Взрослые о детях
Красивая открытка может храниться десятилетиями, радуя глаз своего адресата, но ее предпродажная жизнь на прилавке ограничивается несколькими месяцами. Ассортимент постоянно меняется, поэтому редизайн в открыточном производстве — явление редкое, касающееся не столько самого изображения, сколько отделки.
Бестселлером стал «Заяц», изначально выпущенный в виде обычных карточек (112Ё159 и 58Ё90 мм), покрытых водным лаком, а затем поменявший оттенок фона и отделку (вырубка, УФ-лак). Следующим этапом стал календарь в двух форматах, а вскоре, по инициативе самой Анны, зайцев стало трое. В отделке добавились выборочное лакирование и конгрев. |
Это подтверждают сюжеты австралийского фотографа Анны Геддес. Ее первые снимки малышей были изданы десять лет назад, а сегодня мир детства фотохудожницы очаровал жителей более 50 стран. В Россию работы Анны Геддес попали в 1996 г., но популярность 48 первых дизайнов получили только три года спустя (в течение такого же времени «созревал» рынок и других стран). Эксклюзивной лицензией на производство продукции с дизайнами Анны Геддес в России и странах СНГ обладает компания «Арт и Дизайн».
Но коррекция любого изображения строго контролируется автором. Компании Especially Kids Company Limited (фотостудия и держатель авторских прав Анны) и Kel Geddes Management Limited (выполняющая административно-хозяйственные функции), совладелицей которых является Геддес, утверждают каждое изменение дизайна, и порой согласование даже минимальных изменений затягивается на месяцы.
Стандартная схема такого редизайна — смена формата, текста, вариантов конгрева, лакирования (сплошного, выборочного) — коснулась нескольких сюжетов. Например, открытки-«елки» из новогодней коллекции «Арт и Дизайна». |
Долгая жизнь «Синего торта»
Три этапа эволюции «Синего торта» |
Несколько вариантов редизайна претерпел и «Синий торт» — такое условное название дали сотрудники холдинга «Арт и Дизайн» одному из своих самых долгосрочных проектов. Восемь лет назад основатель фирмы приобрел несколько слайдов с готовыми сюжетами в American Greetings Company, американской компании по производству открыток (г. Кливленд), и привез их в Россию. В начале 90-х отечественный рынок не мог похвастаться изобилием двойных открыток, и проект оказался успешным. Тираж, напечатанный на «Картон-Полиграфе» в Калуге, положил начало и самой фирме «Арт и Дизайн». А впоследствии изменения в открытке стали отражать и историю становления технических возможностей холдинга.
Апофеозом перевоплощений стал «Синий торт» в исполнении мастеров завода «Гусь Хрустальный» — приз, ежегодно вручаемый «Арт и Дизайном» своим партнерам. Самую успешную открытку за всю историю компании вручную воспроизвели на стекле. |
Первоначально формат «Синего торта» составлял 136Ё208 мм, применялась четырехкрасочная печать на обложке и однокрасочная на развороте. В дополнение — клише фольгой и покрытие обычным водным лаком. Через два года сюжет был повторен уже на почтовой карточке меньшего формата. Еще через год фирма решила вспомнить свои «народные хиты» и переиздать их, усложнив отделку. С этой целью выбрали девять сюжетов, среди которых оказался и «Синий торт», обогатившийся тиснением фольгой по всей поверхности. В тот же период была создана и музыкальная открытка с аналогичным сюжетом. С внедрением на калужском комбинате «Картон-Полиграф» японской линии трафаретной печати Sakuray/Trumax стали возможны новые виды лакирования. И следующим этапом стал евроформат с печатью «четыре плюс четыре», вырубкой и УФ-лакированием. Совершенствование технологии (новые виды голографической фольги; блестки, не осыпающиеся и не остающиеся на руках; увеличение выпуклости конгрева; введенная в эксплуатацию MAN Roland 700) позволило выпустить так называемый «малый гигант» — формат А4 с печатью «четыре плюс один», полным УФ-лакированием и тиснением фольгой. Вскоре этот же вариант был дополнен конгревом.
Сами сотрудники фирмы не берутся объяснять успех «Синего торта». Что привлекает покупателей в американском слайде, который уже давно не тиражируется у себя на родине, неизвестно. Но факт остается фактом: восемь вариантов формата и отделки, более трех миллионов распроданных открыток, а значит, как минимум шесть миллионов отправителей и адресатов, встретивших праздник в компании с «Синим тортом».
Итак, редизайн открытки вынужден учитывать ее изначальный лицензионный вариант, но некоторые лазейки для экспериментирования все равно остаются.