101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Голь на выдумки хитра

  • 19 января 1998 г.
  • 2003

Так уж сложилось, что журнал "Publish" изобилует переводными материалами, рассказывающими о самых современных достижениях в области полиграфии. Материалы же с мест, из российской глубинки, редкость. О втором рождении технологии высокой печати в типографии райцентра Саратовской губернии города Петровска рассказывают сотрудники компании "Трайтек микросистемс".

С переходом к рыночной экономике производство, оснащенное машинами высокой печати 20-30-летней давности и не мечтавшее о внедрении офсетных технологий, стало испытывать затяжной кризис: снижение объема заказов, неплатежи, как следствие - сокращение штата... Практически не зарабатывая денег, нельзя было и думать о развитии.

Вот тогда петровские печатники и решили обратиться к специалистам, которые, изучив существующий производственный процесс, могли бы ответить на вопрос: как повысить качество высокой печати до конкурентоспособного уровня? В областном центре такая компания нашлась - саратовское НПО "Трайтек микросистемс", фирма, специализирующаяся на поставках издательского оборудования и технологий.

С их помощью определили "узкое место": низкое качество печатной формы, предопределяемое несовершенством технологии ее изготовления и неоднородностью линотипного сплава, содержащего около двадцати компонентов.

Для кардинального улучшения качества необходимо было перейти от горячего набора к формам, аналогичным тем, которые применяются при офсетной печати. Отливаемые на линотипах строчки и подверстываемые клише решили заменить гидрофотовыми пластинами. Используя магнитные подставки для крепления форм в печатных машинах, отрегулировали печатные барабаны с учетом толщины гидрофотовых пластин, ибо при горячем наборе толщина форм значительно больше.

Была построена следующая технологическая цепочка:

  • компьютерный набор с выводом оригиналов-макетов на пленку;
  • монтирование пленок и экологически чистых гидрофотовых пластин на монтажном столе;
  • засвечивание пластин на копировальной раме и их дальнейшая обработка на вымывной машине (при которой с пластин водой вымываются участки, не несущие элементов изображения).
  • В итоге получалась готовая печатная форма.

    При формировании редакционно-издательского комплекса (РИК), в состав которого вошли компьютер, сканер и лазерный принтер, особое внимание было уделено выбору печатающего устройства. Остановились на принтере GCC Elite XL608 формата A3, позволяющем выводить на пленку зеркальные негативы макетов при весьма хорошем качестве заполнения черным.

    Также были приобретены монтажный стол, копировальная рама, установка для просвечивания пластин и вымывная машина.

    Уже первые результаты впечатляли: разрешение полученных изображений составило 600 dpi, что по провинциальным меркам является вполне приемлемым показателем. Появилась возможность печатать и многоцветную продукцию. И даже несмотря на то, что гидрофотовая пластина отличается зерном от офсетной, петровские печатники надеются достичь качества и в 1200 dpi.

    Оценивая экономическую эффективность использования РИК в целом, помимо резко возросшего качества печатной продукции, приведем еще ряд показателей. С внедрением РИК из технологической цепочки выброшено целое звено - фотохимический процесс, а горячий набор заменен компьютерным. Линотипы стоят мертвым грузом, и нет нужды искать к ним супердефицитные запчасти: ремни, матрицы, шпац-клинья, звездочки и т.д.

    И хотя на первых порах себестоимость изготавливаемой бланочной продукции оказалась несколько выше, со временем затраты на техническое перевооружение окупятся. Тем более, что долговечность гидрофотовых пластин, выдерживающих до 850 тыс. экз. тиража, позволяет форме с отображенным на ней оригинал-макетом находиться в обороте несколько лет. Она может быть использвана по мере поступления новых аналогичных заказов.

    Благодаря компьютеру несравнимо расширились возможности дизайна (подбор шрифтов, линеек, библиотечных рисунков и т.д.). При этом время прохождения заказов до стадии получения печатных форм во многих случаях сокращено до 10-15 минут, что по прежним меркам является просто фантастикой. Как результат - рост числа разнообразных заказов.

    Реальные же денежные затраты на модернизацию производства составили порядка 10 000 долл., что в рублевом эквиваленте сопоставимо с одним-двумя месячными фондами заработной платы.


    Комментарий

    Авторы статьи "Голь на выдумки хитра" описывают технологию изготовления фотополимерных печатных форм для высокого способа печати. Особенность предлагаемой технологии состоит в изготовлении бессеребряных негативных фотоформ на лазерном принтере. Эта технология известна и была широко распространена в самом начале появления классического (побуквенного) фотонабора текста - в период бурного внедрения и развития офсетного способа печати. Горячий набор был убран из цехов, а фотоформы, полученные на побуквенном фотонаборном автомате, применяли для изготовления фотополимерных печатных форм для высокой печати.

    Появление 10 лет назад настольно-издательских систем дало новую жизнь технологии изготовления фотоформ (диапозитивов) для офсетной печати на лазерном принтере с использованием прозрачных пленок.

    Описанный в статье способ является симбиозом двух технологий: изготовление фотоформ на лазерном принтере и использование фотонаборных фотоформ для изготовления печатных фотополимерных форм для высокого способа печати.

    Можно сказать, что технология, предлагаемая авторами статьи, является рациональным выходом для многих районных типографий, у которых еще сохранился горячий металлический набор. В дальнейшем она может служить базой для внедрения офсетного способа печати.

    По качественным показателям и с экономической точки зрения (меньше затрат катриджа для принтера) выгоднее в качестве фотоформ использовать диапозитивы и применять фотополимерные формные пластины для изготовления печатных форм. Правда, эта технология имеет один, но довольно существенный недостаток: вымывание экспонированных формных пластин позитивного копирования проводят не теплой водой, а органическими растворителями. Этот процесс создает проблемы с запахом и генерацией отработанных расходов.

    Стефан Стефанов - к.т.н.,
    сотрудник компании "Центр-ХГС".
    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
    Хорошая «Аура»

    Правилами жизни небольшой компании «Аура» из Екатеринбурга, всего за шесть лет сумевшей уверенно занять свою нишу на российском рынке фотообоев, делится её арт-директор Максим Лебёдкин.

    Гиперяркость

    А вы знали? Получить на тканях невероятно яркие флюоресцентные цвета теперь стало намного проще.

    15 наивных, но важных вопросов про универсальную широкоформатную печать с оригинальной СНПЧ и низким ТСО

    Что такое ТСО и почему так важно учитывать этот параметр при выборе принтера? Можно ли на одном устройстве печатать карты и чертежи, информационные и рекламные материалы? За какое время «отобьётся» оригинальная СНПЧ? Кому пригодится такое решение? Разбираемся с вопросами вместе со специалистами компании Epson.

    Супертяж

    Самая престижная весовая категория в боксе — супертяжеловесы. Престижность определяет и самые высокие гонорары бойцов.

    Адаптивная смена

    В октябре 2019 г. состоялась международная премьера цветной листовой лёгкой ЦПМ Xerox PrimeLink C9070


    Новый номер

    Тема номера – «Светодиодное отверждение в широком формате». Спецэффекты без Голливуда (часть 2). Лучшая послепечать для фотокниг. Дизайнерские коллекции в эпоху пандемии. Обзор Ricoh Pro C5300S. Тайный Покупатель плакатов формата А2. 


    Голосование
    Используются ли в вашей типографии решения web-to-print для приёма заказов на печать?
    Да, и мы довольны
    18%
    18 %
    Да, но больше хлопот, чем преимуществ
    12%
    12 %
    Собираемся внедрить
    20%
    20 %
    Нет, не имеем такой потребности
    17%
    17 %
    Нет, не видим подходящего ПО
    33%
    33 %
    Проголосовало: 66