При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом
Ильф и Петров, «Золотой телёнок»
Руины Бобруйской крепости |
Пришёл ко мне список номинантов и победителей EDP Awards 2024. Согласно их сайту «Ежегодная премия EDP Awards, учреждённая Европейской ассоциацией цифровой прессы в 2007 году, является самой престижной технической наградой в области цифровой печати, издательского дела и упаковки, рассчитанной на более чем полмиллиона читателей.» Конечно, воды Атлантики в наше время разбиваются непосредственно о стены древнего Бобруйска, и западнее жизни нет, во всяком случае, имеющей к нам коммерческое отношение. Но всё равно интересно знать кто у них там в технологических лидерах. Тем более, что в предисловии с гордостью отмечено «Хотя количество заявок осталось стабильным по сравнению с 2020 годом, мы увидели значительный рост качества заявок». Давайте, посмотрим, как там качество выросло.
Софт
Раздел «Программное обеспечение» выглядит достаточно бодро. Ну да, шесть компаний-участников на восемь номинаций (один даже остался без первого приза. И это сам Bobst). Да, HP Print OS сразу в трёх номинациях — в одной победитель, в остальных создаёт массовость. Да, хорошо знакомые лица. Но трудно ожидать, что программные продукты будут новыми. Разработка — многолетний трудоёмкий процесс.Возможно, софт надо оценивать как-то иначе. Именно как процесс, а не как продукт.
Нам же по другую сторону железного занавеса подобный софт интересен ещё менее, чем железо. Станок в крайнем случае можно притащить через Тимбукту за двойную цену. Софт класса PrintOS существует только глобально, по SaaS модели — софт как сервис. На компьютерах пользователя — малая интерфейсная часть, всё важное — на серверах производителя. Но это крайний случай. В таблице есть и противоположный: eXact 2 — портативный спектрофотометр. Как он попал в раздел софта, а не в контроль качества — загадка.
Широкий формат
Эмоция от изучения списка достижений в широкоформатной печати — оторопь. На двенадцать номинаций — пять победителей, четыре пустые номинации без претендентов и ещё в трёх претенденты нашлись, но победителями не стали даже в отсутствие конкуренции. Господа, это широкий формат! Который не просто прёт и колосится, в котором идут интереснейшие процессы. А тут — в текстильных принтерах (Карл!) — без претендентов… Подгнило что-то в датском государстве*. Потому что развитие идёт, но, похоже, не в Европе. И, надо сказать, это для нас позитивная новость: мы ориентированы на производителей, у которых развитие, а не застой. Почему жюри не озаботилось китайским участием — интересный, но отдельный вопрос. А могли бы: как раз на drupa именно китайских экспонентов было больше всего. Что касается собственно наград EDP, забегая вперёд, это ещё цветочки.
Коммерческая печать
Хорошо, что «ширка» была выше: оторопь сменяется грустным смехом. В коммерческой печати на шесть номинаций — ОДИН производитель. Особенно хороша номинация «до B2» (с очепяткой в названии, но кто без греха): в ней представлены две близкородственных машины одного производителя. Что там говорилось в предисловии? «Мы увидели значительный рост качества заявок». Вы-то увидели, а мы — нет.
Если отвлечься от выбора жюри и посмотреть шире: а какого лешего нет никого в формате B1? А Landa? Может, профилем не вышел: географическим или политическим? Да нет, самого Бенциона ниже награждают. Но участвовать в номинации с вероятностью победы близкой к 100% он не стал. Похоже — такой конкурс.
Печать упаковки
В печати упаковки радуется глаз. Да, печать этикетки до 50 м/мин включительно пустует. Но мы знаем, насколько быстро развиваются китайцы, и особенно в этом сегменте. Зато в более быстром — HP Indigo V12. Да, ценник лучше не спрашивать. Да, новинка очень относительная: ещё в 2020 начались контролируемые продажи. Да, без конкурентов в этой таблице. Но действительно — технологическое достижение. А дальше ещё приятнее: по нескольку участников и серьёзных. Наконец-то, что-то похожее на настоящую борьбу. Ставим зарубочку: цифровая упаковка настолько активно развивающийся сегмент, что даже в обозреваемом болотце — бурление!
Особенно меня заинтересовал победитель в гофре. К сожалению, качество работы EDP комитета — из рук вон. Приведённый ими домен www.kento.com не существует. Но Гугл помог и про победителя я почитал. Это гибридная однопроходная система — цифровая печать и финиш в одной линии. И это действительно очень возможное будущее. К счастью, от нас не просто не закрытое, а доступное от лидеров. Да, в узком прицеле членов жюри китайцев нет. На drupa и тем более мировом рынке они есть. Так, китайские гиганты в области «цифры» HanGlory Group и гофры Keshenglong Group выбрали именно эту мировую печатную выставку для представления проекта совместно разработки — как раз гибридной линии по гофрокартону.
Постпечать
Цифровой финиш — снова угрюмая картина. Режущих плоттеров нет. То есть в понимании жюри нет, а что на самом деле — мы знаем. Цифрового облагораживания для листовой печати нет. Видать, даже Scodix и MGI решили в это болото не лезть. В рулоне, правда, MGI выступила. Хорошо, что без конкуренции. А то с их-то габаритами и ценой на реальном рынке против китайцев могут быть неприятности.
Заинтересовал меня продукт Fotoba XLA 320 — прямо от муми-троллей имечко. Оказывается, это режущий плоттер да непростой, а «первая в мире полностью автоматическая система резки X/Y, которая может точно разрезать рулон, отпечатанный в разных форматах, до конечного формата без присмотра». Странно как-то: вообще-то и считывание баркодов и настройка на формат и всё что там описали вроде как есть и не один год. Но поверим на слово. А вот почему это чудо попало в номинацию цифрового облагораживания, а не рулонных резаков — объяснить не могу.
Автоматизация и управление качеством
Здесь решили номинировать роботов. Но их раз-два — и обчёлся. И это не потому, что роботов мало. Они просто как-то странным образом не попадаются на глаза жюри. Ну, да не одни роботы.
Расходные материалы
Вот мы и добрались до ягодок. Руина с пустыми глазницами окон, никто здесь больше не живёт. Два участника автоматически стали победителями. Sign Again — жёсткий листовой пластик, получаемый из отходов ПВХ. Так как речь о рекламной индустрии — прежде всего отходов баннеров — и обрезков и отслуживших свой, часто краткий, срок рекламных конструкций. Не очень понятно в чем там технологические достижения, но идея здравая и крайне полезная.
Velo Taper — решение для нанесения клейкой ленты при изготовлении микротиражей коробочек. У производителя есть режущий плоттер (естественно — Velo Blade), описываемое решение ему в пару. Понятно, что такое решение появилось именно в Великобритании с их культурой массовых персонализированных рождественских и прочих подарков и дорогой рабочей силой. Коробочки нужны, руками клеить их — будут золотые. А так — только серебряные. Решение нишевое и, я бы сказал, что относить его надо к клеевым плоттерам, которых вроде бы есть. Но решили что расходный материал — и ладно. Зато свет во втором окошке.
Итого
В целом, как говорит ослик Иа, зрелище жалкое. И причин я этому вижу три. Во-первых, Европа в области цифровой печати мировым лидером не является. Во-вторых, избирательная слепота жюри, не желающего признавать реалии, в массе отсекает интереснейшие решения. Ну и как следствие и последний гвоздь в гроб этому мероприятию — даже подпадающие под критерии жюри производители участвовать не рвутся.