101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как дела у книжных типографий

  • Владимир Сорокин
  • 26 октября 2024 г.
  • 410
Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

В 2022 году были слышны мнения, что в ближайшее время печатная продукция подорожает на 40–60%. Безусловно, в отличие от печати упаковки или даже журнальной продукции книжное производство, вероятно, самый сложный полиграфический продукт; прошедшие два года достаточно малый срок, чтобы делать какие-то прогнозы. Вместе с тем первые предварительные итоги подвести можно и нужно. Мы обратились к представителям книжных типографий c просьбой обрисовать ситуацию и высказать своё видение возможного развития событий. Понимание текущей ситуации у экспертного сообщества в чём-то одинаковое, но присутствуют значительные расхождения во взглядах, прогнозах, но, главное, в стратегиях действий на ближайший период.

 

По словам Кристины Гордеевой, типография «Буки Веди» (Москва), 2023 год был достаточно насыщенным и трудным. Нужен был поиск новых материалов взамен тех, которые ввиду ситуации в мире не поставляются более в Россию. Нужны были решения проблем с поставкой расходных материалов для обслуживания оборудования. В такой ситуации как никогда важен фактор лидерства, потому что нет проблем, которые нельзя решить, если во главе компании стоит человек, который заинтересован в росте и развитии своего дела. Генеральный директор «Буки Веди» Ткачёв Николай Александрович — яркий пример человека, который найдёт решение любой проблемы и поставит развитие компании в нужное русло.

Как дела у книжных типографий

 

Директор вологодской типографии «Полиграф-Периодика» Альберт Мосикян считает, что 2023 год прошёл более-менее ровно. С трудностями, которые решались в рабочем порядке, справились без особых потрясений. С финансовой точки зрения, как говорят «заграничные партнёры», тоже всё «so-so». Обороты по сравнению с 2022 годом удалось повысить, но уровень затрат вырос значительно сильнее. Соответственно, прибыль получилась совсем чуть-чуть, но выше, чем в 2022 году. Есть и хорошие новости: «Полиграф-Периодика» выиграла XII ежегодный областной конкурс «Вологодская книга года» в номинации «Лучшее полиграфическое исполнение издания».

Коммерческий директор «Красногорской типографии» Наталья Таранова довольна, как прошёл год: на производстве удалось запустить несколько единиц оборудования и решений, которые ускорили прохождение тиражей через производство и снизили себестоимость. В том числе и в книжном сегменте заказов. Генеральный директор «Первой Образцовой типографии» Игорь Полтавцев сообщил, что 2023 год прошёл в целом ровно, стабильно. По тиражам и по доходам. Физический объём производства сохранился в среднем на уровне 2022 года. Аналогичную точку зрения высказывает Илья Кунахович из издательского центра Onebook.ru: «Год прошёл при стабильной загрузке. Целей никаких перед собой не ставили, главное — стабильность».

Альберт Мосикян: «Хорошую книгу заменить невозможно. Ни электронными книгами, ни интернет-изданиями».

Машины и расходка

После принятия пятого санкционного пакета на всё европейское полиграфическое технологическое оборудование усложнились ремонт и поиск запчастей. Игорь Полтавцев уточняет, что сложностей в поставках расходных материалов как таковых не было, поставщики предложили аналоги европейских материалов, но возросла их цена из-за курсовой разницы и стоимости логистики. В структуре продукции резких изменений по итогам 2023 года не произошло — процесс оптимизации уже начался в 2022 году. Издатели сейчас активно используют в производстве российские бумаги, предлагаемые нашими производителями.

Конечно, сложности были, добавляет Кристина Гордеева, и с поставками расходных материалов, и запчастей для оборудования из Китая. Доставка занимала достаточно большое количество времени. Планы приходится строить таким образом, чтобы заказывать всё заранее, заблаговременно проводить все регламентные работы по замене и техническому обслуживанию оборудования, чтобы это не отражалось на сроках сдачи продукции.

Как дела у книжных типографий

Альберт Мосикян считает, что существующие проблемы с оборудованием, персоналом и материалами нарастают. Стоимость покупки нового оборудования и поддержания в рабочем состоянии существующего увеличилась кратно, что сказывается на себестоимости. При этом цены на основные материалы стабилизировались, хотя и на достаточно высоком уровне, но зато поддаются прогнозированию. На первый план вышли проблемы со сроками, объёмами и качеством поставок. Качество поставляемой краски и химических компонентов нестабильно. Ситуация диктует необходимость выбирать поставщиков, которые обещают поставки одного и того же продукта на протяжении длительного срока. К сожалению, считает Альберт, не всегда получается подобрать качественные отечественные полиграфические материалы, даже несмотря на очень привлекательную цену, т. к. стабильность и качество печатной краски разнились от партии к партии. С мелованным отечественным картоном тоже всё не очень гладко — во всех смыслах.

 

Илья Кунахович подтверждает, что были сложности с поставкой расходных материалов и запасных частей для печатной цифровой техники, но некоторые поставщики исправились и качество печати стало стабильней. Наступили сложности с запасами качественной европейской бумаги для цифровой печати. Мелованная бумага китайских и российских производителей уступает по качеству той, которой пользовались ранее.

Ценные кадры

 

Наталья Таранова видит реальную сложность только в дефиците специалистов производственных профессий. Остальные вопросы, по её мнению, превратились скорее в оперативные ежедневные задачи для снабжения и сервиса — не более того — и были решены успешно. Сложности с расходными материалами если и возникали, то только при больших и срочных заказах.

Аналогичную точку зрения выражает Игорь Полтавцев. Не только три предприятия «Первой Образцовой типографии», но и отрасль и экономика в целом столкнулись с проблемой отсутствия соответствующих специалистов на рынке труда. Высококвалифицированные кадры и средний персонал отдают предпочтение более высокооплачиваемым позициям в сфере логистики и услуг, а не в реальном производстве, да и в целом специалистов-полиграфистов на рынке мало. В настоящее время, добавляет Игорь, главная задача — это процесс органического развития. В этой связи особо остро стоит вопрос не только кадрового обеспечения производства, но и использования цифровых программных средств в технологических и бизнес-процессах, что также требует определённой квалификации от специалистов.

Как дела у книжных типографий

Maufung для книжных типографий

Китайская Dongguan Maufung Machinery специализируется на производстве машин для изготовления книг в твёрдом переплёте и фотокниг типа layflat, а также упаковочного оборудования. На сегодняшний день в число выпускаемого предприятием финишного оборудования входят полуавтоматические и автоматические книговставочные машины, крышкоделательные и штриховальные машины, гидравлические прессы, форзацеприклеечные (к отдельным тетрадям и к сшитому блоку), капталоприклеечные, машины для кругления книжного блока и корешка, а также машины для изготовления фотоальбомов. В 2023 году эксклюзивным дистрибьютором оборудования Maufung в России стала компания «ТЕРРА ПРИНТ».

Ни у одного производителя оборудования для послепечатной обработки книжной продукции нет полного спектра решений, поэтому наряду с итальянским оборудованием Zechini с 2020 года мы стали поставлять решения Maufung, которые оказались очень востребованы в российских типографиях. Могу отметить поставку прессовально-штриховальной машины Maufung MF-PCM380EV в саратовскую типографию «Амирит», установку комплекса отделочного оборудования Maufung в типографии Объединённого иститута ядерных исследований, включающего книговставочную машину MF-SKJ560, крышкоделательную машину MF-SCM500A и прессовально-штриховальное устройство MF-PCM560EV, а также поставку ряда устройств Maufung в типографию «Печатный двор» из Ростова-на-Дону (модели MF-SKJ560 и MF-PCM560EV).

Большинство предприятий, установивших у себя на производстве машины Maufung, остались довольны их работой и продолжают размещать у нас заказы на поставки этой техники. В ближайшем будущем у нас состоится запуск большого комплекса для автоматизированного производства книг в твёрдом переплёте в крупной московской типографии, аналогов которому пока ещё не было. В его состав войдёт книговставочная машина с прессовально-штриховальным устройством и оборудование для производства коробок типа крышка-дно, а более подробная информация о данном проекте будет позже.

 

Решения от Maufung интересны ещё и тем, что при одинаково высоком уровне качества с отечественными аналогами они оказываются дешевле. На прошедших в этом году выставках Printech/RosUpack мы представляли на нашем стенде широкую линейку оборудования Maufung, а в следующем году мы приглашаем всех посетить большой стенд Maufung на выставке China Print в Пекине. — Анна Резникова, руководитель отдела дилерских продаж компании «ТЕРРА ПРИНТ».

Что печатать?

Кажется почти очевидным, что рынок полиграфической продукции уменьшается год от года, но по количеству заказов 2023-й обгоняет год предыдущий в части роста спроса на книжную продукцию. Но на рынке сохраняется некая стабильность, поясняет Кристина Гордеева: «В структуре наших заказов принципиально ничего не изменилось». С вводом в эксплуатацию новой рулонной струйной машины Atexco Vega Press 660 типография «Буки Веди» сделала упор на печать чёрно-белых книг тиражами от 30 до 5000 экз. — это и есть самый «ходовый» диапазон. Стало очень много авторской литературы, каталогов для выставок и расходных материалов, учебной литературы.

Как дела у книжных типографий

Альберт Мосикян выделяет другую особенность минувшего 2023 года. С местного — вологодского — книжного рынка ушли мелкие частные заказчики, которых и так оставалось очень мало. Работают либо корпоративные и государственные заказчики с достаточно большим бюджетом, либо небольшие клиенты с полученными от государства грантами. На первое место в большинстве случаев вышла цена, а не качество. И заметна разница между двумя трендами: книжные заказы более явно разделились на презентационные и на те, «которые попроще». Первые — большого формата, на хорошей мелованной бумаге, с хорошими обложками с тиснением, лаком и т. п. Вторые — чаще на офсетной бумаге с простенькими обложками. Каких-то средних вариантов становится мало. Себестоимость книги за последнее время выросла достаточно сильно, поэтому такое разделение вполне понятно. А ещё уменьшилась тиражность: не редкость, когда тиражи стали доходить до 100 и менее экземпляров.

В среднем по разнообразию заказчиков сильных изменений не произошло, говорит Илья Кунахович. Зато стало больше заказов на ежедневники и фотоальбомы, которые продаются на маркетплейсах. Также появилась новая тенденция на производство книг по подписке: автор или издательство сначала продаёт книги и потом заказывает конкретный тираж этих книг с точностью до экземпляра, например, 536 штук. По-прежнему сокращаются тиражи отраслевых журналов.

Изменения внутри книжного сегмента заметны, но произошло это не в последние пару лет, а гораздо раньше. Наталья Таранова объясняет: «Длинные тиражи стандартных книг — как в твёрдом, так и в мягких переплётах — сосредоточены в большей части на крупных полиграфических комбинатах». Для остального рынка остались мелкие и средние тиражи, а также сложные и технологически нестандартные работы. Здесь, как правило, присутствует сочетание нескольких видов отделки, сложные составные обложки, футляры и, главное, короткие сроки, когда ожидается презентация книги или альбома. Стало заметно, что оперативность реакции и работы стала плюсом, который можно и нужно обратить в прибыль.

Илья Кунахович: «Сегодня рационально двигаться вперёд по мере сил и возможностей, при этом отслеживать тренды. Один из шагов — попытаться вывести свою продукцию на маркетплейсы».

 

Пути развития

Помимо установленной в 2023 году рулонной машины Atexco, в типографии «Буки Веди» весной 2024 года запланирован очередной этап модернизации производства: это будут рулонная струйная ЦПМ Yintech dpm560m и ещё две листовые ЦПМ. Сейчас в типографии считают, что рост компании — это одна из главных задач. К этому привязано расширение парка оборудования и внедрение новых технологий в изготовлении полиграфической продукции. При этом в части книжной продукции упор делается на чёрно-белые издания.

Как дела у книжных типографий

В «Красногорской типографии» в прошлом году много времени и средств было вложено в развитие новой площадки в городе Волоколамске Московской области. Модернизация включала ремонт производственных и жилых помещений и установку нескольких единиц оборудования. Несколько уже работавших машин были перемещены с исторической площадки в Красногорске. Теперь уже можно говорить о том, что в парке типографии есть ролевые машины со всеми возможными необходимыми для печати книг рубками. Также в 2023 году был «реанимирован» собственный бренд «бумбела» (бумажно-беловых товаров) с одноимённым названием «Красногорская типография», для чего была закуплена линовальная машина для тетрадных блоков. В Волоколамске была установлена флатовальная (листорезательная) машина Accura APEX 165, которая может распускать бумагу с четырёх ролей. В первую очередь флатовку ставили для размотки бумаги и картона под собственные тиражи. Но уже сразу после запуска стало понятно, что запрос на резку бумаги от поставщиков и коллег по цеху есть и он ощутимый. Поэтому «Красногорская типография» начала оказывать услуги ответственного хранения и флатовки как отдельное направление бизнеса.

В Onebook.ru удалось приобрести несколько единиц оборудования, правда, на вторичном рынке, и несколько новых машин российского бренда printellect. Также есть планы по автоматизации некоторые производственных процессов, но европейское оборудование недоступно, поэтому нужно присматриваться к китайскому. Но тут есть свои сложности, говорит Илья Кунахович: «Пока не будет уверенности, что оно в работе хорошо себя проявит, закупки производиться не будут. А для того чтобы убедиться в надёжности, необходимо посетить китайские типографии и завод по производству оборудования. Этим и займёмся».

Альберт Мосикян высказывает менее оптимистичную позицию. Для покупки оборудования требуются заёмные средства, а это подразумевает необходимость просчитывать перспективы и окупаемость на несколько лет вперёд, что для регионального рынка сегодня сделать достаточно сложно. При этом кредитная политика банков в текущий период не способствует этому. Целесообразно сосредоточиться на поддержании в хорошем состоянии уже существующего оборудования, считает он. Это тоже достаточно проблемно и затратно, но пока проще, чем производить замену оборудования.

Как дела у книжных типографий

Как дела у книжных типографий

Что с рынком?

Развитие книжной отрасли в будущем будет зависеть в первую очередь от стоимости производства. К сожалению, хорошая качественная книга сейчас постепенно переезжает в сегмент роскоши, считает Альберт Мосикян. Спрос на книги есть несмотря ни на что, присутствуют готовность и желание печатать и издавать книги. Но на текущий момент себестоимость изготовления книги очень высока, и пока перспектив для её снижения нет, что заставляет некоторых заказчиков повременить или вообще отказаться от выпуска бумажной книги. Для выхода из этой ситуации нужно решать вопрос с производством отечественных качественных материалов (краски, картона, мелованной бумаги, отделочных материалов) и оборудования, но пока больших подвижек в этом направлении нет. Сейчас в отечественной полиграфии, по большей части, из отечественного — «налоги и газетная бумага», говорит Альберт.

 

По мнению Игоря Полтавцева, у полиграфистов есть в основном все материалы и оборудование для удовлетворения запросов книжного рынка. Но объективно из ассортимента уходят дорогие виды отделки и печати, идёт поиск оригинальных дизайнерских решений для создания привлекательных обложек (именно обложка продаёт книгу как продукт) и их оптимального полиграфического воплощения.

Говоря о перспективах книжного рынка, Кристина Гордеева считает, что темпы развития, скорее всего, будут такие же, как и сейчас. Особого роста не будет. Но струйная печать займёт одну из лидирующих позиций в издании книжной продукции. Интерпретируя аналитику и данные из сегмента «бумбела», Наталья Таранова прогнозирует через 2–3 года серьёзный спад в детской и учебной литературе из-за ощутимого демографического провала, когда должны будут пойти в школу дети, рождённые после пандемии.

Игорь Полтавцев предлагает также посмотреть на изменение социально-демографического портрета потребителей, их покупательской способности и тенденции времяпрепровождения, в первую очередь медиапотребления и доли чтения в нём. Пока время чтения сокращается, потребители отдают предпочтение видеоконтенту, а доля потребления бумажной книги снижается. Хотя есть некоторые оптимистичные сигналы замедления темпов снижения спроса, особенно в сегменте художественной и учебной литературы.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38