101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

По проволоке...

  • 24 февраля 1999 г.
  • 3137
По проволоке...
Пресса на современном этапе
Полигон
На том конце провода...
PostScript-ум
Эксклюзив

Денис Самсонов

Передача изданий по проводам — не слишком большая новость. Собственно передача аналоговая и вовсе новостью не является. Системы «Газета-1» и «Газета-2» для отправки ежедневных газет по телеграфу сохранились еще с советских времен. Несколько более свежей является идея отправки материалов в цифровом виде. Особую актуальность приобрела эта технология с развитием Internet. Теоретически, Internet — это все, что может для такой передачи потребоваться. Дело только за достаточно производительным каналом. Но принципы это одно, а реальность — несколько другое. На практике — передача нескольких сот мегабайт файлов PostScript может превратиться в невыполнимую задачу. Невыполнимую совсем, или невыполнимую за разумный промежуток времени (что по сути одно и то же). Причина этого — те же каналы, которые не в состоянии обеспечить нужную скорость и надежность связи. Но с другой стороны, известен пример газеты «ЭкстраМ», которая уже несколько лет передает по цифровому каналу PostScript-файлы в финскую типографию.

Новую жизнь в технологию передачи изданий по цифровым каналам вложил формат PDF. Конвертирование PostScript в PDF во много раз уменьшает размер файла без потерь информации. Соответственно во много раз уменьшаются требования к каналу. И передача файлов в цифровом виде становится гораздо более доступной, как финансово, так и технологически.

Пресса на современном этапе

Московская типография «Пресса» — одна из крупнейших не только в России, но и в Европе. Достаточно вспомнить предыдущее название комплекса — «Правда» и станет понятно, что для своего времени типография была оснащена самым современным оборудованием. Но времена меняются, в области же издательских технологий в девяностые годы они менялись особенно быстро. И к середине десятилетия в области допечатных процессов «Пресса» начала отставать. В цехах, связанных с допечатной подготовкой, работало несколько сот человек. Основным оборудованием была System 6 компании Linotype (Ныне подразделение Heidelberg). При этом себестоимость и качество продукции уже не соответствовало требованиям рынка. В 1994 году директор компании «Атри» Александр Аржаков предложил освоить вывод PS-файлов на имеющемся оборудовании. Первое, что поставила компания — два программных RIP для фотонаборов LinoTronik 500. Этого нововведения уже оказалось достаточно, чтобы заметно интенсифицировать работу, и компания получила заказ на разработку проекта развития цеха. По словам Александра Аржакова, от них требовалось «на ходу внедрить новую технологию, на тех же площадях и с теми же людьми, которые работали раньше».

В основу была положена идея о неизбежности перехода к прямому выводу полос на печатные формы (CTP), а в качестве промежуточного решения взят спуск полос на пленку. В цехе допечатной подготовки было установлено несколько графических станций Macintosh, которые позволили предприятию самостоятельно готовить издания к печати. Для снижения нагрузки на сеть при работе с большими изображениями используются OPI-серверы Hyphen и ColorCentral. Для фотовывода в дополнение к двум фотонаборным автоматам LinoTronic 500 был закуплен полноформатный ФНА Appolo компании ScanGraphics формата 770 Ё 1080 мм, позволяющий выполнять спуски полос (для их формирования применяются InPosition и PressWise). Для контроля спусковых полос, в т.ч. в цвете, установлен плоттер формата А0.

Выводные устройства обслуживаются тремя Monotype RIP Express для платформы NT, объединенными через мультиплексор Monotype LaserPlex4Х4. Сейчас идут испытания по растрированию PDF-файлов на RIP Express PostScript 3 и одновременно по управлению ФНА Lynotype HerculesPro RIP фирмы Monotype. По утверждению А. Аржакова, количество моделей выводных устройств, которыми в состоянии управлять специалисты А3-Графика, уже превышает 70. Достоинство такого решения — его открытость. Даже если в будущем придется заменить все выводные устройства, с точки зрения пользователя ничего не изменится — те же RIP смогут обслуживать любой новый вывод, включая CTP.

За три года, прошедшие с начала перевооружения цеха, из 400 сотрудников осталось около 60. Одновременно объем работ вырос в 7 раз. Бывает, что загрузка превышает 20 тыс. полос А4 в месяц. Система спроектирована с таким запасом, что способна выдержать еще двух-трех кратное увеличение объемов. Основное направление развития технологии на пути перехода к СТР — повышение уровня автоматизации операций приема и обработки файлов, дальнейшее сокращение численности сотрудников.

Для этого предназначена система управления технологическим процессом MGS 3 компании Monotype и программа электронного формирования спуска фирмы KRAUSE Imposition Manager. Последняя является на сегодня самой надежной и обеспечивает 100%-ный результат. Комплекс должен автоматически распознавать файлы клиента (когда по проводам начнут работать 10-15 редакций, эта проблема станет весьма актуальной), распределять задания по очередям, управлять выводом в соответствии с загрузкой RIP и графиками конкретных изданий. Цветоделение будут выполняться непосредственно при растрировании. При этом постоянно будет проводится диагностика, и система будет автоматически обрабатывать ошибки.

Еще один реальный шаг к намеченной цели — прием-передача материалов по цифровым каналам.

Полигон

По словам начальника сектора ВЦ цеха допечатной подготовки Александра Воронкова, та схема для приема файлов по цифровым каналам, которой они пользуются сейчас, является скорее полигоном. Действующий прототип будущей системы. В «Прессу» проложено два 64 Кбит канала от «Комбеллга» и «Центрального телеграфа». Каналы позволяют выходить на FTP-сервер, куда сотрудники «Московских Новостей» выкладывают PDF-файлы. Материалы копируются вручную. После этого PDF-файлы при помощи Adobe Acrobat переводятся в PostScript, собираются в спуски (для этого используется InPosition). Такая технология является промежуточной. Эффективной ее не назовешь. Но и в своем «полигонном» варианте система показала себя вполне работоспособной. И приносит вполне реальную пользу. Эффективность работы резко повысится при переходе на печать PDF-файлов из редакции сразу на RIP. В дальнейшем планируется отработать технологию приема и обработки цветных PDF. Но все это дело будущего, хотя и совсем не далекого.

На том конце провода...

... расположилось издательство «Московские Новости». Помимо одноименного еженедельника на русском и английском языках издательство выпускает ежедневную газету «Время МН», журнал «Спорт-Клуб» и еще ряд изданий. По словам технического директора «Московских Новостей» Василия Растригина, идея передачи газеты по цифровым каналам зародилась давно, когда «Московские Новости» отказались от собственного фотонабора и процесс изготовления фотопленок (из PostScript файлов) был перенесен в типографию по месту печати изданий. Объемы файлов были слишком велики, что требовало очень быстрого и дорогого канала связи. Ситуация переменилась, после того, как в 1995 году тогдашний технический директор издательства Олег Новиков вернулся из Лондона, с семинара, проводимого компанией Adobe Systems. Представители фирмы рассказали об интересном примере использования технологии Adobe Acrobat: формат PDF позволял передавать свежий номер газеты на борт рейсового самолета, там она выводилась на принтере и распространялась среди пассажиров, раньше, чем попадала на прилавки магазинов. В редакции были проведены эксперименты и оказалось, что после перевода в PDF файлы становились на порядок меньше, без потери информации и, что еще примечательно, их стало возможным прочитать и распечатать с любого компьютера (PC, Mac, Sun) не изменяя его настроек (требуется только программа Adobe Acrobat Reader). И уже в то время, внедрив и используя эту технологию обработки архивирования и передачи информации, газета «Московские Новости» начала печататься за рубежом: в США, Израиле, Германии, Австралии. Эффективен новый метод оказался для файлов, полученных при работе со сложными графическими пакетами (например CorelDraw). Помимо того, что PS-файл, обработанный программой Adobe Acrobat Distiller, проверялся на правильность и отсутствие ошибок, он также оптимизировался и значительно уменьшался в размере, иногда на порядок. На основе технологии Adobe Acrobat в редакции сделали несколько CD с электронной версией газеты. Но до передачи «Московских Новостей» в электронном виде в типографию тогда не дошло — для еженедельника скорость передачи играет не столь критическую роль. Некий зачаток новой технологии использовался при общении с финской типографией, в которой выходил журнал «Спорт-Клуб». Вместо общепринятых пленок, в Финляндию посылали несколько CD с PostScript-файлами. Затем финны выполняли спуск полос — выигрыш в качестве, за счет отказа от монтажа, был очевиден даже не профессионалам. Да и передавать несколько дисков было удобнее, чем громоздкие пленки.

В общих чертах о технологии передачи файлов, используемой в издательстве, рассказал главный инженер технической дирекции Сергей Лукинский: сначала сверстанные полосы выводят в PostScript, затем файлы автоматически конвертируются в PDF и распечатываются для контрольной сверки. Полученный оттиск идет на подпись выпускающему редактору. После этого файлы выкладывают на FTP-сервер, откуда их забирают в типографию. Для страховки в редакции используют два канала с пропускной способностью 64 Кбит: от «Комбеллга» и Comstar. Но пока никаких проблем с каналами в редакции не было.

Средний объем еженедельника «Московские Новости» (32 полосы) составляет 17 Мбайт, газеты «Время МН» (8 полос) — 8 Мбайт. Соответственно передача всей газеты «Московские Новости» в типографию занимает порядка 20 мин., «Время МН» — 10 мин. Но производство ежедневной газеты организовано таким образом, что все оперативные материалы часто сосредоточены на одной-двух полосах. Основная часть газеты передается в типографию и готовится к печати заранее. Передача двух полос происходит почти мгновенно и уже через несколько минут после подписания номера он поступает в печать.

«Пресса» — не единственная типография, которая забирает с сервера файлы «Московских Новостей» и «Время МН». Так же поступает и типография, с которой издательство сотрудничает в Петербурге. И газеты выходят в двух столицах одновременно. Раньше дополнительный тираж «Московских Новостей» везли в Петербург на машинах, что вызывало задержку в 2-3 дня. Уже когда просчитывался проект ежедневной газеты «Время МН», изучалась возможность отправки газеты в крупные города страны по системе «Газета-2». От идеи отказались, сравнив затраты со стоимостью передачи по цифровым каналам связи. Кроме того, при аналоговой передаче сильно страдает качество изображения. Использование FTP значительно упрощает передачу газеты в другие города — достаточно в городе-получателе протянуть канал от местного провайдера до типографии и местные печатники смогут загружать файлы с того же FTP-сервера, что и их столичные коллеги, и с тем же уровнем качества.

PostScript-ум

В редакционной статье предыдущего номера Publish я писал: будущее за системами CTP, которые появятся в типографиях. Но до практической реализации этой концепции у нас в стране еще далеко. Ошибался. Практическая реализация близка. Представители «Прессы» считают, что уже к концу этого года на смену «прототипу» придет полностью автоматизированная система, завершающаяся устройством CTP, а передача материалов по цифровым каналам для газет станет стандартом. В скором времени дело дойдет и до журналов. По мнению Александра Аржакова, пользователь должен видеть «типографию», как еще один принтер в сети, а отправка файла на тиражирование должна быть не сложнее, чем вывод на принтер. Технологии для этого уже готовы, потенциальные клиенты тоже. Дело за временем, и ждать осталось не так долго, как казалось еще пару месяцев назад.

Автор благодарит Александра Аржакова («Атри»), Александра Воронкова («Пресса») и Василия Растригина («Московские Новости») за помощь в подготовке статьи.


Эксклюзив

На вопросы журнала Publish отвечает генеральный директор предприятия «Пресса-1» Павел Леонидович Колосов
— Насколько выгоден для типографии переход к передаче-приему материалов по цифровым каналам?
— Переход к приему материалов по цифровым каналам для типографии выгоден, но выгода эта не прямая. Прямую материальную выгоду будут иметь редакции, хотя и не сразу. Заключается она в том, что на первом этапе резко уменьшается время, необходимое на доставку материалов в типографию. Из процесса будут исключены не очень надежные магнитооптические и другие промежуточные носители информации. А технической стороной допечатной подготовки и выводом фотоформ будет заниматься тот, кто и должен — типография. На втором этапе будет осуществляться переход на беспленочную технологию CPT. На этом этапе уменьшится стоимость расходных материалов и, следовательно, уменьшатся затраты редакций.
Наша же выгода заключается в том, что расширяя спектр предоставляемых услуг, мы привлекаем заказчиков и подтверждаем наше положение лидера отечественной полиграфии.
— Рассматриваете ли Вы использование новой технологии, как дополнительное средство в конкурентной борьбе?
— Сейчас нет, но в перспективе — безусловно.
— Готова ли «Пресса» принимать в том числе и цветные файлы по цифровым каналам?
— Пока мы отработали технологию приема-передачи черно-белых файлов. Цветные файлы — это следующий этап, который стоит у нас в планах.
— Планируете ли Вы инвестиции в области печатного оборудования?
— Действительно, последнее время предприятие чувствует себя достаточно уверенно и мы можем позволить себе вкладывать средства в допечатное оборудование, системы CTP. Что же касается печатного оборудования, в особенности ролевых печатных машин — это очень большие деньги, которых мы сегодня не просто не имеем, но даже не имеем возможности их заработать, оказывая типографские услуги. Большую часть прибыли получают издатели, типографии же работают на уровне себестоимости. Надеюсь, что издатели поймут пагубность своего образа действий в отношении типографий, поймут, что выживать, а тем более процветать редакции и производственники могут только совместно. Это в общем. В частности же, мы ведем переговоры в этой области.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Надо работать на себя»

Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

Как делают MerchDna

Редакционное задание написать о Kirill Karavaev Store не предвещало ничего сверхъестественного. Мне выдали контакты, ссылку на сайт — всё как обычно. Прежде чем договариваться о разговоре, я зашла на сайт компании посмотреть, чем они занимаются. И тут-то, как это сказать по-русски, «ошеломилась». Так это же те самые ребята, чьи мемы в виде словарных статей я вечно пересылаю друзьям!

Ответственный «Минт Принт»

Каковы преимущества у типографии с уникальным оборудованием, почему пять коробочек — это хороший тираж и кому нужна цифровая гофроупаковка, рассказывает директор екатеринбургской цифровой типографии «Минт Принт» Алексей Кузнецов.

«Аврора» в Твери

Тверская типография «Люксупак» работает на рынке производства картонной упаковки уже более 20 лет. Это огромное предприятие со штатом сотрудников в 250 человек занимает одно из ведущих мест в своей упаковочной нише в таком большом городе, как Тверь. Компания оказывает полный спектр полиграфических услуг и успешно развивается в этой области. В том числе за счёт автоматизированного высокотехнологичного оборудования от лучших мировых производителей, которое постоянно оптимизируется под современные тенденции рынка упаковки.

Два принтера для «Двух слонов»

Рекламная группа «Два слона» из Ярославля работает на полиграфическом рынке 15 лет. На сегодняшний день она предлагает своим клиентам полный спектр услуг: оперативную полиграфию, сувенирную продукцию, разные виды широкоформатной печати.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22