101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Почем оперативная послепечать?

  • Ирина Колпакова
  • 13 сентября 2002 г.
  • 6497
Последние годы оперативная полиграфия и малое полиграфическое производство успешно развиваются. Популярность объясняется сроками и объемами производства. Какое послепечатное оборудование для этого требуется? Попытаемся разобраться.

Средние и небольшие производства составляют львиную долю от общего числа полиграфических предприятий, почти 85%. Они выполняют заказы различной сложности: от листовок до каталогов с оригинальным дизайном. Колеблется и тираж: крупное предприятие вряд ли возьмет заказ менее чем в 1000 экз. (это невыгодно), а некоторые салоны выпускают даже единичные тиражи. Структурируя услуги по конечному продукту, можно выделить три типа:

  1. Листовки, бланки, афиши, визитки.
  2. Буклеты, наклейки, брошюры, квартальные календари.
  3. Объемные каталоги, книги и журналы с клеевым бесшвейным скреплением (КБС).

Ассортимент определяется финансовыми затратами на оборудование. Современная техника дает возможность наладить производство при малых капиталовложениях. Любая «конторка», прикупившая дупликатор и резак, может назвать себя печатным салоном и выпускать элементарную листовую продукцию первого типа. Если фирма располагает дополнительными финансами, она может приобрести печатные машины, оборудование для фальцовки и скрепления, освоив, таким образом, второй тип (см. выше). А чтобы наладить производство по технологии КБС, нужны дополнительные средства. Речь идет о профессиональных полуавтоматических и автоматических машинах. Для малых производств существуют офисные и полупрофессиональные модели, стоимость которых невысока.

Сабли и гильотины ХХI века

При минимальных затратах парк послепечатного оборудования малой типографии включает:

  • резальную машину;
  • фальцовщик;
  • аппарат для скрепления блока.

В простейшем случае резальная машина заменяется на резак с ручным управлением. В таких аппаратах используются три типа реза. Дисковые (роликовые) резаки предназначены для отдельных листов бумаги или картона. Это самые недорогие модели стоимостью от 60 до 500 долл. Сабельные способны разрезать стопу бумаги толщиной до 4 мм (от 100 до 2000 долл.). Резаки гильотинного типа дороже (от 2500 долл.), т. к. имеют максимальную толщину реза до 80 мм. В отличие от ручных резаков все бумагорезальные машины относятся к гильотинам и отличаются системами привода, а также степенью автоматизации привода ножа и механизма прижима стопы. Возможны следующие варианты:

  • ручной прижим и механический рез (резаки с ручным управлением);
  • механический прижим (педальный) и электрический привод ножа (электромеханические машины);
  • гидравлический прижим и электромеханический привод ножа (гидравлические машины);
  • гидравлический прижим и гидравлический привод ножа (гидравлические машины).

Устройства с ручным управлением (например, компании Ideal) подходят для офисной полиграфии, печатных салонов и копировальных центров. Производством электромеханических резаков занимаются фирмы Grafopat, Dahle, Ideal, Shenweida. Такие машины стоят от 4000 до 10 000 долл.

Рис. 1. Гидравлическая бумагорезательная машина Shenweida QZX 670 (9000 долл.)
Гидравлические резальные машины (рис. 1) дороже электромеханических в несколько раз и представлены на рынке следующими марками: Adast, MZE, Polar, Schneider Senator, Shenweida (см. Publish ? 1, 2002). Их стоимость — от одного до нескольких десятков тыс. долл. Самые дорогие — программируемые машины, они позволяют задавать режим и тип реза.

Зачастую типографии покупают две машины: одну попроще, для нарезки бумаги на нужный формат, другую с программируемыми функциями и высокой точностью реза, для обрезки готовой продукции — это экономит время и гарантирует надежность производства.

Оригами из буклета

Рис. 2. Uchida F-43N — настольная фальцмашина формата А3 работает с производительностью до 10 800 лист./ч (при односгибной фальцовке).
Для фальцовки можно использовать фальцевальные машины или модули (в случае брошюровальных линий). Для мини-типографий и офисов существуют недорогие настольные машины. Они выполняют несколько видов фальцев, оснащаются устройствами биговки, перфорации и резки (например, фальцовщики с фрикционной подачей F-43N (рис. 2) и F-45N фирмы Uchida). Из простых моделей в ассортименте Uchida представлены F-25N 2400 и F-30N — они уступают предыдущим по производительности и количеству выполняемых операций. Стоимость аппаратов — 2-4 тыс. долл.

Рис. 3. Фальцмашины Acson серии ABn выполняют двусгибную параллельную фальцовку в любых комбинациях
Другой известный производитель послепечатного оборудования для небольших типографий — концерн Acson dps-Sofrapli. Его простейшие модели (4-6 тыс. долл.) — Plimax 35 SE (пневматический тип листоподачи) и Plimax 38 F (фрикционная подача). Более совершенны аппараты с пневматическим захватом листа серии ABn (рис. 3) — 385 (7000 долл.) и 505 (8000 долл.). Обе выполняют двусгибную параллельную фальцовку.

Серия АВ объединяет модели четырехсгибной фальцовки: 388 (11 300 долл.) и 508 (13 000 долл.). В базовой конфигурации эти фальцовщики оснащаются панелью для управления компрессором и мотором приемного устройства. Для серий Plimax, АВ и ABn в качестве дополнительного оборудования поставляются удлиненные и укороченные фальцкассеты, опции для биговки, перфорации и резки, приставки для перпендикулярной фальцовки и др. В ассортименте компании Acson имеется линейка фальцаппаратов НР с микропроцессорным управлением, но их покупают лишь крупные типографии.

Еще одна фирма, выпускающая фальцаппараты для небольших производств, — Eurofold — представлена моделями с одноименным названием, различающимися форматом и количеством функций.

Фальцевальные аппараты приобретаются типографиями для изготовления буклетов. Иногда на них фальцуются листы будущих брошюр, хотя брошюровальные комплексы куда удобнее. Но о них немного позже. Сначала рассмотрим самое простое оборудование для скрепления — степлеры.

Скобяная лавка

По механизму работы степлеры делятся на механические и электрические.

Механические модели (ручные) шведской фирмы Rapid скрепляют до 170 листов (плотностью 80 г/м2), а некоторые способны прошивать листы посередине, имитируя шитье внакидку. Электрические модели Rapid шьют втачку (R 90, 100, 105) и внакидку (R 101, 106). Стоимость ручных степлеров — от 50 до 150 долл., электрических — около 600 долл. Вариант для изготовления брошюр — установка в линию нескольких аппаратов R 105 или R 106. Так можно изготавливать тиражи до 1000 экз., а для больших обычно используют автоматические проволокошвейные машины и ВШРА (см. Publish ? 3, 2002) или брошюровальные комплексы, о которых речь впереди.

Рис. 4. Marchetti Galaxia 4T — скобошвейная машина, скрепляет до 300 листов втачкой и внакидку.
Родственник степлера — скобошвейный (скрепкошвейный) автомат. Целое семейство таких устройств для офиса, центра оперативной полиграфии и малой типографии производит итальянская компания Marchetti (рис. 4): от простейших одноголовочных с ручным приводом (Columbia A) до четырехголовочных машин с глубиной прошивания 27 мм, оборудованных счетчиками (Galaxia 4T). Цены — от 500 до 9000 долл.

Несколько выше стоимость проволокошвейных машин (см. Publish ? 3, 2002), но по расходным материалам они выгоднее скрепкошвеек: проволока дешевле скоб.

Рис. 5. Брошюровальный комплекс Uchida производительностью до 2300 буклетов/ч обойдется примерно в 21 000 долл.
Вариант для малых типографий — брошюровальные машины; они фальцуют листы и скрепляют проволокой или скобами (скрепками). Фальцовка и скрепление могут выполняться как совместно, так и по отдельности. Брошюровщики используются обычно вместе с листоподборочными станциями и входят в состав брошюровальных комплексов (рис. 5).

Каков прибор, таков и подбор

Помимо фальцовки и скрепления, в производстве брошюр есть и такое важное звено, как листоподборка. По механизму выделяют листоподборщики (коллаторы) фрикционные и пневматические (вакуумные). Вторые стоят дороже первых, т. к. обеспечивают более надежный захват листа и работают с широким спектром бумаг (включая мелованные). На мировом рынке представлены коллаторы вертикального (башенного) и горизонтального типа. Последние относятся к машинам с большой производительностью; ими оснащены крупные типографии, рассчитанные на производство книжной и журнальной продукции, поэтому далее будут рассмотрены только башенные коллаторы. Они различаются форматом, производительностью и возможностями (автоматическая настройка под формат и плотность бумаги, счетчики и т. д.).

Многие типографии выполняют листоподборку вручную: вокруг стола со стопками листов ходит человек и «собирает» блок. Причин несколько. Во-первых, низкая себестоимость ручного подбора. Во-вторых, объемы и тиражи выпускаемой продукции. Если это брошюры, состоящие из нескольких страниц, то приобретение листоподборочной машины не является первой необходимостью. В-третьих, важна используемая бумага. Машины с вакуумным механизмом решают эту проблему, однако их стоимость гораздо выше. Для производства многостраничной продукции приобретаются не отдельные листоподборщики, а брошюровальные комплексы (рис. 5).

Связанные одной цепью

Специально для малых типографий разработаны многофункциональные решения, позволяющие найти компромисс между количеством оборудования и занимаемой площадью. Это брошюровальные комплексы. В их состав входит одна или несколько листоподборочных станций, швейный агрегат (или брошюровщик) и модуль торцевой подрезки. Листоподборщик подбирает блок, брошюровщик фальцует и скрепляет его, триммер подрезает с торца. В одних брошюровщиках для шитья применяется проволока (C. P. Bourg AGR-T, Horizon SPF-11 и Uchida USF-2300), а в других — скобки (C. P. Bourg BDFx, Duplo DBM-70, Horizon SPF-9, KAS серия Kasfold, Nagel Foldnak 4, Uchida USF-2700).

Комплект листов поступает в брошюровщик, прошивается по месту будущего сгиба, а потом фальцуется.

Производительность буклетмейкеров — от 1500 до 4000 брошюр/ч; стоимость — от 5 до 30 тыс. долл.

Практически все брошюровщики изготовляют и брошюры, и буклеты (функция шитья отключается).

Фирмы, специализирующиеся на выпуске оборудования для мини-типографий, используют для брошюровальных комплексов принцип модульного построения. Поэтому если печатный салон не располагает достаточной суммой на приобретение всего комплекса, он может докупить отдельные модули позже. Подобные системы встречаются у многих производителей послепечатного оборудования.

Популярная марка C. P. Bourg (Бельгия) объединяет под своим именем машины для клеевого бесшвейного скрепления, модули шитья (AGR-T, BDFx с функцией торцевой обрезки), фальцовщики (PAS-T) и листоподборочные комплексы (BST-d, BFT), устанавливаемые в линию. Листоподборщики фрикционного типа с производства сняты, поэтому самый простой брошюровальный комплекс (пневматический) обойдется в 18 000 долл.

Помимо цифровых дупликаторов компания Duplo выпускает брошюровщик DBM (6000 долл.), работающий автономно и в линию с листоподборщиком DFC 10 Mini (6000 долл.) и модулем торцевой подрезки. Для офисов Duplo выпускает ручной брошюровщик HF-25C (950 долл.)

Рис. 6. Новинка российского рынка Uchida JT-820 — листоподборочная машина, ориентированная на производство многотиражной продукции.
Продолжая тему салонов оперативной полиграфии и копировальных центров, нельзя не сказать об оборудовании японской компании Uchida. Она не так давно появилась на российском рынке и известна не всем. Одно из ее направлений — оснащение малых типографий. В арсенале Uchida имеются листоподборочные машины, работающие автономно и в линию с буклетмейкерами (брошюровщиками) и триммерами. Например, AR-8 (13 000 долл.) — листоподборщик с восемью лотками и вакуумными присосками. Он подойдет для печатных салонов и типографий, выпускающих многостраничную продукцию, т. к. подбирает блок из отдельных или сфальцованных листов, а также из сшитых тетрадей. Для крупного производства предназначена профессиональная листоподборочная машина JT-820 формата А2 (рис. 6). Как и предыдущая модель, она использует вакуумные присоски, но отличается обилием электроники. Ход работ контролируется встроенной компьютерной системой и датчиками.

UC-1000 (5500 долл.) включает в себя десять лотков, использует фрикционную подачу, настраивается по плотности бумаги и сортирует листы. Недавно появилась усовершенствованная модель UC-1100 — улучшен узел подачи бумаги, снижена потребляемая мощность (но на цене это не сказалось).

Самая простая машина фрикционного типа UC-800 (4250 долл.) подойдет для обычного офиса. Все вышеперечисленные коллаторы Uchida работают с брошюровщиками других производителей: Nagel, Plockmatic, Duplo.

Рис. 7. Послепечатный комплекс DigiVAC — одна из новейших разработок компании Watkiss
Английская компания Watkiss хорошо известна своими послепечатными комплексами. Они могут состоять из коллаторов серий Vario и DigiVAC, брошюровщиков BookMaster, сталкивателей. В ассортименте представлены машины различной конфигурации: от экономичных моделей до профессиональных. На выставке IPEX 2002 демонстрировались последние разработки — листоподборочный комплекс DigiVac и брошюровальная система Watkiss Vario Collating and Finishing System формата А3, производительностью до 7200 брошюр/ч (рис. 7). Комплекс Watkiss Digital BookMaker System может работать в линию с устройствами Ocе 31x5. Отметим, что машины Watkiss дороже аналогов других производителей.

Важный момент — совместимость оборудования, поэтому компании-производители стараются использовать единую конструкцию.

На спирали

Рис. 8. Оборудование серии Wire-O а) настольный комплект для брошюрования на металлическую гребенку
Еще один, встречающийся повсеместно способ скрепления блоков, — металлические и пластиковые спирали и гребенки. Офисное оборудование для такого скрепления стоит недорого, но существенна цена расходных материалов.

Пружины (спирали) всем знакомы с детства — это школьные тетради, блокноты, календари. Гребенки появились не так давно, но применяются для изготовления такой же продукции.

Рис. 8. Оборудование серии Wire-O б) ручной аппарат для брошюрования металлической гребенкой перфорирует и закрывает гребенку
Машины для переплета спиралями и гребенками (пластиковыми и металлическими) производят Attalus, Bomco+, Fellowes, GMP, Ibico, JBI, Lamirel, Rexel, SPC (рис. 8, 9). Минимальная стоимость аппаратов — 100 долл. (с ручным управлением), цена электрических моделей достигает 5000 долл.

Рис. 9. Аппарат для скрепления пластиковой спиралью Wire-O Coilbind
Металлическая гребенка поставляется в раскрытом виде. После того, как ее вставляют в отверстия блока, она зажимается. Перфорирование блока производится на одной машине, а закрывает металлическую гребенку другая. Некоторые машины осуществляют обе операции (рис. 8). На аппаратах с ручным управлением гребенка вставляется вручную, на профессиональных моделях операция автоматизирована. Но подобные машины слишком дороги для офисной полиграфии.

Пластиковая гребенка, в отличие от металлической, поставляется в закрытом виде. Она раскрывается на аппарате, а потом зажимает бумажные листы. При необходимости ее можно отогнуть и ненужные листы извлечь.

Часто типографии предлагают заказчикам оба вида скрепления. Комплект, состоящий из двух аппаратов для металлической и пластиковой гребенки, стоит от 400 (обе модели ручные) до 7000 (обе электрические) долл.

Комбинированные брошюровщики работают с пластиковыми и металлическими гребенками, их выпускает компания Ibico (200-900 долл.). Профессиональное оборудование этого типа производят компании Belomatic, GBC, JBI, Renz, Rilecart, Triple Binding, Womaco. Их цена достигает 500 000 долл., что, естественно, не по карману малой типографии.

Путь к успеху

Рис. 10. Fastbind Secura — настольная машина для КБС (1800 долл.)
Мы рассмотрели скрепление проволокой, скобами, пружинами и гребенками. Существует еще и клеевое бесшвейное скрепление (см. Publish ? 5, 2002). Профессиональное оборудование для КБС является прерогативой более крупных типографий. Для копировальных центров и малых печатных салонов, работающих с небольшими тиражами, предназначены машины Fastbind (см. Publish ? 5, 2002) Эти полуавтоматические устройства скрепляют блок толщиной до 55 мм (рис. 10). Приобретение автоматических клеевых машин — следующая стадия развития полиграфической фирмы. Сначала покупается оборудование для скрепления скобами и пружинами, потом проволокошвейное, а затем уже клеевые машины. Бесшвейный способ чаще используется для журналов и каталогов, но не каждая печатная фирма осилит такой тираж, поэтому заказы на КБС размещаются малыми компаниями в крупных типографиях. Один из ключевых моментов в работе небольших типографий — сотрудничество: связь между собой, с репроцентрами, фирмами, изготавливающими штампы для тиснения и т. д. Так компенсируется отсутствие полного полиграфического комплекса, который не по силам малым предприятиям. Однако не всегда дело в финансовых возможностях и оборудовании. Машина, как известно, сама по себе работать не может. Персонал любой фирмы также определяет ее возможности. Поэтому в заключение приведу слова одного сотрудника типографии, который на мой вопрос «Какое оборудование необходимо малой типографии?» ответил так: «Прежде всего, нужны золотые руки и голова».

Автор выражает благодарность компаниям Sidose, «Апостроф», «Вариант», «Нисса», «Терра Принт», типографиям «Базилпринт» и «Вержера» за помощь в подготовке статьи, а также лично Андрею Александрову, Татьяне Зуевой, Александру Ляпищеву, Ирине Мухамедовой и Марселю Шарифулину.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Режьте, братцы, режьте

Автоматический раскрой в рекламной индустрии



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38