Самой яркой премьерой выставки Mosbuild 2018, проходящей с 3 по 6 апреля в московском «Экспоцентре», в части, интересной нашим читателям, стала технология Dimense для создания рельефа цифровым способом.
Алексей Этин позирует на фоне принтера Dimensor, который периодически включали для демонстрации. Справа – образец рельефа, полученного с помощью Dimense |
Впрочем, как можно было убедиться после осмотра трёх залов выставки, посвящённых интерьерному оформлению (и в первую очередь – обоям), цифровые технологии печати постепенно пробивают себе дорогу и в других направлениях.
Технологию Dimense уже несколько лет разрабатывает литовская Veika. Теперь это серийное решение, которое в России будет продвигать «Смарт-Т» – официальный дистрибьютор Veika. Оно позволяет создавать произвольный рельеф на запечатываемом материале. Глубина – до 1 мм. Форма рельефа задаётся маской в файле. Решение это комплексное: в него входит специализированный широкоформатный принтер Dimensor с шириной 1,6 м и со скоростью печати 20 м2/ч. Он работает на специальных латексных чернилах. Помимо CMYK, в принтер заправляются также специальные структурные чернила. Но результат можно получить только при использовании специальных материалов EcoDeco. Решение экологичное, поскольку чернила имеют водную основу, а материал не содержит ПВХ.
Как это работает? Материал EcoDeco имеет специальный слой, который вспенивается при нагреве. Однако структурные чернила не допускают реакции вспенивания. Поэтому, чтобы получить обои с рельефом, достаточно напечатать изображение, включающее маску для рельефа (она будет напечатана структурными чернилами), а затем пропустить материал через встроенную в принтер сушку. Всё это происходит автоматически в едином цикле.
Ориентировочная стоимость принтера – 96 000 евро, материала EcoDeco – 3,6 евро/м2, чернил – 96 евро/л. Расход чернил – примерно такой же, как и у обычных широкоформатных принтеров, поскольку рельеф создаётся за счёт реакции вспенивания, а не многократным нанесением слоёв. EcoDeco предлагается в двух вариантах – матовом и перламутровом.
Как рассказал технический директор Veika Алексей Этин, после выставки Dimensor будет установлен в демо-зале «Смарт-Т», где его смогут опробовать все желающие. Уже собрано первые 10 машин, которые будут направлены в несколько стран Европы. Дальнейшее производство сейчас переносится из Израиля в Литву, где в августе планируется изготовить ещё десяток машин. Решением уже активно интересуются дизайнеры интерьера. Материал можно не запечатывать цветными чернилами, а только создавать на нём рельеф, имитируя эксклюзивную рельефную штукатурку, а затем покрасить обычными обойными красками. В ближайшее время в 10-15 магазинах Москвы, продающих материалы для интерьерного оформления, появятся образцы технологии Dimense. Она также может найти применение в рекламе – для оформления стендов и других целей.
Технология УФ-печати ещё не сказала своего последнего слова. Слева – образец 5D-фотообоев на стенде Design Studio 3D с дополнительным рельефом, созданным за счёт нанесения цифрового лака. Справа – выставочный дебют новейшего УФ-принтера/каттера Mimaki UCJV 300-160 («Русском») |
Ещё один вариант создания рельефа цифровым способом можно было увидеть на стенде Design Studio 3D (Михайловка, Волгоградская обл.). Компания производит 3D-фотообои, модульные картины, текстиль, а также фрески, керамическую плитку и мозаику. Эффект 3D на её продукции достигается за счёт выбора сюжетов с «объёмом». Печатают их на широкоформатных принтерах – УФ- и латексных. Однако новинку в своём ассортименте компания назвала 5D-фотообои. В них добавляется настоящий рельеф с помощью прозрачного лака, напечатанного на УФ-принтере.
Какие именно марки оборудования используют для своих продуктов в Design Studio 3D, представитель компании не рассказал, но рядом на стенде «Русском» можно было найти подходящий вариант. Здесь состоялся официальный российский выставочный дебют УФ-принтера/каттера Mimaki UCJV 300-160 (31 900 евро), обзор которого вышел в Publish № 3, 2018. Хотя пока для этого принтера не предлагают конфигурации с лаком, вариант CMYKLcLmWW позволяет получать интересные эффекты на световых коробах и на тёмных материалах. Рядом можно было увидеть также две модели Mimaki JV300-160, работающие на разных видах чернил. Экспозиция принтеров на стенде «Русском» оказалась самой большой на выставке.
Теме цифровой печати на обоях уделяет большое внимание и в HP. Компания, уже несколько лет не пропускающая Mosbuild, традиционно предлагает в качестве решения свои латексные принтеры, а в последнее время добавила вариант на базе HP Indigo 20000. Среди её российских пользователей латексных принтеров – Московская обойная фабрика. На выставке на совместном стенде HP и «Автоним» можно было увидеть принтер HP Latex 570, а также ознакомиться с широким спектром применений технологии – от обоев и световых коробов до абажуров светильников и обивки мебели.
Ещё один дебютант выставки – турецкая SOM Paper & Cardboard Converting, целенаправленно представляющая своё направление материалов для цифровой широкоформатной печати. У компании пока нет дистрибьютора в России, однако она имеет собственные производства традиционных обоев и самых разнообразных материалов для цифровой печати.
Хотя крупнейшие производители обоев по-прежнему полагаются на промышленное аналоговое оборудование (среди его производителей на выставке была замечена только китайская XI'an Aerospace-Huayang Mechanical & Electrical Equipment), они уже неплохо осведомлены о возможностях современных цифровых технологий печати. Но пока эти компании предпочитают наблюдать за тем, как рынок эксклюзивной продукции осваивают небольшие фирмы, сектор цифровой печати для интерьерного оформления по-прежнему имеет огромный потенциал роста. – И. Терентьев