На проходящей в Москве ежегодно выставке «Упаковка/УпакИталия-2013» с каждым разом полиграфических экспонатов становится меньше. Как я и ожидал, в этот раз (с 29 января по 1 февраля) тенденция стала ещё заметнее. Подавляющая часть экспонентов демонстрирует всевозможные устройства для расфасовки и упаковки пищевых и прочих продуктов, либо вовсе не имеющие отношения к полиграфии, либо использующие уже запечатанные материалы.
Хотя при желании кое-что найти всё-таки было можно. Например, французская Encres DUBUIT представляла УФ-краску для печати по пластиковым флаконам и контейнерам (поставщик — «АТ Десайн»).
Несколько компаний рекламировали рулонные печатные машины для печати упаковки, но «вживую» не была представлено— ни одной, даже самой маленькой. Буклеты предлагали такие известные производители, как Comexi Group, Omet, Uteco. Несмотря на достоинства современной флексографии, производители всё активнее продвигают офсетную технологию — разумеется, в большинстве случаев с УФ-сушками. Такие машины есть и у Omet, и у Uteco. Видимо, это связано с уменьшением тиражей: цена и время изготовления офсетных форм гораздо меньше, чем флексографских и, тем более, гравированных цилиндров для глубокой печати.
У Comexi Group интерес представляет Offset CI8 — офсетная машина планетарного построения, которая, благодаря необычной для офсета конструкции, хорошо подходит для печати тянущихся плёнок. Другая её особенность — всего одна сушка, финишная, причём не УФ, как обычно на узкорулонных офсетных машинах, а электроннолучевая.
«НИССА Printpack» представила продукцию, изготовленную системой Freebox (производитель — System Packaging). В машину, судя по видеопрезентации, подаётся лист гофрокартона, который высекается, складывается и склеивается, в результате получается готовая коробка. Изображение наносится струйной печатающей головкой. Можно приобрести систему с большим числом головок — для печати в несколько цветов |
Но в целом выставка становится менее полиграфической. Разумеется, тем, кто занимается упаковкой, бывают нужны и печатные машины, и высечка, и устройства для фальцовки и склейки, но… они находят это оборудование на других выставках — в частности, «Росупак». Процесс закономерный: когда даже специализированные полиграфические выставки страдают из-за уменьшения числа участников, а то и вовсе отменяются, было бы странно ожидать увеличения доли полиграфии на выставке, большинство посетителей которой работают в другой сфере.
Вспоминается невесёлая ситуация с предстоящей (точнее, предполагаемой) IPEX-2014. Ситуация невесёлая, но предсказуемая. После IPEX-2010 мы провели опрос на тему «Были ли Вы на Ipex-2010, стоило ли?» и уже тогда результаты не вдохновляли: «Был, оно того стоило» — 8%; «Был, но зря» — 8%; «Не был, но стоило» — 31%; «Не был, не жалею» — 53%. Теперь, когда ключевые экспоненты и ньюсмейкеры один за другим отказываются от участия в IPEX, смысл её посещения становится ещё менее очевидным.
А вот Hunkeler innovationdays как мероприятие, сфокусированное на цифровой печати, с каждым разом становится всё более представительным и интересным. Помогает и то, что производители ЦПМ и даже отдельных решений для послепечати — не конкуренты, а партнёры для Hunkeler. Таким образом, производители демонстрируют способность обходиться своими силами в деле презентации продукции — без посредников, организующих выставки. Новый тренд? — Ю. Захаржевский