Искали в третьих странах, возили в чемоданах, передавали через знакомых, покупали вскладчину то, что больше легальными путями в Россию не завозилось. Типографии, оказавшиеся под ударом, лихорадочно делали запасы — на всякий случай — на полгода и больше для своей непрерывной работы. И готовились к самым жёстким последствиям в экономике страны. Долги были выплачены, дебиторка — собрана, склады — забиты бумагой и картоном. И всё это в тревожном ожидании «пока не началось».
А поставщики оборудования и расходных материалов сначала осторожно, а потом так же лихорадочно бросились искать в дружественных странах тех, кто сможет заместить оборудование выбывших вендоров. Командировки и бесконечные переписки с китайскими, индийскими, вьетнамскими, иранскими и прочими поставщиками, не все из которых привели к заключению партнёрских соглашений. И надо было торопиться заключать договора, пока другая — конкурирующая — российская компания не сделает это первой. В перетряхивании своих продуктовых портфелей, налаживании сервиса нового оборудования, освоении навыков работы с иностранными компаниями и людьми в них с иной ментальностью прошла пара лет, и теперь мы видим, что изменилось на рынке.
Как обычно бывает, изменилось практически всё. Российские компании-поставщики обзавелись связями по всем миру — теперь их ничто не ограничивает. У нас стали доступны лучшие образцы техники во всём многообразии: помимо ряда решений условно западных брендов, которые продолжают окольными путями попадать в Россию, мы получили доступ к передовым разработкам китайского и индийского (и не только) полиграфического машиностроения. Струйные ЦПМ, послепечатное оборудование, станки для цифрового облагораживания, широкоформатные принтеры для рынка рекламы или гофрокартона, раскройные комплексы, флексографские машины и машины глубокой печати, текстильные принтеры — всё это поставляется к нам. И с некоторыми образцами мы познакомимся на выставке RosUpack/Printech 2025. И заодно сможем сравнить наши впечатления от выставки 2022 года.
Да и качество восточного оборудования сильно выросло за последние годы и продолжает повышаться. Но, что самое главное, уровень их технологических разработок также вырос, и некоторых случаях можно видеть полное превосходство китайских производителей над европейскими, американскими и японскими компаниями. И превосходство это тоже будет расти.
Одновременно российские поставщики оборудования столкнулись с новым вызовом — постройкой качественного независимого сервиса для новых брендов. Тут не оказалось готовых решений. Сам подход китайцев и индийцев в корне отличается от того, к чему привыкли в России. Поэтому налаживание взаимодействия с производителями, обучение сотрудников сервиса, работа над технической документацией позволили российским компаниям нарастить свои компетенции и в этом направлении. Опыт по поиску новых поставщиков и их выводу на рынок получен уникальный. Это закладывает базу для дальнейшего роста этих компаний — международной экспансии. Больше нет закрытого списка поставщиков — можно всё: подписать договор с бразильским производителем и поставлять его решения во Вьетнам, строить сервисную сеть по обслуживанию станков в Африке, предоставлять услуги по запуску сложного технологического оборудования по всему миру.
Мы видим, как формируется база — буквально твёрдая почва — под ногами компаний-поставщиков, которая поможет им оттолкнуться и совершить прыжок на новые для них рынки — за пределами России. Логика развития событий заставит компании сделать это, иначе их ждут ограничения внутреннего российского рынка и постоянные риски возврата на него глобальных игроков. Это окно возможностей открылось, и им нужно воспользоваться во чтобы то ни стало прямо сейчас.
Мой телеграм: t.me/publisheditor