Знакомясь с экспозицией Canon на выставке CeBIT’2003, Константин Яковлев взял эксклюзивное интервью для журнала Publish у руководителя подразделения Canon Business Solution в странах EMEA Жана-Мари Минелли (Jean-Marie Minelli).
Publish: Поясните, пожалуйста, чем было вызвано создание подразделения Canon Business Solution (CBS) и каковы основные направления его деятельности?
Жан-Мари Минелли: В условиях изменившегося рынка услуг высокоскоростной печати идея создания подразделения, занимающегося преимущественно цифровой техникой и поставками готовых решений «под ключ», что называется, витала в воздухе. К осуществлению проекта мы приступили год назад. Сейчас всё лучшее от традиционных аналоговых машин мы стараемся перенести на MFP, позиционируя их в первую очередь как ИТ-устройства и повсеместно налаживая традиционно сильный сервис, сопровождающий канал продаж от заключения сделки и на протяжении всего срока службы аппарата. Мы прилагаем все усилия, чтобы у наших партнеров не возникло даже намёка на ассоциации в отношении Canon как компании, стремящейся, продавая товар, «двигать коробки» и забывать о клиенте, как только деньги поступили на счёт. Это не наш принцип. Регулярные контакты с заказчиками держат нас в курсе событий на местах. Мы предлагаем именно то, чего ждут клиенты.
Publish: После образования внутри компании вашего подразделения как отдельной структуры можно ли говорить о стремлении «большого» Canon утвердить и закрепить в сознании пользователей новый имидж по части бизнес-решений и новый бренд, который, если судить по первым шагам, должен ассоциироваться с целым комплексом услуг, распространяемых на триаду «оборудование — программное обеспечение — сервисная поддержка»?
Ж-М. М.: Вы очень точно обозначили направление, выбранное нами в момент организации подразделения, и верно расставили приоритеты деятельности CBS. Для нас крайне важно, чтобы в ближайшем будущем и наши партнёры по бизнесу, и пользователи ощутили результаты деятельности подразделения CBS как часть единой программы, формирующей новый ИТ-бренд — бренд от Canon.
Publish: Какова стратегия, или бизнес-модель Canon в отношении сервиса?
Ж-М. М.: В отличие от других отраслей ИТ-индустрии (тех же телекоммуникационных услуг, и в частности голосовой передачи данных, где сервисная поддержка, как правило, — не основная задача, где сама услуга уже является сервисом) Canon не может позволить себе даже на время забыть о клиенте. Именно поэтому наша компания инвестирует в инфраструктуру собственного сервиса по всему миру значительные средства, и, можете мне поверить, концентрация на этой составляющей бизнеса будет только возрастать. Сегодня мы стремимся перенести особый подход к запросам клиента, характерный для серьёзного бизнеса, каким является тяжелая копировальная техника, на динамично развивающийся рынок цветных лазерных принтер-копиров. Опыт долгих лет успешной работы в одном сегменте очень пригодился на этапе становления и укрепления позиций в другом.
Publish: Что ожидает разработчиков прикладного ПО и администраторов, стремящихся использовать весь потенциал современной цифровой техники? Какова политика CBS в отношении малого бизнеса — обслуживания техники персоналом компаний без привлечения сторонних ИТ-специалистов (удалённое администрирование, не требующее специальной подготовки, обновление ПО или микрокода отдельных модулей без участия оператора и т. д.)?
Ж-М. М.: Преимущества цифровых машин перед аналоговыми, в контексте этого вопроса, вполне очевидны. В наше время подобная техника, функционируя в составе рабочих групп различного уровня, немыслима вне сетевой среды. Успешно развивается и совершенствуется не только клиентская, но и серверная часть как высокоуровневый компонент управления практически всем технологическим циклом, включая простейшие операции. Широкое применение получили виртуальные серверы печати на базе платформы языка Java (здесь и далее речь идёт о Java Virtual Machine. — прим. ред.). Учитывая открытость кода и нашу прямую заинтересованность в эффективном использовании техники Canon, разработчики получают доступ к исходным текстам и алгоритмам, позволяющим оперативно создавать собственные сценарии применительно к специфике технологического процесса.
Вполне допустима и даже приветствуется ситуация, когда часть операций по администрированию машин может и должна быть поручена серверу, поскольку персонал, занятый обслуживанием техники, по определению имеет соответствующую квалификацию. Ещё один довод в пользу такого подхода — снижение стоимости владения единицей техники и себестоимости одного отпечатка.
Напомню о роли тренинг-курсов, регулярно организуемых для наших региональных представительств и специалистов по продуктам MFP, для которых, в отдельных случаях, разрабатываются индивидуальные программы обучения. От их профессионализма и знаний напрямую зависят темпы внедрения техники на местах. Работа в этом направлении ведется постоянно, а все затраты окупаются сполна.
Publish: Не можем не затронуть тему расходных материалов. В последнее время в прессе нередко поднимается вопрос о их совместимости и применении отдельных компонентов сторонних производителей.
Ж-М. М.: Тонкий механизм взаимодействия программно-аппаратного комплекса в составе цветного принтер-копира (как, впрочем, и любого другого печатающего устройства. — прим. ред.) разрабатывается инженерами Canon с учётом оригинальных расходных материалов, гарантирующих качество отпечатка, которое мы, собственно, и демонстрируем нашим клиентам. Иные комбинации могут привести к самым непредсказуемым последствиям, включая выход из строя не только отдельных модулей MFP, но и аппарата в целом. Встроенные фирменные системы защиты и индикации ограждают владельцев техники Canon от большей части проблем, так или иначе связанных с необдуманным желанием использовать подделку. Что касается политики ценообразования, здесь, как и во многих других схожих случаях, должен восторжествовать принцип золотой середины.
Publish: Образцы удачного сотрудничества в продвижении инновационных технологий — возможно, наиболее действенный способ привлечь внимание потенциальных клиентов. Примеры такого сотрудничества для CBS уже существуют?
Ж-М. М.: В фундаментальных вопросах организации взаимодействия наших машин с «окружающей средой», если говорить о сетевых технологиях и базовой платформе, мы тесно сотрудничаем с HP и Microsoft. Не так давно в рамках предварительного анонса техники, поддерживающей эти решения, целому ряду компаний, заинтересованных в реализации наших предложений, были направлены соответствующие спецификации. Примеров программ прикладного характера, по понятным причинам, пока не так много (по нашим данным, сейчас их около 10. — прим. ред.), хотя то, что они уже «умеют», заставляет многих обратить внимание на технологии, заложенные в основу наших MFP. Назову и нашего давнего партнера, компанию eCopy, и группу программистов из Toyme Lab Oy Ltd., с успехом реализующих собственные разработки.
Publish: Информированные интернет-источники недавно сообщили о довольно спорном, на наш взгляд, постановлении, направленном Европарламентом в адрес производителей печатающих устройств. Суть документа, носящего рекомендательный характер, касается ограничений, или даже запрета, на использование специальных микросхем в корпусе картриджа, анализирующих критичные параметры (включая идентификацию и текущее состояние тонера) и оповещающих о неполадках или сбоях. Что Вы думаете по этому поводу?
Ж-М. М.: В настоящее время мы не испытываем какого-либо давления или ограничений в развитии нашего бизнеса со стороны Европарламента. Уверен, что этого не произойдёт и в будущем.
Беседовал Константин Яковлев, научный редактор журнала «Мир ПК».