Новые цифровые фотокамеры, обладающие более высоким разрешением, разнообразными ручными настройками и меньшей стоимостью, бросают вызов пленочным аппаратам.
Не возникало ли у вас когда-либо ощущение, что окружающая действительность проносится мимо со скоростью света? Похоже, что для мира высоких технологий это вполне оправдывается. Раньше мы привыкали довольствоваться 386-ми компьютерами с 40-мегабайтными жесткими дисками. Рост производительности систем какое-то время происходил относительно медленными темпами. Никто даже не мог предположить, что вскоре могут понадобиться жесткие диски гигабайтных объемов. Сегодня развитие технологии происходит так быстро, что новые компьютеры устаревают еще до того, как покупатели успевают заполнить бланки заказов.
Такой же феномен происходит и с рынком цифровых фотокамер. Неожиданно оказалось, что для восприятия быстрых технологических достижений было бы нелишне иметь функцию замедленного повтора. На смену мегапиксельным камерам, которые казались такими футуристическими устройствами всего пару лет назад, сначала пришли двухмегапиксельные, а спустя всего шесть месяцев – уже и трехмегапиксельные модели. Но что же все эти изменения означают на самом деле? Действительно ли «цифра» намерена захватить весь рынок фотоаппаратов? Похоже, что на этот вопрос можно дать утвердительный ответ.
Сторонники цифровых технологий утверждают, что улучшения очень велики – качество захвата изображений цифровыми студийными камерами уже превосходит пленочное. Но технология цифровой съемки пока еще слишком дорога для большинства пользователей. «Я думаю, что технологически мы уже вышли на вполне достаточный уровень... но все пока упирается в деньги», – считает Уэйн Шинан, цифровой фотограф и специалист по настольным издательским системам из Спартанбурга.
С ним согласен профессиональный фотограф из Нью-Йорка Марк Гринберг: «Профессиональные камеры высшего класса пока слишком дороги».
Тем не менее, для перехода с пленочной на цифровую фотографию может понадобиться всего лишь передать новую технологию в руки тех людей, которые смогут превратить цифровую мечту в реальность для обычных потребителей и бизнес-пользователей. Новейшее поколение цифровых камер потребительского класса еще на один шаг приближает нас к полному переходу на «цифру». Эти камеры появились совсем недавно, поэтому возможностью познакомиться с ними располагали лишь очень немногие пользователи. Но для фотографов, которые уже имели опыт работы с цифровыми аппаратами, эти новые потребительские камеры станут приятным сюрпризом – хотя бы теоретически.
Почем мегапиксел для народа
В начале февраля на выставке PMA в Лас-Вегасе некоторые производители представили потребительские цифровые камеры нового уровня с довольно конкурентными ценами: за те же самые деньги (менее 1000 долл.), которые прошлой осенью стоили двухмегапиксельные модели, теперь мы получаем настоящую трехмегапиксельную камеру. Вскоре после этого примеру первопроходцев последовали другие компании, выпустив собственные трехмегапиксельные модели стоимостью менее 1000 долл. Теперь можно не сомневаться, что замена этих камер на модели с еще более высоким разрешением – всего лишь дело времени.
Эти новые трехмегапиксельные камеры обладают максимальным оптическим разрешением 2048х1536. И это без интерполяции, правда – никаких математических «фокусов». Джон Ретти, который ведет колонку в ежемесячном профессиональном фотожурнале The Rangefinder, имеет свои взгляды на интерполяцию. Интерполяция – это практика, когда в камеру встраиваются аппаратные или программные средства для цифрового увеличения количества захватываемых пикселов. В результате получаются несколько расплывчатые и мутноватые изображения. «Мой опыт показывает, что интерполяция не приносит никакой пользы, – говорит Ретти. – Окончательный приговор интерполяции еще не вынесен, но я думаю, что производители все же одумаются и признают ее бесполезность».
Матрицы ПЗС этих камер могут физически захватывать 3 миллиона пикселов. Но что эти 3 миллиона пикселов означают на практике? Фактически, пользователи смогут теперь получать резкие изображения размером 20х25 см, отпечатанные при разрешении 200 dpi. Только одна из новых трехмегапиксельных потребительских камер дает возможность захватывать еще большие изображения без интерполяции в фотоаппарате или при помощи программных средств на компьютере: модель PDR-M70 компании Toshiba позволяет выводить резкие изображения размером 28х35,5 см.
Отвечая на запросы пользователей
Конечно, разрешение – это только один из элементов головоломки. Возможно, не менее важна общая гибкость – наличие и разнообразие ручных настроек, а также возможность смены объективов.
Профессиональные фотографы и энтузиасты фотографии уже давно высказывали недовольство тем, что цифровые камеры потребительского класса слишком автоматизированы. До последнего времени лишь очень немногие модели обладали какими-либо ручными функциями. К счастью, производители прислушались к жалобам потребителей и постарались реализовать те функции, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество и полезность камер, в результате чего ситуация изменилась в лучшую сторону.
Такие модели, как Olympus C-3030, Nikon Coolpix 990 и Epson PhotoPC 3000Z, дают в руки пользователей более гибкий контроль над захватом изображений. В дополнение к 130-шаговой ручной фокусировке, C-3030 Zoom обладает ручным управлением диафрагмой, фунцией точечного замера, пятью встроенными эффектами изображений и инфракрасным дистанционным управлением для особых условий съемки, когда фотограф не может держать камеру в руках. 50-шаговая ручная фокусировка в Coolpix 990 сочетается с полным ручным управлением экспонированием. Пользователи 3000Z могут контролировать параметры диафрагмы, выдержку, точечный замер и фокусировку.
Вероятно, самым сильным аргументом против цифровых камер потребительского класса является то, что фотографы не могут использовать в таких аппаратах объективы от обычных камер. Цифровые камеры захватывают столько деталей, что даже мельчайшие загрязнения на объективе сразу сказываются на качестве изображения. «Цифровые камеры потребительского класса довольно хороши, но пока их возможности ограничены качеством объективов, – считает Гринберг. – Пленочные объективы недостаточно резки для цифровой съемки – они вполне подходят для пленок, но для цифрового захвата изображений объективы следует изменить».
К сожалению, производители не особенно стремятся решить эту проблему, хотя большинство фотографов понимают ее важность. «Цифровые камеры стоимостью около 1000 долл. являются очень хорошими вторыми аппаратами для профессионалов, – говорит Ретти. – Однако диапазон возможностей этих камер разочаровывает – к ним нет сменных объективов, а скорость съемки у таких аппаратов ниже, чем у традиционных».
Здесь будет уместно рассмотреть и другой аспект, касающийся цифровых камер: время подготовки к очередному снимку. Большинству цифровых камер свойственна некоторая временная задержка между снимками, хотя некоторые производители постарались снять остроту этой проблемы. Nikon Coolpix 990 захватывает два кадра в секунду, причем задержки между кадрами нет, да и в новейших камерах других компаний реализованы один или более режимов скоростной съемки. Хотя подобные режимы решают проблему задержки между кадрами не полностью, они все же могут помочь тем фотографам, которые хотят сделать несколько снимков за короткий интервал времени.
Нельзя забывать и о цвете. Мало кто из обычных потребителей заметит, что их снимки слегка отдают синевой, однако опытные профессионалы знают, что плохой баланс цветов может погубить снимок. Цифровые снимки нередко критикуют за плохую передачу цветов. «Я не знаю, насколько обычные потребители критичны к цвету, но для клиентов цвет крайне важен, – говорит Шинан. – Учитывая огромное разнообразие цифровых камер, вы должны сами заботиться о цвете. Было бы неплохо, если бы производители начали просвещать покупателей по этому вопросу». Множество людей не имеют никакого представления о том, как использовать Photoshop или другие программы для исправления нарушенного цветового баланса.
Арт Дикинсон, владелец компании Dickinson PhotoCommunications, придерживается такого мнения о перспективах профессионалов старой школы: «Многие из традиционных фотографов не имеют собственных компьютеров. Я рад, что уже несколько лет назад купил компьютер и начал работать с Photoshop. Сейчас я не испытываю страха, когда цифровую фотографию приходится корректировать».
А необходимость коррекции цифровых снимков сохранится еще долго. Итак, после того как на рынке появились новые трехмегапиксельные камеры, не пришло ли время для переворота, когда цифровой рынок займет место пленочного?
Переворот
Некоторые фотографы не готовы согласиться с идеей замены пленки на «цифру». Даже Гринберг, на которого постоянно оказывают давление заказчики, требуя от него перехода на цифровые технологии, осторожен в своей поддержке этой идеи. «Заменят ли цифровые камеры пленочные? Мне нравится пленка, и я ее чувствую, – говорит Гринберг. – Но ведущие игроки рынка поддерживают цифровую революцию. «Цифра» будет захватывать все большую и большую долю рынка, но пленка никогда не станет «динозавром».
Ретти более свободен в своих взглядах: «В будущем цифровая фотография полностью заменит традиционную. Скорость перехода оказалась несколько меньше, чем ожидалось, но сейчас она быстро увеличивается».
Следствием этих быстрых изменений становится также стирание различий между потребительским и профессиональным рынками. «Границы совершенно размываются, – говорит Ретти. – Главный художник сможет делать то, что раньше поручалось профессиональному фотографу, и получать именно тот результат, который нужен».
Но хороший фотограф опирается не только на возможности оборудования; чтобы получить лучшее изображение, нужен опыт. Однако новые камеры дают небывалую свободу экспериментирования. «Люди могут взять цифровую камеру и снимать ей до тех пор, пока не получат изображение желаемого качества, – говорит Гринберг. – К тому же люди чувствуют, что цифровая фотография расширяет их возможности».
Ретти уверен, что это расширение возможностей окажет решающее влияние на профессиональных фотографов. «Если главный художник использует одну из этих камер и видит, как легко с ней работать и как быстро он может добиться желаемого... для него будет легче начать работу сразу с цифрового файла и добиться ускорения технологического процесса», – говорит он.
После того, как мощь цифровой фотографии окажется в руках бизнес-пользователей и потребителей, можно ожидать, что на фотографическом рынке произойдут некоторые изменения. Уже сейчас профессиональные фотолаборатории видят разницу в объемах заказов. Дикинсон привык, что фотолаборатория, с которой он обычно имеет дело, вечно задерживала выполнение его заказов. Теперь он признает: «Они звонят мне и спрашивают, не нужно ли для меня что-нибудь сделать. Чувствуется, что они начинают беспокоиться».
Изменения окажут влияние и на самих фотографов. «Профессиональным фотографам трудно представить себе изображения без пленки», – говорит Дикинсон.
Но вопросы скорости получения изображений и воздействия традиционной фотографии на окружающую среду не позволяют игнорировать цифровые технологии.»Некоторые люди уже делают множество снимков для своей работы, особенно в области Web-дизайна, – говорит Дикинсон. – Да и вопросы сохранения окружающей среды приобретают все большую остроту. С цифровыми камерами вам уже не придется заботиться об утилизации многочисленных химикатов. Все больше и больше фотографов переходят на цифровые камеры, и полный отказ от пленки – всего лишь дело времени».
Однако многие традиционные фотографы не совсем с этим согласны. «Фотографы старой школы не хотят связываться с «цифрой», – рассказывает Шинан. – И они отмечают недостатки цифровых камер». Эти негативные высказывания из уст профессионалов могут привести к тому, что многие потенциальные заказчики воздержатся от участия в цифровой революции.
Итоги
Принимая во внимание все улучшения технологии и перемены на рынке, становится ясно, что рынок пленочной фотографии совсем не умер, да и в ближайшем будущем ему ничего не угрожает.
И все же некоторые не сомневаются в неизбежности окончательного перехода к цифровой фотографии, и единственный вопрос только в том, когда же это произойдет. Шинан с удовольствием делает свой прогноз: «Это произойдет не раньше, чем через пять лет – с моей точки зрения, расположенной в небольшом городке Спартанбурге».
Впрочем, после представления новых цифровых камер становится очевидной одна вещь: теперь мы стали еще ближе к беспленочному миру, чем всего один год назад.
Хизер Сюрфейс преподает компьютерную технологию в г. Мариетта (шт. Огайо).