Каким образом разработчикам программных продуктов продолжать зарабатывать деньги в условиях сформировавшегося рынка, где большинство заказчиков уже располагают необходимыми программами? Обновлением, обновлением и обновлением. В этом году компании-производители поставили на рынок вполне достаточное количество обновленных версий, чтобы не дать обмелеть денежному потоку из бумажников пользователей в карманы разработчиков. Вместе с тем в новых версиях программ появились функции, которые понравятся большинству издателей и не дадут им свернуть с проторенной дороги обновлений.
В 1998 году вышли QuarkXPress 4.0, Adobe Photoshop 5.0, Adobe Illustrator 8, Macromedia FreeHand 8 и CorelDraw 8. С чего начать? Появление в XPress средств рисования (а также других улучшений) укрепляет позиции этой программы как ведущего инструмента для верстки. В Photoshop наконец появилась многократная отмена операций в форме палитры History (История), возможности которой, вероятно, дизайнерам придется исследовать не один месяц. Всеобщее беспокойство и волнение вызвала реализация в программе нового подхода к управлению цветом на основе профилей ICC. Хотя этот подход четко указывает дорогу к будущему всего процесса управления цветом, одновременно у многих издателей возникли болезненные сложности «переходного периода». В Illustrator 8 значительно улучшен пользовательский интерфейс, а также появились новые полезные инструменты, такие как Gradient Mesh (Сетчатый градиент) и кисть Scatter (Случайная). Пакет FreeHand 8 теперь позиционируется не только как иллюстративное приложение для дизайна печатных публикаций, но и как программа для Web-дизайна, что подкрепляется реализацией новых функций, типа Transparency Lens (Линзы прозрачности), а также инструментов Shadow (Тень) и Emboss (Выдавливание). А выход первой версии CorelDraw 8 для Macintosh наконец может дать компании Corel желанную опору на любимой всеми дизайнерами платформе.
И если всего вышеперечисленного недостаточно, остались пока не оправдавшиеся, но многообещающие ожидания. Обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Adobe PageMaker, что совсем не означает недостаточную активность компании Adobe на «фронте» приложений для верстки. Участники конференции Seybold Conference, проходившей в сентябре в Сан-Франциско, имели возможность ознакомиться с перспективным продуктом Adobe под кодовым наименованием K2, сразу же оцененным некоторыми специалистами (но не официальными представителями Adobe) как «убийца Quark». Программа K2, самой сильной стороной которой является тесная интеграция с технологией Adobe PDF (которая, по замыслу Adobe, должна стать основой цифрового технологического процесса будущего), может оказаться первой в новом поколении приложений для верстки, но только время покажет, удастся ли ей опередить признанного лидера.
Некоторый избыток приложений для Web-дизайна объясняется обычной для компаний-разработчиков в этой области подозрительностью по отношению к конкурентам. В то время как компания Adobe выпустила ImageReady, Macromedia представила Fireworks, причем обе эти программы оказались нацелены на один рынок — создание изображений для использования в Web-дизайне. Одновременно эти компании попытались установить два собственных независимых стандарта для векторной графики в Web: в надежде на его принятие в качестве стандарта компания Macromedia раскрыла спецификации Flash для использования их сторонними разработчиками, а Adobe разрекламировала Precision Graphics Markup Language (PGML), своеобразный гибрид PostScript-PDF-XML.
Тем, кто ощущает нехватку иллюстративного материала для созданных ими публикаций, предлагают свои услуги бесчисленные поставщики шрифтов и готовых изображений. Вселенная шрифтов продолжает расширяться, несколько из новых «словолитень» представляют собой маленькие студии, которые используют для рекламы и продажи своих шрифтов возможности Web. Тем самым они исключают расходы на производство, распространение и рекламу. Мир шрифтов, расположенный между студиями About Face и Zang-O-Fonts, становится все больше и разнообразнее.
И на рынке готовых изображений также не наблюдается какого-либо спада. Между 1996 и 1998 годами количество поставщиков изображений, свободных от отчислений, которые были отобраны для обзора Publish, выросло более чем на 50%. И это касается только тех компаний и людей, которые продают фотографии, — мы даже не учитывали растущее число источников готовых иллюстраций.
Эти иллюстрации уже вышли за пределы огромных коллекций рисунков, в которых при необходимости можно найти флаг Узбекистана или международный символ, обозначающий багаж, — теперь из них можно почерпнуть хорошую иллюстрацию для украшения брошюры. При этом появилось множество коллекций, пригодных для размещения в журналах готовых иллюстраций хорошо известных художников.
Но еще более интригующие изменения происходят на рынке «традиционных» изображений, где предполагается взимание платы за их последующее использование. Популярность библиотек изображений, свободных от отчислений, на дисках CD-ROM побудила и традиционные фирмы начать распространение своих изображений в цифровом виде, поскольку они справедливо посчитали, что поставка изображений на CD-ROM экономит время и затраты на доставку, когда заказчиками после выбора изображения из каталога приходилось ожидать физической доставки слайдов, а после этого еще и сканировать их.
Если традиционные агентства изображений стали переходить к более удобным цифровым способам представления своих продуктов, они могут по-прежнему обеспечить и давно знакомые услуги — защиту проданных изображений, гарантирующую, что они не будут помещены в другое конкурирующее издание. Теперь как никогда высока вероятность, что нужное вам изображение уже кем-то оцифровано — и продается.
Графические приложения, которые планируется приобрести или обновить в ближайшие 12 месяцев
|