Что такое типография полного цикла? Если судить по ответу поисковика, то это производственное предприятие, способное выполнить весь процесс печати и подготовки продукции, от идеи до готового изделия. Однако, несмотря на кажущееся многообразие предложений, подобных типографий на отечественном полиграфическом рынке не так и много. Далеко не все хотят, а главное, могут обслуживать внушительный парк самого разнообразного оборудования, в то время когда можно обратиться к подрядчикам или вообще сосредоточиться на одной технологии.
История «Зетапринт» началась в 2002 году — это была фирма по изготовлению печатей и штампов. В то время в российской полиграфии наблюдался небывалый подъём, для отрасли становились доступны новые материалы и технологии, конкурс в Московский университет печати составлял рекордные восемь человек на место, а спрос на печатную продукцию порой превышал предложение, поэтому у Александра очень быстро назрело решение из изготовителя штампов переквалифицироваться в типографию.
Старт в «космос»
Первым оборудованием «Зетапринт» стала цифровая печатная машина Xerox DC 12. Бесперебойная работа в течение последующих двух лет позволила выйти на новый уровень, и в 2005 году в типографии появилась офсетная машина Heidelberg QM DI 46–4 со встроенным экспонированием форм. Однако, несмотря на выбор передовой на тот момент технологии, покупка оказалась крайне неудачной. При значительной себестоимости тиражей машина оказалась очень капризной в обслуживании, обеспечивая при этом не самое высокое качество печати. Квалифицированные печатники не хотели работать на этом оборудовании, а менеджеры с трудом удерживали заказчиков — все проблемы полиграфии собрались в одном месте. Проработав в таком режиме три года, машину всё-таки решили продать, выбрав на смену классический Heidelberg PM 52–4. На этот раз, по словам Александра, всё сложилось отлично: по уровню качества, стабильности и надёжности это был настоящий «космический аппарат».
Рост количества заказов в свою очередь подтолкнул к усилению парка оборудования и на других участках: в цехе появились резак, тигель, ламинатор, брошюровочный комплекс Horizon VAC 100 и собственный CtP. Теперь это была действительно полноценная типография.
Многообразие заказов росло, и «Зетапринт» увеличивала мощности по нарастающей. В период с 2011 по 2021 год парк печатного оборудования пополнился ещё пятью машинами Heidelberg, а в 2024 типография приобрела восьмикрасочную машину Komori GL 840P H-UV формата A1 с переворотом листа для печати коротких тиражей, в том числе и упаковки.
Z-эксклюзивно
Среди продукции, выпускаемой «Зетапринт», есть особенный вид — Z-карты. Впервые этот термин появился ещё в начале 90-х, когда журналист Джордж Макдональд, путешествуя по долгу службы, столкнулся с тем, что дорожные карты и расписания, сложенные много раз, довольно быстро рвутся при использовании. Тогда и родилась идея приклеивать к сфальцованному бумажному листу две плотные обложки. Несмотря на кажущуюся простоту, Джордж запатентовал эту технологию, и сегодня Z-CARD является зарегистрированным товарным знаком. В России же эксклюзивными правами на использование данной технологии обладает «Зетапринт», позиционируя Z-карты не только как функциональный продукт, но и как маркетинговый инструмент для самых разных отраслей.
Инвестиции в эффективность
Поскольку с наступлением 2022 года возможность приобретать оборудование как раньше, например, через российское представительство Heidelberg, сошла на нет, свою последнюю печатную машину в «Зетапринт» купили у партнёров на вторичном рынке. Что касается послепечатного оборудования, то здесь одним из постоянных поставщиков выступает «Т-Системы». По словам Александра, когда назрел вопрос обновления парка резаков, «Т-Системы» предложили совершить совместную поездку по основным производственным предприятиям Китая, итогом которой стала покупка бумагорезательной машины HPM 137 S19, а месяцем позже — и четырёх автоматических стапелеподъёмников (два из которых усилили другую резальную машину).
Как рассказывает Александр, операторы, имея до этого опыт взаимодействия с европейским оборудованием, в первые дни отнеслись к китайской технике с большой долей скепсиса, однако уже спустя неделю работы стало очевидно, что по функциональности и удобству HPM 137 S19 ничуть не уступает резакам Polar, а в некоторых моментах даже превосходит их.
Что касается автоматических стапелеподъёмников, то, по словам Александра, необходимость в них назрела уже давно. Дело в том, что повышение уровня автоматизации вспомогательных операций — это производственная необходимость для типографии с машинами А1-формата и стабильным ростом количества заказов. Единственной альтернативой повышения производительности здесь может быть только расширение штата, что менее эффективно и с большей вероятностью отразится на росте себестоимости продукции, с учётом текущих экономических реалий, чем единовременная инвестиция в оборудование.
Цены вверх
К слову, об оптимизации своего производства в «Зетапринт» задумались ещё в 2022 году, став участниками национального проекта «Производительность труда», реализуемого Департаментом экономической политики среди московских предприятий с начала 2022-го и призванного поддержать бизнес путём увеличения объёма продукции и сокращения производственных издержек без дополнительных затрат. Результатом такого участия, по словам Александра, стало не только увеличение выпуска готовой продукции в среднем на 14 тысяч единиц в месяц, но и корректировка системы планирования и адресного хранения расходников и готовой продукции.
Обсуждая насущный вопрос стоимости продукции, Александр рассказывает, что сегодня основную долю заказов «Зетапринт» составляют листовые тиражи для рекламных агентств и типографий, книжно-журнальная продукция, колоды карт и настольные игры, а также рекламная полиграфия и упаковка, то есть все категории, относящиеся к премиум-сегменту, что в свою очередь определяет уровень расходов на материалы и технологии. Однако не так давно, просчитав себестоимость продукции, в компании с удивлением обнаружили, что ценовой ряд требует актуализации в связи со значительно возросшими ценами на вспомогательные операции, поэтому, по словам Александра, средняя стоимость работ, предлагаемых заказчикам в «Зетапринт», на сегодняшний момент увеличилась на 30%.
Что касается планов на будущее, то Александр избегает долгосрочных прогнозов, предпочитая решать вопросы по мере их поступления, и несмотря на то, что большого сезонного ажиотажа в отрасли в этом году не наблюдается, к новому году «Зетапринт» подходит с полной загрузкой всего оборудования и в абсолютной готовности к любым технологическим вызовам.