Ранним морозным утром 18 января в Санкт-Петербурге руководители Bobst Group – исполнительный директор Жан-Паскаль Бобст, директор по продажам подразделения листового оборудования Эмилио Корти и директор «Бобст СНГ» Глеб Газукин – встретились с представителями профессиональной прессы. Главная причина выбора места встречи – всю неделю в Санкт-Петербурге проходило международное собрание директоров по продажам листового направления Bobst Group.
Слева направо: Глеб Газукин, Жан-Паскаль Бобст и Эмилио Корти |
Не страшно ли вести бизнес в России? Такой был смысл первого вопроса от нашей коллеги. Эмилио Корти искренне удивился: «Почему?» А Жан-Паскаль серьёзно отметил, что компания в своей деятельности, конечно, всегда вынуждена следить за политикой, но только с точки зрения безусловного соблюдения возможных политических решений, ограничивающих поставки, и т.п. Оказалось, что в Bobst не видят у нас какой-либо опасности для своего бизнеса и знают страны, где риски гораздо выше, но даже там успешно работают десятилетиями. Конечно, нужно учитывать некоторые особенности нашей страны, осложняющие скорость взаимодействия – необходимость получения визы техническими специалистами, таможенного оформления оборудования и запчастей, и прочее. Но при этом последние два года работы в условиях санкций оказались самыми успешными для компании за последние 7 лет. Корти объяснил это тем, что в России активно наращивают собственное производство различных товаров, для которых нужно больше упаковки. А Bobst – мировой лидер в выпуске оборудования для её производства. И хотя некоторые называют его самым дорогим на рынке, в компании предпочитают говорить о нём, как о самом эффективном в каждом из секторов, предлагая решения в разных ценовых категориях, начиная с относительно доступных. Да, наш рынок пока не настолько велик, чтобы организовывать производство оборудования в России, но зато Bobst инвестирует в развитие сервисной службы.
Итоги года | Пока не объявлены, но в ноябре 2017 г. компания сообщила, что прогнозирует оборот в диапазоне 1,45-1,5 млрд шв. франков (для справки – в 2016 г. объём продаж вырос на 8,7% и достиг 1,447 млрд шв. франков) при уровне прибыльности EBIT около 8%. В целом год очень хороший, включая результаты в России, хотя на некоторых крупных рынках руководители Bobst надеялись на более существенные улучшения – например, ниже ожиданий выросли продажи в Китае, есть вызовы в Японии, много еще предстоит чего сделать на рынке Южной Америки.
Говоря о перспективе, г-н Бобст отметил, что по внутренней программе развития до 2020 г. важно добиться существенной трансформации структуры компании в части «цифровизации» предлагаемых ею решений. «Чтобы успешно развиваться в цифровую эпоху, нужно заложить прочный фундамент, – объяснил Жан-Паскаль, – и только потом строить этажи и крышу». Цифровизация будет заключаться в создании цифровых систем управления техпроцессами; «подключенного» традиционного FLEXO, гибридного THQ и чисто цифрового печатного оборудования. Среди «кирпичиков» этого фундамента – цифровая платформа My Bobst. Она предназначена не только для покупки запчастей, но и для дистанционного обучения и получения справочной информации, и к 2020 г. должна быть доступна по всему миру. Это важно ещё и потому, что Bobst – очень диверсифицированная компания. Например, в 2015 г. она приобрела небольшого производителя флексомашин GiDue, а сейчас вывела это направление на совершенно иной уровень развития.
Цифровые перспективы | В Bobst не боятся и рисков, связанных с крупными проектами в новых областях – ведь даже в случае неудачи, это тоже будет полезный опыт. Я поинтересовался, какова судьба проекта Bobst по созданию цифровых промышленных листовых машин с головками Kodak для печати на гофрокартоне. Ответ был однозначным – этот проект «мёртв». В части цифровой печати сделана ставка на Mouvent. Это многообещающее предприятие было создано в середине 2017 г. совместно со швейцарской Radex. Компания разрабатывает чернила для струйной печати, а также создала очень удачные кластерные системы на базе отлично себя зарекомендовавших печатающих головок Fujifilm Samba. Кластер с четырьмя головками изготавливается способом 3D-печати, благодаря чему он очень компактен, при этом содержит в себе всё необходимое – от управляющей электроники до системы подачи чернил для каждой головки. На основе такого кластера шириной 70 мм можно создавать легко масштабируемые решения для цифровой струйной печати с очень высоким показателем эффективности (времени, когда ЦПМ выполняет полезную работу) – более 80%. Кроме того, контролируя формулу чернил, Mouvent готова предлагать их по более низким ценам, чем другие игроки. «Например, при текущей цене УФ-чернил на рынке 60-70 долл. за литр мы сможем предлагать их по 28, - заявил Жан-Паскаль. – Мы уверены, что таким образом сможем поставлять самые конкурентные решения, в том числе для использования их в гибридных системах».
Компания летом 2017 г. начала серийные поставки принтеров для печати по тканям (состоялись три первых инсталляции), а на Labelexpo Europe 2017 были показаны семикрасочные прототипы рулонных однопроходных этикеточных систем на основе УФ-отверждаемых и водных чернил шириной 170 и 340 мм. В апреле 2018 г. их планируется вывести на рынок. В ассортимент также войдёт машина шириной 850 мм для печати по плоскому картону, а в сентябре планируется показать прототип для печати по гофрокартону на водных чернилах.
Равномерный рост | «Цифра» – это всё-таки перспектива. А сегодня почти 100% оборота Bobst приходится на традиционные решения для изготовления упаковки. Все они без явно выраженных лидеров продаж пользуются спросом на мировом и российском рынке: хорошо продаются флексографские этикеточные и упаковочные машины, послепечатное оборудование для выпуска упаковки из плоского картона и гофрокартона.
Говоря о причинах успехов компании в России Глеб Газукин отметил: «Помимо общего роста спроса на упаковку из-за контрсанкций, я могу предположить, что повышению наших продаж способствовало и изменение подхода наших заказчиков к выбору решений – он стал гораздо более взвешенный. Сейчас во главу угла при принятии решения Заказчику руководствуются такими показателями как OOE и ROI поставляемого оборудования. Кроме того, в России стали размораживать приостановленные в 2014 г. по политическим причинам проекты, включая те, которые были инициированы международными компаниями».
Что касается конкурентов, то их у Bobst очень много. Но компания их не боится, поскольку располагает преимуществами, которые Жан-Паскаль обозначил тремя словами: страсть, инновационность и ценности. Один из вариантов интерпретации этих лаконичных лозунгов таков: страстная увлечённость своим делом позволяет Bobst создавать решения, которые высоко ценят клиенты по всему миру. – И. Терентьев