Если сравнивать нас с другими лизинговыми компаниями в России, то мы занимаем первое место в сегменте полиграфического оборудования, значительно опережая конкурентов. Это оценка крупнейшего в России рейтингового агентства «Эксперт РА», которое на регулярной основе делает независимые рэнкинги лизинговых компаний.
Руководитель направления по работе с ключевыми партнёрами компании «ДельтаЛизинг» Валерия Новикова |
Для нас полиграфия — общее название индустрии, которая включает в себя печатные машины, послепечатную обработку, цифровую печать, допечатную обработку и прочее полиграфическое оборудование. Мы давно — более 20 лет — работаем на этом рынке и хорошо разбираемся в оборудовании, знаем ключевых игроков и конкретных людей, но самое главное — мы разговариваем на одном языке с типографиями.
Кто может
Мы работаем в основном с компаниями с историей: они работают больше года, у них есть клиенты, видны обороты. И они ставят перед собой цели по развитию производства: замене оборудования на более современное, механизации и автоматизации текущего технологического процесса или выходу в новые направления производства. Это стартовые условия, когда можно начинать обсуждать сотрудничество, а дальше — дело в деталях.
Разумеется, запросы на финансирование должны соотноситься с размером компании: условно, небольшая типография с оборотом до 10 млн ₽ в месяц не сможет потянуть контракт на поставку пятисекционной машины первого формата. Мы смотрим не просто на финансовое состояние компании, но и как будущие лизинговые платежи на этом состоянии отразятся — сможет ли компания при увеличении финансовой нагрузки эффективно вести свою деятельность.
Лизинг — это история, близкая к кредитной схеме финансирования, и лизинговые компании работают в этом смысле как банки: мы оцениваем заёмщика, его кредитоспособность. Наши специалисты — «рисковики» и «безопасники» — проверяют компанию по разным критериям, в том числе и в открытых источниках. По итогам проверки и принимается решение, можем ли мы профинансировать такую компанию. Эта система работает успешно: по нашему опыту, доля компаний, которые благополучно доводят свой лизинговый договор до финала, стремится к 100%.
Как устроен лизинг
Понятно, что проект по покупке режущего плоттера и проект по приобретению офсетной печатной машины требуют разного уровня внимания со стороны лизинговой компании. Ведь речь идёт о выплатах значительных сумм на протяжении иногда довольно длительного периода, и большое значение имеет устойчивость бизнеса типографии: мало приобрести оборудование, нужно его загружать регулярно и более-менее постоянным объёмом заказов.
Вообще лизинг — довольно популярный финансовый инструмент среди полиграфических предприятий. И понятно, почему: как правило, речь идёт о приобретении высокотехнологичного, сложного и дорогостоящего оборудования. Сейчас дополнительные сложности возникают и в связи с таможенными ограничениями на ввоз подобной промышленной техники. Есть сейчас вопросы и к ВЭД, если речь идёт о покупке за пределами России: вопрос, как платежи будут проводиться за границу, должен быть проработан заранее.
Но у лизингополучателя — типографии — должно быть понимание, что риски по ввозу таких машин в Россию лежат на нём. Мы проговариваем этот вопрос: если груз застрял где-то по дороге, от выплат лизинговых платежей это не избавляет. И застраховать эти риски не получится, к сожалению. А вот страхование передаваемого имущества — это обязательная часть лизинговой сделки, без него не обойтись.
В типографии «Зетапринт» при финансировании компании «ДельтаЛизинг» был установлен ламинатор New Star YFMD-1050 |
Есть варианты
Самый важный вопрос, который должен задать себе собственник типографии перед началом работы с лизинговой компанией: видит ли он развитие своего бизнеса на горизонте нескольких — двух-пяти — лет? А тенденция по срокам лизинговых договоров меняется очень сильно в последнее время. Учитывая текущие реалии с ключевой ставкой Центробанка, типографии предпочитают не очень длинные сроки: в среднем это около трёх лет.
Разумеется, у всех разные обстоятельства. Есть компании, главные бухгалтера которых используют лизинговые сделки исключительно для целей налогового учёта и налогообложения. Дело в том, что все платежи по лизингу облагаются НДС, который можно возместить, а также каждый платеж, включая авансовый, относится на себестоимость. Всё это помогает снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В этом случае собственно услуга финансирования сделки в расчёт предприятием не принимается, а лизинговый контракт закрывается в течение года, и компания экономит на налогах.
А кому-то лизинг нужен как рассрочка платежей, чтобы комфортно можно было оплачивать оборудование в течение длительного периода, когда изъять деньги из оборота предприятия или неразумно, или просто невозможно.
С чего начать
Предприятия, которые финансируются при помощи такого инструмента, как лизинг, в базе своей имеют цель довести дело до конца — выплатить стоимость оборудования и получить его в собственность. С другой стороны, у лизинговой компании нет цели забрать себе оборудование и начать на нём что-то производить или продать дальше — это не наш бизнес. Поэтому все сомнительные с нашей точки зрения сделки мы даже не рассматриваем.
Для типографии самый лучший способ заключить лизинговый контракт — это начать диалог с лизинговой компанией. Все предприятия уникальны, обладают своим комплектом машин и опытом ведения бизнеса. Но для любого из них покупка оборудования в лизинг — это событие, выходящее за рамки их привычной деятельности. Поэтому правильнее всего будет обсудить все детали со специалистами, которые проводят подобные сделки на постоянной, чуть ли не ежедневной основе. Мы сможем рассказать о всех условиях, подробностях и нюансах, например, о сезонном графике платежей, если у бизнеса есть ярко выраженная сезонность в заказах. Понимая все особенности работы этого финансового инструмента, мы сможем оказать поддержку и провести консультации на всех этапах сделки. Поэтому лучше начать разговаривать.
За 25 лет нашей работы мы провели сотни сделок с полиграфическими предприятиями.
Что покупать
В 90% случаев к нам приходят типографии с готовыми проектами по покупке того или иного оборудования, включающими коммерческие предложения. И это разумно: полиграфическое производство — очень сложное с технической точки зрения. И никто, кроме людей, которые его проектировали и организовывали, не понимает лучше, как его нужно модернизировать — какими средствами и при помощи каких машин. А вариантов конфигураций даже типового оборудования есть множество, в которых технические специалисты типографии разбираются заведомо лучше, чем в лизинговой компании. Если есть необходимость, конечно, мы посоветуем кого-то из надёжных поставщиков, с которыми у нас уже есть положительный опыт работы. Но, в любом случае, окончательный выбор конкретного оборудования и поставщика остаётся на стороне типографии.
Кому лизинг не нужен
Если собственник предприятия находится в смятении: то ли продолжать работать, то ли закрываться завтра, то лизинг для него — не подходящее решение. Стартапы, за редким исключением, не подойдут для использования этого финансового инструмента: лизинг — довольно консервативный вариант финансирования, для него требуется история работы предприятия, чтобы минимизировать риски для лизингодателя. Во всех остальных вариантах — добро пожаловать: мы обсудим детали и сможем сделать хорошее предложение по лизингу.
Как быстро
Нужно отметить, что сроки выхода на сделку могут быть очень разными. Иногда это занимает считанные дни, когда все стороны готовы к ней: оборудование находится в России, стороны пришли, сразу всё согласовали, подписали договор, и оборудование поехало в типографию. Но бывает и не очень быстрые истории: мы можем начать общаться, но, например, внезапно изменились внешние обстоятельства, и сделка потеряла экономический смысл. Или в типографии пока просто прицениваются — а стоит ли рассматривать этот вариант при покупке? Иногда от первого обращения до выхода на сделку проходит много времени, вплоть до нескольких лет, — это одна из характерных особенностей полиграфической отрасли. Мы это понимаем и учитываем в своей работе.
Подводя итог, хочется сказать, что лизинг — это разумный финансовый инструмент. При возникновении потребности в приобретении оборудования с использованием заёмных средств стоит рассмотреть его как один из рыночных и удобных способов покупки.