А из чего, позвольте спросить? Из того, что мы сегодня получили от вас в файле (пленках)? Ни красиво, ни быстро, ну никак не получится! Такое впечатление, что дизайнеры всех мастей прилагают массу усилий, чтобы у полиграфистов ничего хорошего отпечатать не получилось. Казалось бы, после кризиса в нашей профессии должны были остаться только высококлассные специалисты. Это в теории. На самом же деле чем сложнее работа, тем больше ошибок, и опыт дизайнера тут никакой роли не играет. И эти технологические ошибки не дают нам, полиграфистам, никакого шанса отпечатать красиво и быстро. Не помогают даже «крутые» печатные машины, дорогая бумага и самые передовые материалы. Потому что основа качества, как и основа всех проблем, закладывается уже на самых первых стадиях работы — в дизайн-бюро.
Вот перечень типичных технологических ошибок, с которыми мне приходится сталкиваться ежедневно. Проверьте свой файл перед отправкой в типографию, и я уверена, что хотя бы одну из них вы у себя найдете. Если же нет, то можете заслуженно гордиться — вы идеальный клиент и грамотный дизайнер, который уважает не только свой труд, но и усилия тех людей, которые воплощают в жизнь ваши идеи. А еще, вы смело можете просить у своего шефа прибавку! Вы того стоите! Жалко, что я вас не знаю.
Размер документа
Он всегда должен быть равен обрезному формату полиграфической продукции. Не важно, что это будет: листовка, буклет или брошюра. Но это совсем не значит, что размер документа может быть 47,619 x 60,115 мм (исторический факт). Предположим, что мы смогли так порезать. И даже забудем на время, что технологический допуск в зависимости от класса оборудования и способа резки лежит в диапазоне 0,5–1 мм, а монтажные сетки всех современных печатных машин расчерчены через 1 мм. Но мне интересно: чем же вы это померяете? С трудом представляю себе дизайнера с микроскопом, оснащенным измерительной шкалой с шагом 0,001 мм. Одного знака после запятой больше, чем достаточно! И нам приятно, и вы сможете проверить результат.
Цвета в документе
Они могут быть либо назначенными в самом документе, либо импортированными вместе с графикой. В любом случае они изначально должны быть такими, какими их нужно отпечатать. (Само собой, речь не о колориметрической системе «Радуга».) Не стоит назначать золото — желтым, а серебро — процентами от Black. Вы себе представляете, как выглядит растрированное серебро там, где оно по определению должно быть кроющей плашкой? Препогано! А как себя чувствует дизайнер, которого не поняли и, можно сказать, оскорбили до глубины души? Точно так же! А всего-то надо было после распечатки макета на принтер, перекрасить все как следует. Если вы верстаете, используя каталоги Pantone, а печатать собираетесь в CMYK, то конвертируйте эти цвета сразу же (отмените опцию Solid и переведите в модель CMYK). Может быть, видимое даже на недорогом мониторе отличие Solid Pantone от его CMYK-имитации заставит вас засомневаться в правильности своего решения печатать в 4 краски, а не в 5. А еще лучше, найдите CMYK-аналог выбранного вами цвета по шкале цветового охвата вашей типографии. Потому что в синих и фиолетовых оттенках важно даже то, в каком порядке краски ложатся на бумагу. Кстати сказать, большие площади растрированного из 2–3-х красок фона не слишком хорошо печатаются: и растр заметен, и даже небольшие проблемы с увлажнением сразу бросаются в глаза в виде разного рода полос и неравномерностей.
Обратите также внимание на то, что разные программы используют разные названия Pantone-цветов. Одна лишняя буква приведет к появлению лишней пленки при фотовыводе. Чтобы избежать этого, можно в программе верстки красить объекты именно тем цветом, который появился в списке Colors после импорта графики.
Помимо этого, не забудьте, что Pantone Coated — библиотека для мелованных бумаг, а Pantone Uncoated — для немелованных. Как правило, никто не перекрашивает логотипы из Pantone СV в Pantone СVU для печати конвертов или бланков на офсетной бумаге. Криминала особого нет (рецептура красок одинаковая), но зачем тогда нам нужны дорогие мониторы с калибраторами и чудо интерфейсы WYSIWYG?
И еще одно важное замечание. Каталоги Pantone выпускаются каждый год. Если в той типографии, где вы печатаете свою продукцию, каталогу уже 2 года или больше, то это может быть критично: у каждого своя правда.
Есть еще два момента, на которые стоит обратить внимание. Если вы переносите объекты из одного документа QuarkXPress в другой, то внимательно проверьте цвета с одинаковыми названиями, потому что Blue, состоящий из 100 С и 70 М в первом документе запросто станет Blue, состоящим из 80 С и 100 М во втором документе. Лучше всего давать названия цветам по их составу (например с20м50у100). В этом случае ошибиться просто невозможно. А второй момент — QuarkXPress четвертой версии дает замечательную возможность составлять Multi-Ink цвета в любой комбинации из тех, что уже назначены у вас в документе. Смешать можно даже Pantone c триадой. Нужно только помнить, что при выводе на пленку для всех цветов, кроме триадных, необходимо вручную задать угол поворота растра. Если этого не сделать, то все Solid-цвета выйдут под одним углом и вместо неземной красоты у вас получится банальный муар. Углы поворота выбираются исходя из конкретной ситуации, и посоветовать что-то «вслепую» я, к сожалению, не могу.
В итоговой версии вашего документа список цветов должен выглядеть таким образом, чтобы у оператора фотонабора не возникло риторических вопросов типа «Сколько, сколько? Это одно кило или весь мешок?» (спасибо М.М. Жванецкому за цитату).
Возникает законный вопрос: как можно себя проверить? Легко! Распечатайте в двух вариантах — на цветной принтер (можно даже с уменьшением), и на черно-белый по сепарациям все цвета макета вашего документа (Solid & Process). Проверьте, удалите или конвертируйте в CMYK все лишнее и отправьте это добро вместе с файлом в типографию. Спокойный сон вам обеспечен — вы сделали максимум возможного.
Растровая графика
В какой бы программе она ни была создана, оптимальные форматы записи — это TIFF без LZW-компрессии и EPS без JPEG-сжатия. Только в этом случае можно более или менее твердо обещать, что ваши файлы будут выведены на пленку сегодня, а не завтра или послезавтра, когда у операторов будет время разбираться с «глюками» и «заморочками».
Разрешение лучше всего определять как линиатуру вывода, умноженную на 2, и задавать его не средствами PhotoShop постфактум, а изначально — при сканировании. Именно в этом случае не потеряются мелкие детали и не придется искусственно подчеркивать границы, что в большинстве случаев бывает заметно. Поинтересуйтесь на фотовыводе значением максимальной линиатуры и не задавайте файлам больше того, что требуется. «Больше» в этом случае не значит «лучше». Закон перехода количества в качество здесь не срабатывает (речь идет об обычном растрировании, а не о стохастике).
Не сканируйте уже отпечатанную продукцию в масштабе 1:1 или с увеличением. Даже если не будет муара, хорошо все равно не получится. Только с уменьшением, и как минимум в два раза!
Не вставляйте в верстку без крайней необходимости графику из Internet. Вы можете даже не заметить на мониторе, что у файла, который был записан в формате JPEG, изображение выглядит как лоскутное одеяло, сшитое из одинаковых по размеру кусочков. Зато это здорово будет видно при цветоделении, на пробе и в печати.
Не сканируйте с вычитанием из-под черного, если не уверены в своих силах. В таких файлах практически невозможно исправить ошибки цветоделения, так как тени содержат градацию только в черной составляющей, а процент CMY — одинаковый.
Не оставляйте в Duotonе (Tritone и т.д.) то, что впоследствии должно печататься триадой. Вы запишете это в EPS-формате и забудете, что QuarkXPress не сможет при выводе конвертировать эти краски в CMYK. В результате изображение будет присутствовать только на пленке Black, или его не будет вовсе.
Поинтересуйтесь у типографии, какой стандарт используется при печати и какое растискивание на машине. У вас в файле не должно быть «дырки» в светах (кроме солнечного блика или пламени свечи во всех остальных местах должны быть проценты цвета). Так же не должно быть 400% краски в тенях. При печати на глянцевой бумаге все тени перетиснутся на оборот, а на матовой это добро вообще может не высохнуть. Минимум в светах определяется разрешающей способностью копировального слоя офсетных пластин, а максимум в тенях — видом бумаги, способом печати и типом последующей отделки. Не думайте, что предложение отпечатать с лаком — это попытка типографии заработать дополнительные деньги на вашем тираже. Нет, это в первую очередь возможность отпечатать, сфальцевать и порезать очень быстро. Такой вот обоюдовыгодный налог за срочность.
Никто не ждет от вас, что иллюстрации в документе, которые должны быть повернуты на какой-либо угол, вы будете разворачивать в PhotoShop. Зачем же тогда в QuarkXPress есть так много возможностей работы с графикой? И если чей-то RIP с такой задачей не справляется, то это, видимо, совсем «мертвый» RIP. Но хотелось бы, чтобы масштабирование файлов находилось в диапазоне 100 ±10%. Все остальное — за пределами нашего с вами взаимного уважения. Но даже эти пределы — не повод задавать 105,75%. Вспомните арифметику и округлите хотя бы до одного знака после запятой, а лучше до целого значения. Так спокойнее.
И еще, не устраивайте из своей публикации кладбища «айсбергов». Что я имею в виду? То время, которого вам не хватило на кадрирование иллюстрации средствами PhotoShop, увеличится вдвое при записи собранной для вывода публикации на носитель и вчетверо — при собственно выводе файла. Это конечно средне-эмпирические значения, бывает и больше, если в PictureBox размером 50 x 100 мм импортируется край иллюстрации 520 x 720 мм. Титаник отдыхает!
Шрифты
Используйте в работе шрифты только известных производителей. Протестированный, содержащий кернинговые пары и все возможные начертания качественный шрифт сэкономит нам с вами кучу времени. Да и выглядит плотный набор такими шрифтами гораздо равномерней. Если же вы редактируете или создаете шрифт самостоятельно, то лучше всего распечатать файл в PostScript, потому что нет гарантий того, что этот шрифт будет определен ATM Delux на компьютере препресс-бюро как допустимый. Тем не менее даже для эксклюзивной верстки можно найти профессиональные кириллические шрифты на любой вкус. Из всей библиотеки дизайнерских шрифтов группы LetterHead при выводе не «слетал» ни один.
Используйте шрифты только известных производителей |
Для вывода шрифты лучше собирать с помощью программы FlightCheck (на Мас), так как Collect for Output из QuarkXPress создает только список шрифтов публикации и пятьдесят на пятьдесят, что вы запишете только PostScript font, забыв про вторую составляющую — Font Suitcase (*.pfm и *.pfb на РС) или наоборот. Если вы использовали шрифт TrueType, то именно его и запишите, а не Type 1.
Самый простой способ избежать досадных ошибок со шрифтами — сопроводить файл распечаткой, лучше в масштабе 1:1 (даже для плаката формата А2 понадобится всего 4 страницы формата А4). В каждом уважающем себя препресс-бюро вашу публикацию перед выводом проверят на соответствие вашей распечатке, а после вывода на монтажном столе сверят полученные пленки путем их наложения на бумажный оригинал-макет. Любое, даже малейшее несоответствие тут же бросится в глаза.
Векторная графика
Никогда не верстайте в программах CorelDraw, Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand! Это программы создания векторной графики. Даже если то, что вы задумали, на 90% должно быть сделано в этих пакетах, оставшиеся 10% сделайте в программах верстки. Будет намного проще с любой точки зрения — вывода, треппинга, редактирования.
Никогда не верстайте в программах CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand |
Если вы в вышеуказанных программах создаете Blend/Gradient, то будьте готовы к тому, что такой файл будет выводиться долго и нудно. Именно потому, что это программы векторной графики. Проще всего растрировать это добро средствами PhotoShop, а затем подставить в верстку в виде файла PhotoShop.tif или PhotoShop.eps.
Что касается перевода всех имеющихся шрифтов в кривые — нет проблем. Если вы не надеетесь на память и регулярно забываете дописывать для вывода шрифты, содержащиеся в eps-файлах — переводите все в кривые. Но помните, что при этом количество объектов в них вырастает на порядок, что совсем не ускоряет процесса вывода. К тому же профессионалы считают, что шрифты должны быть шрифтами: получается гораздо быстрее и «чище», особенно в мелких кеглях.
Задание параметров разрешения: для документа (слева) и для отдельного объекта |
При выводе файлов из Adobe Illustrator может возникнуть проблема гранености всех плавных кривых. Она связана прежде всего с параметром Output Resolution, который должен задаваться изначально при создании документа. Если вы собираетесь выводить c разрешением 3000 dpi, то задайте это в Document Sеtup. Если же приходится редактировать файл, записанный с более низким разрешением (например, 800 dpi), необходимо сначала задать требуемое значение Output Resolution в Document Sеtup, а затем, выделив все объекты документа, задать им новый атрибут Output (см. рисунок).
И это еще не всё. Самое интересное — треппинг. О типичных ошибках дизайнеров при задании треппинга в различных программах читайте в следующем номере.
Наболевшим делилась Ольга Варнавская, руководитель препресс бюро типографии «Альфа-Дизайн», аспирантка кафедры допечатных процессов МГУП.