101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Какие цвета мы видим?

  • Майкл Киран
  • 8 мая 1998 г.
  • 4554

Тех, чья работа напрямую связана с цветом - издателей, дизайнеров, иллюстраторов, художественных редакторов, дизайнеров мод, фотографов, верстальщиков или других специалистов, попрошу поднять руку.

А теперь пусть опускают руку те из вас, кто еще не проверял свое цветовое зрение. Так я и знал - лес сильно поредел. Увы, большинство людей, чья работа самым тесным образом связана с выбором и описанием цветов, никогда не пытались проверить собственное цветовое зрение, по крайней мере подойти к этому системно.

Если я расскажу вам, как много существует на свете людей, у которых есть проблемы с цветовым зрением, вы будете не на шутку удивлены. Например, около 8% практически не различают цвета. Если вы, собравшись с силами, протестируете собственное цветовое зрение, то, скорее всего, обнаружите, что оно вовсе не идеально. Это заставит вас быть более сдержанным при выборе и описании определенных цветов, а также поможет избежать некоторых конфликтов, возникающих при оценке готовых работ других исполнителей. Почти наверняка вы станете больше внимания уделять числовым формулам, описывающим цвета. Например, если известно, что сочетание 100M95Y дает красный цвет с оттенком яблока и леденца, вы легко сможете выбрать цвет, основываясь на значениях, полученных "пипеткой" в пакете Adobe Photoshop, и настроив для цвета кривые. И, наконец, вы сможете добиться того, чтобы ваш дизайн нравился в том числе людям с дефектами цветового зрения.

Тест FM

Наиболее распространенный в сфере графического дизайна тест - это Farnsworth-Munsell (FM) 100 Hue Test, который, как это ни странно, содержит всего 85 оттенков. Тест можно приобрести за 595 долл. в компании GretagMacbeth (914-565-7660 или www.gretagmacbeth.com), а сам процесс его тестирования займет около часа.

Тест FM не измеряет общее цветовое восприятие, однако позволяет узнать, насколько вы в состоянии различать цвета. Он состоит из четырех наборов, каждый из которых содержит 21 маленький стаканчик (размером и формой они напоминают крышечки от бутылок). Стаканчики пронумерованы снизу, а сверху на них нанесены близкие оттенки цветов. Ваша задача - отсортировать стаканчики по оттенкам, что для многих людей не составляет никакого труда. На практике, поскольку со временем цветовое зрение ухудшается, с каждым годом пройти тест становится все труднее.

После того, как стаканчики отсортированы, числа, нанесенные на их нижние стороны, следует ввести в оценочную программу (к сожалению, существует лишь версия для Windows), которая создает график аномалий вашего цветового зрения, а также цветовых "предпочтений". Результаты тестирования можно оценить и на бумаге. (Я сам во время тестирования перепутал четыре стаканчика, попав при этом в категорию людей с "великолепной цветовой разборчивостью". Здорово!)

От глаза к мозгу

Человеческое цветовое зрение устроено исключительно сложно. Колбочки сетчатки глаза распознают короткие световые волны (синие), средние волны (зеленые) и длинные волны (красные). Затем сигналы от колбочек трансформируются в системе нервов сетчатки таким образом, что в точке соединения сетчатки и глазного нерва цветовая информация кодируется как два цветоразностных канала (красный минус зеленый и синий минус желтый) плюс канал яркости. Знакомая схема? Именно таким образом хранится цветовая информация в модели CIELAB.

Если вы не можете точно различать цвета, это может быть следствием врожденных аномалий колбочек. Существует три основных вида искажений цветового зрения: монохроматизм, отсутствие пигментов колбочек или наличие только одного типа колбочек; следовательно, те, кто страдает монохроматизмом, составляют единственную категорию людей, полностью лишенных способности различать цвета (они не способны различать цвета на основе длины волны). Люди с дихроматизмом обладают колбочками с двумя пигментами и могут различать цвета на основе длины волны, но с пониженной чувствительностью. Диагноз трихроматизм предполагает наличие трех типов пигментов колбочек (как и у людей с нормальным цветовым зрением), но характеристики одного или более пигментов неравномерны. Это наиболее распространенный тип нарушения цветового зрения, причем степень неравномерности у различных людей может существенно различаться.

Всем, кто по роду деятельности занимается выбором и описанием цветов, настоятельно рекомендуется найти деньги и время, чтобы определить границы возможностей собственного цветового зрения.


Редактор Майкл Киран (mkieran@colorweb.com) - президент компании DPA Communications из Торонто, занимающейся обучением и консалтингом.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Пятикнижие конструкторовполиграфистов

75 лет с начала выхода в свет справочника по полиграфическому оборудованию.

Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 38