Редизайн любого периодического издания — шаг ответственный, а если это издание со столетней историей, к тому же имеющее отношение к полиграфии — ответственный вдвойне.
Не будем обижать штатных сотрудников журнала: верстальщики, дизайнеры, фоторедакторы могут быть высококлассными специалистами, но… не всегда иметь обширный опыт разработки макетов. Надёжнее и экономичнее обратиться в дизайн-студию (рекламное агентство/группу/бюро и т. п.), где сравнительно быстро (2-3 недели) подготовят принципиальный макет, которому в дальнейшем будут талантливо следовать все вышеперечисленные специалисты.
Такой рациональный способ обновления избрали в ООО «Редакция журнала «Целлюлоза. Бумага. Картон» для одноименного издания, журнала «Мир Бумаги», информационных бюллетеней («Лесное дело», «ЦБК-экспресс») и шести аналитических обзоров.
Так выглядели журналы два года назад. Последнее обновление «ЦБК» относится к 1993 г., причем тогда это был уникальный по стилю макет. От доминирующего синего цвета в «Службе пейзажа» с согласия заказчика отказались |
По мнению главного редактора издательского дома Александра Ефимовича Шварца, редизайн требуется периодике раз в 7-8 лет. В данном случае новый образ хотелось приурочить к столетию «ЦБК», которое будет праздноваться в 2004 г. К смене оформления подталкивали и издания коллег-полиграфистов, и известность за пределами России — в мире всего около 40 журналов подобной тематики, причём западная тенденция к сокращению числа полос (электронные публикации вытесняют бумажные) у нас не так заметна. Плюс ко всему смена статуса — за последние шесть лет «ЦБК» прошёл путь от редакции до издательского дома.
Все издания требовалось обновить в едином ключе, руководствуясь веяниями журнальной моды и сохраняя консервативность, присущую отраслевой тематике. Был объявлен тендер, по итогам которого выбрали проект дизайн-студии «Служба пейзажа» (Landscape Service). Для дизайнеров компании это был первый и пока единственный опыт работы с периодическим изданием, не считая рекламных модулей в журналах.
Отправной точкой в редизайне был образ журнала «Целлюлоза. Бумага. Картон». В «Мир Бумаги» переходит лаконичный прямоугольный блок названия, выполненный в зелёной гамме. Концепция оформления обложек сохраняется: для «ЦБК» — сюжетный слайд (на всю полосу с рамкой), для «Мира Бумаги» — фактурное изображение (в обрез) «бумажного» характера (макросъемка волокон, бумажной массы и др.). И в журналах, и в информационных бюллетенях соблюдается шрифтовое единство (использовались готовые шрифты) |
Первоначальные требования заказчика сводились к трём:
- стиль;
- узнаваемость;
- гармоничность.
Для постоянных рубрик «Новости», «Ликбез», «Обзор рынка» и др. было предложено несколько вариантов цветового оформления плашек |
Итоговый мастер-макет разрабатывался около месяца и включал не все полосы, а несколько базовых журнальных разворотов: обложку, титульный лист, страницы с диаграммами, таблицами, аналитическими обзорами, слайдами.
Что же изменилось?
Колонтитул и колонцифра в модернизированном издании максимально содержательны: название журнала (на русском и английском языках) и рубрики, номер, год издания, номер страницы. Акцент сделан на полях: боковое и нижнее сдвинуты, что открывает дополнительную область вёрстки для особо важных информативных элементов. Если раньше существовала строгая привязка к трем колонкам, то теперь появилась возможность двухколонника | |
Новый вариант построения графиков проще и нагляднее: область кривых не загромождена надписями, отмечены «пограничные» точки, легенда не выделена в отдельный блок. Фон рисунка сочетается с колонтитулом и плашками заголовков |
Как рассказали в «Службе пейзажа», для дизайн-бюро это была нетипичная работа. Без яркого креатива, постановочной съемки; будничная, повседневная вёрстка, сложная своей простотой и ограниченностью средств (по сути, цвет и шрифт). Новый образ сравнивают с качественным евроремонтом: жить с ним можно долго, но, скорее всего, года через три захочется перемен.
Независимые информационно-коммерческие приложения к «ЦБК» выполнены в общем ключе оформления всех изданий. Исторически сложившийся логотип не вынесен на обложки, но на титульном листе он есть в каждом номере |