уже не доступны, то южно-корейское оборудование пока в наличии. Но, по словам Кувшинова, делать ставку на него опасно, поскольку политика этой страны может измениться в любой момент.

Из реально работающих рынков в РФ остались Китай, Индия и Турция. Причём Азия — это густонаселённый регион, для которого характерны большие тиражи, в том числе для «цифры». Поэтому здесь более востребована рулонная печать, чем листовая. «Нам придётся учитывать этот факт и частично переходить от листовых машин к рулонным», — констатировал Михаил.

После «резкого февральского похолодания» российские полиграфические производства столкнулись с дефицитом запчастей и расходных материалов. В результате на рынке случилась паника, а экспертное сообщество затаилось в ожидании самого мрачного развития событий. И всё же худшие прогнозы не сбылись: это тот самый редкий случай, когда ошиблись все и безумно этому рады. Уже в течение 2022 года множество мелких поставщиков наладило параллельный импорт, компании научились ремонтировать вышедшие из строя запчасти, самостоятельно перепаивая их. «По итогу года можно смело сказать, что, несмотря на все трудности, мы отлично справились: у нас есть и запчасти, и расходные материалы. При этом цены выросли, но не катастрофически. Так что для малой полиграфии 2022 год стал более чем удачным», — резюмировал Кувшинов.

Президент Издательско-полиграфической ассоциации вузов Александр Иванов и Лиана Табатадзе

Вопросам применения цифровой печати было посвящено и выступление Президента Издательско-полиграфической ассоциации вузов Александра Иванова. Он отметил общий рост объёма рынка печати на фоне снижения выпуска газет и журналов. Были приведены данные по результатам опроса цифровых типографий о планах развития бизнеса. В заключение доклада Александр отметил, что объём производства издательской печатной продукции с применением цифровой печати будет расти по экспертным оценкам до 8% ежегодно.

А что с бумагой?

«Бумажникам» пришлось решить за этот непростой год много проблем, чтобы издательская полиграфия работала устойчиво. Российские производители не сидели без дела, пытались адаптироваться под нужды отрасли, осваивали новые технологии и тестировали образцы бумаги.

Ильяз Муслимов, директор Торгового Дома «Папирус»

По словам директора Торгового Дома «Папирус» Ильяза Муслимова, импортозамещение произошло, в том числе, за счёт перестройки работы некоторых бумагоделательных машин. Так, например, комбинаты научились производить офсетную бумагу плотностью 40–60 г/м2 на машинах, которые ранее предназначались для выпуска газетной бумаги. Новая офсетная бумага очень востребована в фармацевтической отрасли и используется для производства аннотаций к лекарственным и косметическим средствам.

Главные трудности, с которыми в кризисный год столкнулись российские ЦБК, — это отсутствие химии и расходных материалов. В результате какое-то время потребители наблюдали жёлтый оттенок у бумаг. Из-за дефицита импортных химреактивов бумагу не отбеливали. Сейчас ситуация нормализовалась: выручили восточные партнёры. Ещё одна проблема комбинатов — это техническое обслуживание импортного оборудования, которое сейчас недоступно. Лето покажет, как наши инженеры без помощи западных коллег справятся с этой проблемой.

«На данный момент угрозы для отечественной полиграфии нет, — уверен Ильяз. — Бумаги и картона в стране достаточно, в том числе импортного производства, которые мы научились привозить. А большое количество российских предприятий и мощностей не даст расти ценам на бумагу».

В целом все докладчики отметили, что издательская полиграфия проявила устойчивость в условиях санкций и это гарантирует её успешную деятельность. При этом в последующие годы важно преодолеть зависимость от импорта оборудования и материалов.

 

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30