Я хорошо помню начало двухтысячных, когда Publish выписывали едва ли не все типографии Питера и, наверное, России, потому что там была самая актуальная информация для полиграфистов. В полиграфии в те времена оказались люди самых разных профессий, отрасль была на подъёме, в страну завозилось б/у и новое оборудование из Европы, и всем нужна была информация: о технологиях, «железе», программном обеспечении, в конце концов, о том, как вести бизнес в этой нише. Publish тогда во многом выполнял просветительскую функцию. По сути, мы росли как профессионалы вместе с журналом, а многие архивные обучающие статьи актуальны и сейчас. Но всё же сегодня журнал рассчитан на специалистов, хорошо ориентирующихся в отрасли. Наша целевая аудитория — полиграфисты со стажем.
Между тем очевидная проблема, затрагивающая большинство типографий страны, — это постепенное старение рабочих коллективов из-за дефицита молодёжи. Полиграфия, прямо скажем, не самая привлекательная отрасль для молодых. На профессиональных мероприятиях регулярно звучат вопросы: «Куда деваются студенты после окончания полиграфических техникумов и вузов? Почему так мало молодых специалистов идут работать в типографии по специальности?»
Проблема эта серьёзная и требует комплексного подхода. Одним из таких кирпичиков в формировании интереса к отрасли может стать наш новый проект студенческого журнала Publish Junior, который сейчас рождается на базе Московского Политехнического Университета в рамках учебной дисциплины «Проектная деятельность».
Я поговорила с главным редактором нового журнала, студенткой второго курса факультета «Издательское дело» Московского Политеха Екатериной Павловой. Она рассказала о проекте и о том, проходила реализация проекта.
Екатерина, кому пришла идея делать студенческий журнал?
Суть предмета «Проектная деятельность» в том, что партнеры Московского Политеха оставляют разные заказы на проекты, которые должны реализовать студенты в рамках этого курса. Одним из таких партнёров-заказчиков стал главный редактор Publish Дмитрий Старцев с заявкой на создание журнала Publish Junior. Причем какого-то жёсткого ТЗ не было, поэтому его концепцию мы придумывали сами. Под этот проект собралась рабочая группа, а я ее возглавила.
Сколько человек занимаются журналом сейчас?
Всего в команде 24 человека. Но дело в том, что «Проектная деятельность» — это проекты, реализуемые неспециалистами. С горящими глазами журналом занимается половина команды, остальным тяжело проникнуться идеей — главным образом потому, что роли в команде (журналистов, авторов статей, маркетинговых специалистов) студенты только-только осваивают.
Из-за непрофессионализма команды есть риск принести заказчику нежизнеспособную разработку. И за то, чтобы у нас не получился мертворождённый журнал, активно борются энтузиасты нашей команды. Ребята работают каждый день, по своему желанию делают дополнительные задания, не входящие в спектр их функционала, прикладывают титанические усилия, чтобы проект выстрелил и стал настоящим периодическим изданием.
На какой стадии проект находится сейчас?
У нас есть сверстанная электронная версия первого номера Publish Junior, которая более-менее всех устроила, но всё ещё требует некоторой доработки. После окончательного утверждения макета планируется выход печатной версии для распространения.
На практике мы столкнулись с тем, что не укладываемся в запланированные сроки, потому что у большинства членов команды в приоритете другие вещи. Студенты вообще люди занятые: то практика от вуза, то рефераты — и своя рубашка, конечно, ближе к телу. Вполне закономерные издержки, вызванные родом деятельности всех участников команды — они в первую очередь студенты Московского Политеха и обязаны готовиться к другим предметам. Я не вправе заставлять их писать статью вместо диплома — ни по правилам вуза, ни по моральным принципам.
Главный редактор Publish Junior Екатерина Павлова: «Содержание журнала Publish слишком сложное для восприятия более молодой аудитории, однако у этой аудитории есть потребность в подобном продукте». |
Я видела электронную версию пилотного номера Publish Junior, мне он в целом понравился, хоть макет и не без «косяков». Удивило, что вы не указываете авторов статей. Почему?
В начале номера есть информация о редакционной группе. Все, кто там перечислен, работали над контентом. Но все материалы, подготовленные авторами для первого номера, мне пришлось глобально редактировать самой. Сказались многие факторы: в команду попали первокурсники, которые только знакомятся с будущей специальностью; не было жёсткого ТЗ, поэтому приходилось практически всё придумывать и делать с нуля. Я сама тоже была первокурсницей, многие вещи и термины пришлось усваивать буквально на ходу. В общем, авторов в том выпуске пока не указывали, потому что я за честность и авторское право.
Сейчас у нас в команде более взрослые студенты, я уже знаю, какие сложности могут всплыть в процессе, и потому построила работу таким образом, чтобы их по возможности избежать. Мы учимся в том числе на ошибках, и я верю, что в следующем номере авторов статей указать можно будет с чистой совестью.
Раз это проект существует в рамках определённой учебной дисциплины, что с ним будет дальше, когда срок реализации закончится?
Проект рассчитан на три семестра. Сейчас пошёл второй семестр, и до конца этого учебного года журнал будет существовать на базе Московского Политеха. А что дальше — это очень хороший вопрос. Мне очень хочется, чтобы журнал продолжал развиваться, чтобы у него было будущее. Для меня это важно, потому что многое, что есть в нём сейчас, придумано мной лично. Я бы хотела и дальше участвовать в этом проекте, но не знаю, как дальше сложится жизнь.
У проекта есть кураторы из преподавательского состава, они очень позитивно к нему относятся. На практике нам больше помогает Дмитрий Старцев: он организует поездки в типографии на экскурсии, встречи с интересными людьми, даёт советы по контенту.
Пока наша работа над журналом несовершенна, ведь мы не специалисты. Я вижу много направлений роста, до которых нам пока не дотянуться — у команды просто слишком мало навыков и знаний. Надо отдать должное Московскому Политеху, в рамках вуза от нас никто не требует взять и сразу сделать идеальное периодическое издание. Нашими, пусть и скромными, успехами гордятся. Но мы сами хотим большего.
Если смоделировать идеальную ситуацию, как вы видите развитие проекта Publish Junior?
Это было бы точно не какое-то студенческое объединение при вузе. Студенты больше заточены на учёбу, и между задачами написать курсовую или статью в журнал они выберут первое. В идеале в команде должна быть молодёжь, которая уже имеет навыки и знания в разных областях. Например, в оформлении печатной продукции, в журналистике, в технологии упаковочного производства. Проект надо отцепить от вуза, потому что энтузиасты — это хорошо, но одного желания недостаточно: нужны ещё и реальные навыки, понимание ответственности и соблюдение дедлайнов.
Publish слишком взрослый, его тяжело усваивать, постоянно спотыкаешься о какие-то непонятные термины. Нам его как будто даже страшно открывать: мол, куда ты полез, глупый? Есть ощущение, что молодым людям, заинтересованным развитием в отрасли, как-то и нечего читать. Поэтому хочется набрать редакцию из ребят, которые будут делать журнал о том, что для них является значимым и интересным, журнал, который говорит с нами на одном языке. Это должно быть такое издание, в котором, условно говоря, я прочитаю, где находится печатающая головка принтера и зачем она нужна, а не просто новость для профи о новой модели с десятью головками.
Пообщавшись с Екатериной, я поняла, что создание журнала сейчас держится на ней и небольшой команде энтузиастов. За полгода вылезло множество проблем, связанных в основном с мотивацией редакционной группы и с туманными перспективами развития проекта, если он останется в том же формате при вузе. Это будет ужасно печально, потому что такой формат привлечения молодых в полиграфическую отрасль мне кажется очень перспективным и органичным.
Я спросила у главреда «большого» Publish, как он видит будущее нового журнала. Дмитрий Старцев рассказал, что Publish Junior затевался как точка, из которой можно было бы развивать кадры для отрасли. Сейчас этот проект для студентов является местом приложения их усилий. Ребята создают продукт, который востребован и готовится к печати, а редакция организует для них соприкосновение с отраслью, в которую они придут после обучения. В будущем хочется найти для этого журнала спонсоров, рекламодателей либо меценатов, которые будут вкладываться в его развитие. Тогда это будет проект не только в рамках учебной деятельности, но и то место, где команда сможет зарабатывать деньги.
Кристина Варакина, автор рубрики «В поисках полиграфических новшеств»
Катя Благодарная, автор рубрики «Технические обзоры»
Анастасия Басовская, корректор
Полина Скляр, дизайнер рекламных страниц
Алина Еремеева, дизайнер-верстальщик
Маша Бородако, литературный редактор
Мария Чихачёва, новостной редактор
Марина Астапенко, автор рубрики «Полиграфические истории»
Автор: Елена Никонорова, типография «РоСК», Санкт-Петербург.