Динамика спроса на самоклеящиеся этикетки. Синим цветом отмечены бумажные рулонные материалы, оранжевым – не бумажные, коричневым – ВВП европейских стран |
В 2018 и 2019 гг. рост рынка был умеренным и составлял 1,5% в год. Пандемия COVID-19 повысила европейский спрос на самоклеящиеся материалы для этикеток в первой половине 2020 г. более чем на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Во II кв. спрос на рулонные этикеточные материалы превысил показатель II кв. 2019 г. почти на 25%. Увеличение спроса на этикеточные материалы в I половине 2020 г. в денежном выражении составило почти 320 млн м². 53% из них составляют плёночные этикетки. Наибольшее негативное влияние пандемии почувствовали на себе Великобритания, Ирландия и Южная Европа, но даже там зафиксирован значительный рост.
Существенный рост спроса на самоклеящиеся этикетки в первый месяц (скорее всего, достигший своего пика в первые три месяца пандемии, когда европейская экономика работала в замкнутом цикле) объясняется их значительной ролью в обеспечении критически важной во времена кризиса инфраструктуры: маркировки продуктов питания, товаров для здравоохранение, средств личной гигиены и логистики в цепочке поставок. Этот эффект усугубился накоплением запасов у розничных продавцов и производителей, а также самоизоляцией, при которой домохозяйства активно пользовались доставкой товаров на дом. Кроме того, самоклеящиеся материалы используются в качестве маркеров для обозначения социальной дистанции.
С другой стороны, в I половине 2020 г. снизился спрос на этикетки в таких секторах, как автомобилестроение, электроника, туризм и общественное питание. Первые два сектора в 2019 г. показали не рост, а падение по сравнению с 2018 г.
Преобладание в 2020 г. краткосрочного экономического выживания над долгосрочными инвестициями наблюдается не только в потребительских товарах и услугах, но и в инвестиционных прогнозах рынка этикетки. Исследование FINAT Radar показало, что многие производители этикетки откладывают приобретение тяжёлого оборудования, по крайней мере, до 2021 г., на который намечено множество выставок, включая три выставки Labelexpo в разных регионах. Ещё один фактор – сложные производственные условия с чрезмерным спросом, отложенными платежами, перебоями в поставках, дефицитом сырья и ограничениями, связанными с заботой о здоровье сотрудников.
На основе онлайн-бесед с членами ассоциации была составлена информационная панель состояния отрасли, обобщающая все требующие учёта многомерные параметры.
На онлайн-брифинге FINAT 21 июля лидеры отрасли подвели итоги последних четырёх месяцев и представили прогноз на II половину года и период после пандемии. По их мнению, индустрия успешно прошла стресс-тест благодаря гибкости, устойчивости и маневренности производителей этикетки. Способность отрасли быстро реагировать на разрушительные обстоятельства откроет новые возможности для более открытого сотрудничества по всей цепочке поставок.
По данным «НИССА Центрум», в России также вырос спрос на этикетку, хотя он был крайне неравномерным по секторам. За I половину 2020 г. в России было установлено значительно больше ЦПМ HP Indigo и финишного оборудования ABG и Karlville, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на отдельные случам задержки поставок, в целом исполнение контрактов ускорилось. Ряд новых сделок в России был закрыт уже в период действия карантина. Всё это позволяет говорить о едином позитивном тренде в этикеточной отрасли как на российском, так и на европейском рынках.
Источники: FINAT, «НИССА Центрум»