101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Всё, что можно автоматизировать, будет автоматизировано

  • Михаил Нестеренко
  • 23 октября 2025 г.
  • 971
В современных условиях развития полиграфической отрасли послепечатное производство всё чаще становится узким местом в производственном процессе, ограничивающим общую эффективность предприятий.

С ростом требований к скорости выполнения заказов и персонализации продукции традиционные ручные методы обработки не справляются, что приводит к задержкам в выполнении заказов и увеличению себестоимости конечного продукта.

Зарубежная практика показывает, что применение средств автоматизации производства и управления позволяет увеличить производительность типографии на 150% и больше, что делает автоматизацию не просто удобным дополнением, а стратегической необходимостью. Для оперативного выпуска продукции следует максимально автоматизировать послепечатные процессы, и такой вариант почти полной автоматизации в полиграфии уже сегодня возможен и успешно реализуется на ведущих предприятиях мира. Кроме того, ручной труд становится дороже и менее надёжным — сотрудников труднее нанять, они легче меняют работу.

Автоматизация в рекламно-производственных компаниях (РПК) реализуется в двух основных направлениях: программная (продаж, учёта, планирования) и аппаратная, включая переход к автоматизированным производственным линиям. Первая помогает оптимизировать бизнес-процессы, а вторая — непосредственно производственные операции.

По данным исследований, 74% компаний в России активно занимаются проектами по автоматизации бизнес-процессов, что подчёркивает значимость этой тенденции для отечественного рынка рекламы и полиграфии. В этих отраслях автоматизация управления предприятием считается эффективным инструментом для сокращения издержек и повышения конкурентоспособности.

Система управления современного режущего плоттера (автоматический фигурный раскрой)

Автоматизация аппаратной части, самого производства, состоит из его оснащения отдельными автоматизированными устройствами и их интеграции в единую систему. Предложение различных автоматических финишных станков на российском рынке, прежде всего из КНР, постоянно растёт, а цены на некоторые популярные виды оборудования снизились.

Из трудностей во внедрении автоматизации можно выделить относительную высокую стоимость автоматизированных решений, которая в сочетании со снижающейся маржой и высокой процентной ставкой заставляет многих владельцев РПК откладывать проекты по автоматизации в долгий ящик. Но предприятия, которым всё же удаётся изыскать средства для развития и которые инвестируют в автоматизацию в трудные времена, значительно повышают шансы обеспечить своё будущее.

Использование каттеров (режущих плоттеров) и лазеров — это ускорение процессов, гибкость, новые возможности. Современные полиграфические предприятия активно внедряют автоматизированные системы резки, способные соблюдать заданные размеры с погрешностью не более 0,1 мм, что превосходит возможности ручной обработки. Эти системы обеспечивают не только высокую точность, но и гибкость в выполнении заказов различной сложности, позволяя оперативно перестраиваться под разные задачи.

Современный режущий плоттер — это гибкий и универсальный станок, способный обрабатывать любые листовые и рулонные неметаллические материалы (картоны, ткань, винил, самоклейку, пеноматериалы для ложементов и т. п.). Существует множество специализированных опций, расширяющих возможности режущих плоттеров: системы подачи рулонных материалов и сканирования, проекторы и конвейеры, расширительные столы и системы сортировки готовой продукции.

Можно ли включить режущий плоттер в ERP-систему предприятия? К сожалению, далеко не все марки поддерживают экспорт данных. Самые распространённые в РФ режущие плоттеры — не поддерживают. Поэтому при выборе режущего плоттера обращайте внимание на эту полезную возможность. Тогда будете дистанционно знать, какие работы выполнены, а какие — нет и какова себестоимость каждой. Некоторые режущие плоттеры способны считать, сколько времени и электричества ушло на то или иное изделие, что уточняет расчёт работ.

Используемые в финишных операциях РПК современные лазеры весьма разнообразны, особенно по скорости работы, которая может отличаться в 10 раз и больше. Управляющие контроллеры лазеров обычно достаточно просты и не поддерживают экспорт данных. Но на рынке есть лазеры, производимые на основе таких же контроллеров, как в режущих плоттерах, — эти аппараты можно подключить к корпоративной системе управления.

Лазерные системы и режущие плоттеры с интеллектуальным управлением перспективны для создания сложных конструкций упаковки и оформления, которые ранее были либо невозможны, либо экономически нецелесообразны.

Роботизированные линии

Скорее всего, когда-то мир захватят самообучающиеся роботы-андроиды, управляемые из единого центра. Но пока это не так. Для того чтобы внедрить роботизированное решение, надо приобрести программно-аппаратный комплекс, научиться им пользоваться и обучать его новым работам. Есть роботы, которые обучаются только через специализированное программное обеспечение. Но есть и устройства, исполнительные механизмы которых можно двигать буквально руками, а они запоминают движение. В целом роботы дешевеют за счёт появления новой робототехнической продукции из КНР, а также эффекта масштаба.

Все гранды мировой рекламно-полиграфической индустрии активно работают над применением роботов. К примеру, Heidelberg предлагает роботизированные решения для увеличения эффективности и производительности в послепечатном производстве. Эти системы обеспечивают автоматическую подачу материалов, сборку изделий и контроль качества, минимизируя участие человека в рутинных операциях. Производители поменьше движутся вслед за лидерами.

Особенно роботы удобны при массовом производстве большими тиражами. Роботизированные системы значительно улучшают качество и согласованность процессов окончательной обработки печати, таких как нанесение УФ-покрытия, тиснение фольгой, рельефное тиснение и вырубка. Это особенно важно для выполнения заказов премиум-сегмента, где малейшие отклонения могут привести к браку и увеличению себестоимости продукции.

Экономика автоматизации

Преимущества автоматизации в рекламно- полиграфической отрасли включают значительное повышение производительности, снижение затрат на рабочую силу и уменьшение накладных расходов, что напрямую влияет на рентабельность бизнеса. В условиях кадрового дефицита, особенно в регионах, автоматизация становится необходимым условием выживания предприятий.

Автоматизация революционизировала способ работы печатных компаний, повышая эффективность, снижая затраты и улучшая качество продукции, что позволяет конкурировать на национальном и международном рынках. Мировой опыт: окупаемость инвестиций в автоматизацию послепечатных процессов обычно составляет от 1,5 до 3 лет, что делает такие вложения экономически обоснованными даже для средних предприятий.

Перспектива «умных производств»

Тенденция Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных процессов, но и во всех типографских операциях, создавая полностью цифровой и автоматизированный производственный цикл. Это означает переход от отдельных автоматизированных участков к единой интеллектуальной системе управления производством.

Смарт-печать трансформирует отрасль с помощью искусственного интеллекта, Интернета вещей и автоматизированных послепечатных процессов, улучшая эффективность и снижая количество отходов. Интеграция с системами АСУП и ERP позволяет создать полный цикл «от файла до отгрузки», где каждый этап контролируется в реальном времени, а данные используются для оптимизации будущих заказов.

В итоге

Опыт внедрения на полиграфических предприятиях показывает стабильную работу систем автоматизации для 80–120 автоматизированных рабочих мест при высокой удовлетворённости пользователей (более 4 баллов по пятибалльной шкале). Это свидетельствует о зрелости технологий и их готовности к массовому внедрению.

В России наблюдается переход к цифровизации, устойчивому развитию и автоматизации в рекламно-полиграфической отрасли для удовлетворения меняющихся потребностей рынка. Интеграция автоматизации, улучшенное управление расходными материалами и ресурсами РПК в целом становятся тенденциями, формирующими российский рынок.

Автоматизация послепечатных процессов перестала быть экзотикой и превратилась в стратегическую необходимость для рекламно-полиграфических компаний, желающих оставаться конкурентоспособными в условиях растущих требований клиентов и жёсткой рыночной конкуренции. Те, кто сегодня инвестирует в автоматизацию, завтра будут определять правила игры на рынке рекламно-полиграфических услуг.

 

Об авторе: Михаил Витальевич Нестеренко, генеральный директор «ИНТЕРМИКРО».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Под защитой. Votum separatum

Автор оригинальной статьи Елена Никонорова при её подготовке проделала заслуживающую уважения впечатляющую работу, потребовавшую профессионализма, длительного практического опыта и столь редко встречающегося в наше быстрое время желания разобраться в деталях.

Машина, которую мы ждали

29 сентября в демозале компании «Смарт-Т» прошла презентация этикеточной печатной машины Arojet iHEM-330.

Маркетплейсы без иллюзий

Для многих компаний маркетплейсы кажутся лёгким билетом в e-commerce: разместил товар — и заказы пошли. Но в реальности за яркой витриной скрываются непростые правила игры, постоянно меняющиеся алгоритмы и расходы, которые нередко оказываются выше ожидаемых.



Новый номер

Тема номера: ИИ: от хайпа к обыденности. Canon varioPRINT 115/130/140 QUAR TZ. G!Digital FB-2513S. Mimaki JFX200-2513. Российский дебют DTF-комплекса InkTec. Тонкий луч и большая идея. Принт-практикум амбассадоров. Маркетплейсы без иллюзий. Zeytz без границ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59