101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

drupa уже не та. Или нет?

  • Игорь Терентьев
  • 31 августа 2024 г.
  • 329
Messe Düsseldorf сразу по итогам выставки объявила о рекордных продажах экспонентов drupa 2024. И это — прекрасная новость. Но есть и грустная правда — её признают организаторы выставки. Количество посетителей существенно упало: на drupa 2024 их было около 170 тыс. И это исторический минимум. Частично это можно объяснить сократившимся сроком проведения выставки, но лишь частично. Кажется, эту тенденцию в будущем переломить будет сложно.

Кого не было на drupa 2024?

На drupa 2024 не досчитались очень много посетителей. Причин этому много. Среди них — пандемия COVID-19, которая сломала естественный четырёхлетный цикл drupa. Зато во время неё компании из нашей индустрии научились не только дистанционному сервису, но и начали активнее развивать различные способы продвижения: от собственных «Дней открытых дверей» в демозалах или у заказчиков до работы с лендингами и соцсетями. Многие стали более прагматично смотреть на участие в общеотраслевых выставках, делая выбор в пользу узкоспециализированных. Как итог, drupa перестала быть «священной коровой» даже для довольно крупных компаний, которые раньше и подумать не могли о том, чтобы её пропустить.

Специального списка «кого из важных экспонентов не было на drupa» не существует, так что я составил небольшой список отказников, о которых знаю. Итак, по алфавиту: AH Tensor International (бизнес в рулонном офсете для издательской полиграфии уже давно фактически превратился в сервисный — запуски новых машин в мире единичные), Agfa (была только её отделившаяся офсетная часть под названием ECO3, при этом Agfa, занимающаяся широкоформатной печатью, была весьма внушительно представлена на FESPA 2024), manroland sheetfed (8 июня 2024 г. собрала около 1000 заказчиков на день открытых дверей в Оффенбахе, цинично назвав мероприятие drupa Open House), Miyakoshi, Oki, Roland DG (была представлена на FESPA 2024), Sakurai, Xerox (самая заметная утрата).

Список получился не очень обширный, хоть и неполный. Но, согласитесь, раньше мы бы сильно удивились отсутствию этих компаний на drupa. Теперь это факт. Между прочим, у каждого производителя в индустрии есть своя группа фанатов и просто заказчиков, интересующихся новыми решениями от определённых компаний. Так что каждый отсутствующий на выставке заметный игрок из индустрии также негативно влияет на общую посещаемость.

Мы же рассмотрим стенды некоторых (выбранных субъективно) компаний-поставщиков цифровых решений для полиграфии, и тоже — в алфавитном порядке.

Эта статья основана на материалах, опубликованных автором в его независимом Telegram-канале PrintClub. Она не претендует на всеохватное освещение темы, но представляет взгляд автора на самые значимые и интересные моменты, которые он отметил во время выставки.

AquaFuze: лучшее из двух миров?

При всём обилии инноваций, показанных на drupa 2024, принципиально новых технологий было совсем немного. Одна из них — AquaFuze, разработанная совместно японскими Fujifilm и Mutoh. Два прототипа 1,6-метровых принтера можно было увидеть на стендах этих компаний: Fujifilm Acuity Triton и Mutoh Hydraton 1642. Интересно, что на стенде Mutoh принтер показывали на самом видном месте, а у Fujifilm он был спрятан где-то в глубине раздела, посвящённого широкоформатной печати, — большая компания, много всего нового надо было показать. Дважды обойдя стенд по кругу, лично я этот принтер во время выставки не заметил.

Вклад Fujifilm в этот проект — водные УФ-чернила. Когда я впервые услышал эту фразу, то сразу вспомнил представленную в 2017 году Durst так называемую Water Technology. По описанию технологии такие же: водные чернила с небольшим содержанием фотоинициаторов для УФ-отверждения, хотя химия процесса, вероятно, может отличаться. Кстати, у Durst она остаётся нишевой: выпускается только одна (и не самая производительная) модель на базе этой технологии.

Прототип принтера с AquaFuze на стенде Mutoh

В чернилах AquaFuze в качестве носителя используется вода, составляющая 70% смеси, а также пигменты и латексные элементы, отверждаемые УФ-излучением. В основе чернил AquaFuze лежит технология эмульсионного диспергирования, которую Fujifilm изначально разработала для фотоиндустрии. Технология гарантирует, что все различные компоненты стабильно остаются во взвешенном состоянии относительно друг друга.

В принтере чернила отверждаются с помощью светодиодных сушек, которые дополняются сушкой горячим воздухом. Нагрев вызывает плавление латекса, который образует мембрану и удерживает пигмент на запечатываемом материале, в то время как светодиодная сушка запускает реакцию в фотоинициаторах, вызывая отверждение красочной плёнки и её закрепление на материале. При этом, как говорят разработчики, праймеры или оптимизаторы не нужны, чернила совместимы с большинством распространённых материалов для широкоформатной печати, а отпечатки получаются устойчивыми к воздействию УФ-лучей и царапинам. Максимальная температура сушки — 50 °C, а для большинства материалов достаточно 30–40 °C. Говорят также, что у чернил практически нет запаха.

Задачи, которые решает такая технология (себестоимость изготовления принтера для неё, очевидно, несколько выше, чем у аналогичных УФ-моделей, из-за дополнительной горячей сушки), — снижение энергопотребления (особенно по сравнению с экосольвентными принтерами), повышение экологичности. Красочная плёнка очень тонкая, она подчёркивает фактуру материалов. В первом варианте прототипы представлены в простой конфигурации CMYK. Белых пока нет. Чернила наносятся через две печатающие головки, обеспечивающие пока не особо впечатляющую скорость печати около 15 м²/ч. Она варь ируется в зависимости от материала.

В Fujifilm заявляют, что, после того как концепция будет подтверждена на практике, компания готова предлагать чернила AquaFuze и для других производителей принтеров. Очевидно, что такие принтеры будут в первую очередь рассматриваться как прямые конкуренты латексных моделей. Показанные прототипы близки к выпуску в серию. В Mutoh и Fujifilm говорят, что это случится уже в IV кв. 2024 г. Ориентировочная стоимость принтера в Европе — 23 000 евро. Но самое важное — стоимость чернил — пока не называют.

Canon: не как у всех

Canon LabelStream 2000

Первое, что приходит в голову, когда видишь Canon LabelStream 2000, — она очень необычная. Это новая струйная этикеточная машина, работающая на водных полимерных чернилах. Ширина рулона 340 мм, скорость печати 40 м/мин, причём говорят, что это обеспечивается на любых материалах (бумажных или синтетических) в режиме CMYK + белый. Новые печатающие головки — пьезоструйные, собственной разработки Canon, и они обеспечивают разрешение печати 2400×1200 dpi.

Схема проводки полотна запечатываемого материала в Canon LabelStream 2000

У машины очень необычная проводка полотна: её можно увидеть на схеме. После размотки полотно идёт через секцию справа, где сначала через одну линейку головок наносится праймер, затем — белый. Обещают уровень непрозрачности около 70%. И на образцах было похоже, что так и есть. Далее: полотно подается в левую часть машины под сушками, и там снова через головки наносится праймер, а затем CMYK. После этого полотно спускается на уровень вниз и снова под сушками отправляется в начало машины. Там оно опускается ещё на один уровень и разворачивается влево. Учитывая, что длина машины — метров семь, на проводку полотна уходит метров 20. Да и ждали мы появления этикеток у намотки после старта печати довольно долго. Зато так разработчики добились сушки вод ных чернил даже на плёнке.

Разумеется, операции на машине автоматизированы: это касается поддержания головок в чистоте, приводки и тому подобного. Чернила поставляются в трехлитровых пакетах и заряжаются спереди, что удобно. В продажу машина поступит в начале 2025 г.

Интересно, что будет с объявленной в 2018 году LabelStream 4000. Она работает на УФ-чернилах, печатает быстрее, а новая машина могла бы считаться дополнением серии, но есть одна загвоздка: похоже, LS 4000 так и не начала продаваться. В целом водные чернила в LS 2000, конечно, предпочтительнее в первую очередь для пищевой упаковки. В Canon говорят, что чернила уже сертифицированы по всем основным мировым стандартам для пищевой этикетки.

EFI: гофроупаковка полного цикла по требованию

EFI выступила на drupa 2024 в своём стиле: компания обычно обязательно приберегает что-то крутое до самой выставки, не рассказывая ничего заранее. Сюрприз снова удался: на стенде компании показали цифровое решение Packsize EFI X5 Nozomi весьма внушительных размеров — почти 18 метров в длину и 4,2 метра в ширину. Как заявляют создатели, это первая в мире система изготовления готовой цветной гофроупаковки по требованию, построенная на базе решений Packsize и EFI.

Packsize EFI X5 Nozomi

Подача материала в машину довольно необычная: фактически подаются листы фиксированной ширины и длины, но из 4 разных лент, сложенных гармошкой (так называемые Z-fold). Далее выполняется цифровая печать УФ-чернилами (праймер, CMYK плюс оранжевый) светодиодного отверждения в модуле на базе технологий, реализованных в решениях серии EFI Nozomi. После этого выполняется резка (включая биговку) коробок на заданный размер — именно тот, который нужен заказчику. Далее наносятся точки склейки. В линию также встроен этикеточный принтер и аппликатор этикеток, так что на каждую коробку может быть наклеена своя этикетка. На выходе получаются полностью готовые коробки. В EFI говорят, что количество размеров, которые может изготавливать линия, около 30 000!

Образцы продукции Packsize EFI X5 Nozomi

Одна коробка изготавливается менее чем за 6,5 секунд. Максимальная производительность — до 600 коробок в час, но реальная зависит от размеров коробок. Линия автоматизированная: оператору требуется лишь выбирать макеты коробок для изготовления, а также менять расходные материалы. Всё это работает под управлением облачной системы PackNet и контроллера печати Fiery NZ-1000.

Пока EFI адресует решение крупным логистическим компаниям, хотя, очевидно, к ним можно смело отнести известные интернет-магазины. Пока это прототип, хотя и уже способный демонстрировать полный рабочий цикл на выставках. Бета-тестирование запланировано на 2025 год.

Epson: много прототипов

На стенде Epson было сразу несколько прототипов. Возможно, это даже самое большое количество прототипов, показанных одним производителем. Первые два встречали посетителей на самом видном месте — они занимали угол стенда, расположенный напротив одного из входов в павильон. Кроме того, что это были принтеры с шириной печати 1,6 метра, явно построенные на общей аппаратной базе, один — экосольвентный, другой — сублимационный, прочих подробностей мало.

Кажется, в группу промышленного дизайна Epson устроился бывший дизайнер «Икеи», настолько принтеры, вышедшие в последние годы, похожи на лаконичные тумбы. Паучи с чернилами располагаются справа внизу, как маленькие выдвижные ящички, а в верхнюю плоскость справа встроен небольшой сенсорный экран, который при необходимости можно утопить в корпус принтера и использовать его как совершенно ровный стол. Очевидно, оба принтера будут печатать быстрее существующих моделей, но не ясно, насколько. Для экосольвентника предлагаются чернила 11 цветов, включая новые — зелёные. Сублимационная модель явно рассчитана на высокую скорость печати — её показали в 8-красочной конфигурации CMYK×2.

Стенд Epson

Также на стенде можно было увидеть роботизированную линию для этикетирования. В ней было установлено два этикеточных принтера ColorWorks 6000Pe, с которых две роботизированных руки имитировали снятие отпечатанных этикеток и их наклеивание на предметы, которые подаются по расположенному рядом конвейеру.

Здесь же показали необычный комплекс для печати по предметам сложной формы. Как пример, показывали запечатанные кас ки. Комплекс называется Kscan D3000, что, вероятно, указывает на используемые в нём печатающие головки Epson. Печать выполняется с помощью робота-манипулятора, который перемещает установленную на нём головку вокруг запечатываемого предмета. Производитель этого комплекса — французская Kelenn Technologies, разрабатывающая различные системы струйной печати и инспекции. Но модели Kscan D3000 среди них нет, так что это устройство тоже прототип.

В Epson развивают две параллельные линейки этикеточных ЦПМ — на УФ-отверждаемых и водных чернилах. В серии SurePress L-4000, в которой сменилось уже четыре поколения моделей, исторически использовались водные смоляные (латексные) чернила. Это единственная промышленная серия струйных этикеточных ЦПМ, работающая в «старт-стопном» режиме — полотно подаётся, затем останавливается, а перекрывающая всю ширину печати линейка головок делает несколько проходов вдоль направления движения полотна вперёд и назад. Варьируя количество проходов, можно добиваться определённого качества и повышения плотности белых подложек на плёнках при надёжном отверждении чернил. Оборотная сторона такого подхода — скорость печати очень невелика, и при смене поколений она росла незначительно. Максимум сейчас — 5 метров в минуту при печати на бумаге. Не удивительно, что японцы стремятся повысить скорость и для этого разработали прототип новой конструкции. Его корпус заметно больше, чем у L-4733AW. При печати сначала наносится оптимизатор-праймер, затем — цветные чернила шести цветов, включая белые. После печати наносится специальный лак, способствующий лучшему высыханию чернил. Эта модель также работает в старт-стопном режиме, а максимальная скорость печати — 13 м/мин, при целевом показателе 15 м/мин.

По сравнению с новой ЦПМ Canon, также имеющей водные чернила с белилами, этого маловато. Вероятно, разница в производительности отразится и в цене устройств. Идея использования водных чернил в этикеточной печати остаётся популярной прежде всего потому, что их легче сертифицировать для печати пищевых этикеток, чем УФ-чернила.

Упаковка и облагораживание Duplo

Дмитрий Кузнецов, директор AsiaPrint (Алматы): «В целом выставка была очень интересной и полезной. Мировые производители, такие как Duplo, так или иначе всегда предлагают что-то новое и совершенствуют проверенное временем оборудование, выводя его на новый уровень качества и производительности»

На обширном стенде Duplo International на площади 1000 м² было представлено 26 устройств. Вот несколько интересных из них. Впервые был показан вырубной пресс DSM-1000 B2+ — первый в данном формате, являющийся краеугольным камнем концепции Duplo для цифрового производства упаковки, вызывающей эмоции и повышающей лояльность покупателей. В этой концепции объединяются возможности устройств для цифрового облагораживания продукции и вырубной станок DSM-1000 B2+, что должно помочь предприятиям производить уникальную, высококачественную и даже персонализированную упаковку, спрос на которую сейчас растёт. Станок ориентирован на автоматизацию, безопасность пользователя и интуитивно понятное управление. Простота использования и универсальность машины идеально подходят для старта или расширения производства в свете растущего спроса на упаковочную и другую продукцию премиум-класса, которая требуется в небольших количествах. DSM-1000 B2+ может быть использован на производстве различных видов упаковки, в том числе шелф токеров, карманов и фигурных карточек всех размеров. на станке можно выполнять разнообразные операции, включая биговку, перфорацию, фигурную резку и другие виды послепечатной обработки.

Ещё одна заметная машина — DuSense DDC-8000, которая в топовой версии Ultimate оснащается модулем с функцией фольгирования. Производительность — до 720 листов формата В2 в час при нанесении лакового покрытия толщиной 80 микрон. Максимальный размер обрабатываемого листа составляет 585×1068 мм с площадью изображения до 538×1048 мм, а плотность используемых материалов может варьироваться от 160 до 600 г/м². Нанесение лака осуществляется при помощи пяти печатающих головок Kyocera с разрешением 600 dpi. Светодиодная УФ-сушка позволяет производить закрепление до и после блока фольгирования.

А для производителей брошюр интересной была выставочная премьера брошюровщика на скрепку DBM-700. Данный буклетмейкер может быть оснащён двумя или четырьмя головками для швейного скрепления проволокой, модулем квадрачения корешка DBM-700S или триммером DBM-700T. При этом он способен за час изготавливать до 5200 брошюр толщиной до 10 мм (это 70 страниц плотностью 70 г/м²), но только с модулем квадрачения корешка. Автоматизированная настройка и быстрая переналадка призваны сократить время на смену тиражей. Машина ориентирована на средне- и крупнотиражные заказы, но может работать и с небольшими заказами благодаря автоматизации настройки.

Fujifilm: инновации для тонера

Fujifilm оказалась единственным производителем тонерных ЦПМ, выбравшим drupa 2024 для дебюта, — все остальные тонерные ЦПМ так или иначе уже показывались ранее. На стенде Fujifim было представлено сразу четыре промышленные модели среднего класса в серии Revoria. Цветные листовые ЦПМ Revoria Press EC2100S и Revoria Press SC285S печатают соответственно 100 и 85 стр./мин в цвете и оснащены пятой тонерной секцией, что позволяет в качестве пятого цвета использовать на них дополнительные тонеры в однопроходном режиме. Так же, как это делается на уже хорошо известной шестикрасочной Revoria Press PC1120 (она же Xerox Iridesse). Вместе с пятикрасочными моделями показали четырёхкрасочные Revoria Press EC2100 и Revoria Press SC285, очевидно, построенные на общих светодиодных механизмах печати с пятикрасочными собратьями. Начало продаж намечено на декабрь 2024 г.

Fujifilm Revoria Press SC285S
Возможно, самая впечатляющая демонстрация пользы от роботизации ручных операций в резке на стенде Fujifilm. Пока это прототип. Используются сразу три робота, два из них — с двойными манипуляторами

Все новые модели печатают на бумаге плотностью до 400 г/м² формата до 330×1300 мм без снижения скорости. Для машин предлагается новая опция Smart Monitoring Gate D1, обнаруживающая и исправляющая цветовые отклонения и нарушения приводки лица к обороту в режиме реального времени. Для машин была разработана новая вертикальная система проявки тонера, позволяющая реализовать механизм печати в компактном корпусе. Разрешение печати — 2400 dpi. Все модели оснащаются вакуумной подачей бумаги, а также модулем снятия статики Static Eliminator D1. Система Print Inspection System в реальном режиме обеспечивает обнаружение различных артефактов на отпечатках.

Для пятой секции моделей с литерой S предлагаются следующие виды тонера — Clear, Pink, Custom Red, Gold и Silver. Белого пока не заявлено. На выставке показывали, какое улучшение качества печати возможно с автоматическим цветоделением CMYK для пятикрасочной печати CMYK + Pink, обес печиваемом контроллерами Revoria Flow и Fiery.

На стенде также можно было увидеть Revoria Press GC12500 — тонерную ЦПМ формата B2+, работающую с материалами до 750×662 мм. Это был её выставочный дебют в Европе.

А ещё на Revoria Press PC1120 впервые в мире показали специальный самоклеющийся тонер Pressure Adhesive Toner (PA). Практическая полезность такой инновации не ясна, но на стенде демонстрировалась специальная линия Horizon, делающая некий сложный продукт из двух листов, которые скреплялись с помощью PA-тонера.

drupa уже не та. Или нет?

Полиграфисты не особенно любят выстраивать у себя на производствах длинные «поезда» для листовых машин — места они занимают много, модули для установки в линию обычно стоят существенно дороже сравнимых по функционалу и производительности автономных модулей, а гибкость получается не та. Другое дело выставки! Здесь можно увидеть множество самых сложных конфигураций в линию с листовыми ЦПМ. Как мне кажется, я нашёл самую длинную такую линию на drupa 2024 на стенде HP. В линию с машиной HP Indigo 120K установили следующее оборудование CP Bourg: BSF + BPM + BPM + BM-e, плюс роботизированная секция для укладки готовых брошюр в коробки. Посчитал, какой длины получается эта линия: 9,5 м (ЦПМ) + 1,33 м (BSF) + 1,58 м × 2 (BMP) + 2,48 м (BM-e) + 1,5 м (интерфейсы) + 2 м (секция с роботом). Итого: 20 метров. Кто видел длиннее?

Komori и Konica Minolta: они разные!

Незадолго до drupa 2024 компании Komori и Konica Minolta почти одновременно объявили о разработке новых листовых промышленных ЦПМ формата B2. У Komori машина называется J-throne 29, у Konica Minolta — AccurioJET 60000 (дальнейшее развитие успешной линейки AccurioJet KM-1e). Для обеих машин, работающих с УФ-чернилами светодиодного отверждения, была также заявлена одинаковая производительность — 6000 листов в час, формат (вплоть до миллиметра), возможность дуплексной печати и цветовая конфигурация — CMYK. Естественно, сначала все предположили, что речь идёт о продолжении сотрудничества между компаниями, в результате которого ранее были выпущены Komori Impremia IS29 и Konica Minolta KM-1, для которой Komori разрабатывала систему листопроводки, а Konica Minolta — систему формирования изображения. Однако очень скоро журналисты обратили внимание, что спикеры Komori настойчиво твердят: новая машина разрабатывалась компанией полностью самостоятельно, включая систему формирования изображения.

Konica Minolta AccurioJET 60000
Komori J-throne 29

И после дебюта обеих машин на drupa 2024 всякие сомнения на этот счёт отпали — машины имеют различный конструктив. В Konica Minolta сообщили, что листопроводку для AccurioJET 60000 помогали разрабатывать инженеры RMGT. Головки, естественно, Konica Minolta. Кстати, они такие же, как в KM-1e. Более того — их количество такое же, а повышение скорости печати достигнуто за имевшегося резерва производительности, а также модификации формулы УФ-чернил HS-UV (High Speed UV). Чьи головки использует Komori, компания не объявляет, но это точно не Konica Minolta. Так что эти машины разные, просто разрабатывались параллельно, а совпадение в заявленной производительности можно считать случайным. Бывает же такое!

Обе машины пока не серийные. В Konica Minolta объявили о том, что бета-тестирование AccurioJET 60000 начнётся в 2025 г. Информации о сроках начала продаж оба производителя пока не объявляли, но я предполагаю, что в лучшем случае речь может идти о конце 2025 года.

На стенде Konica Minolta впервые была показана AccurioPress C84hc в конфигурации с модулем продольно-поперечной резки TU-510e и модулем холодной ламинации в линию от GBC. Работает на скорости до 120 стр./мин, но пока только в режиме двусторонней ламинации

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Забудьте о клише с цифровым фольгиратором AMD 360D

Фольгиратор AMD 360D — флагман Henan Vodafeng Digital Technology, которая в течение последних 10 лет фокусировалась в области персонализированной термопечати.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

Цифровой декор этикетки с Haotian HTS 330-VF

Haotian HTS 330-VF способна выполнять цифровое сплошное и выборочное 3D-декорирование объёмным лаком и фольгой.

Холодное тиснение для цифровой рулонной этикетки

Отделочная линия Zonten ZMQ-370 предназначена для отделочных работ по этикетке, отпечатанной в первую очередь цифровым, а также офсетным или флексографским способом.

Место правильных вопросов

Надо сказать, что второй по счёту #неФОРУМ в Сочи стал более масштабным, массовым, и такая динамика и тенденция говорят о том, что существующие на сегодня проблемы, вопросы, которые стоят перед производителем наружной рекламы, становятся всё острее, актуальнее, потому что государство увеличивает надзор за деятельностью бизнесменов и предпринимателей. И это может стать поводом для объединения в профессиональные сообщества.



Новый номер

Тема номера: Много выставок. Демонстрация перспектив RosUpack/Printech 2024. AMD 360D. HanLabel Labstar 330S Hybrid. Что случилось на Printech. Что в активе Chembyo. Тенденции в материалах для стильной упаковки. Publish Eurasia: Типография-ориентир.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
    Проголосовало: 0