101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Drupa-2004: незаметный cтратегический поворот в CtP, или Взлёты и падения термоимперии

  • Михаэль Миттельхаус
  • 4 февраля 2005 г.
  • 3527

Михаэль МительхаусТехнологии CtP не были гвоздём программы на Drupa-2004. Никто этого и не ждал. Но стратегическое изменение достойно быть названо «гвоздём». И самое смешное, что этого никто не заметил. Пока ещё не успокоились работники отделов маркетинга и не улеглись волнения вокруг стендов Drupa, поговорим на животрепещущую тему.

Коротко историю CtP и, особенно, CtP на Drupa можно назвать «Взлёты и падения термоимперии». Чтобы не обидеть моих друзей и клиентов из полиграфической индустрии, оговорюсь: это всего лишь метафора, но у неё есть реальный жизненный прототип — Fuji. Хотя перед Drupa представители Fuji объявили, что наиважнейшие перспективы компания видит в технике фиолетовых лазеров, едва ли кто-то обратил на это внимание, а может быть, все просто ещё не слышали. По крайней мере, пока я не видел никакой реакции, хотя это самое важное из сказанного по поводу CtP со времён последней Drupa.

Знаете ли вы, почему Fuji сейчас так аккуратна с введением беспроцессных термальных пластин? Это логическое следствие их заявлений. Стали бы вы выпускать нечто, не имеющее перспективы? Разумеется, Fuji ведёт конкурентную борьбу, но, по-видимому, главный стимул — выпустить беспроцессную пластину, работающую в фиолетовом свете. Fuji могла бы представить наполовину готовый продукт, как Agfa или KPG, но не хочет этого делать.

Удивительно, если к 2006 г. мы не получим соответствующее заявление из Японии о том, что пришло время беспроцессных фиолетовых пластин. Это вполне логично, если понаблюдать за развитием мощностей фиолетовых диодов. Сей прогресс не нужен для экспонирования серебряных пластин, но нужны ли нам будут через 4 года эти сложные в обработке и неэкологичные продукты?

Развитие фиолетовых лазеров

В 2000 г. их реальная мощность составляла лишь 5 мВт, в 2002 г. — 30 мВт. На Drupa-2004 мы увидели 60 мВт, компания Krause работает над 100 мВт, другие производители к этому готовятся. Один из знатоков лазерной индустрии объяснил мне, что уже в обозримом будущем мощность диодов достигнет 150-200 мВт и даже больше.

Зачем нужны диоды на 150 мВт? Сегодня они не нужны вовсе, поскольку любой коммерческой типографии вполне достаточно 60 мВт (диоды помощней требуются разве что газетным типографиям, собирающимся экспонировать 300 форм в час на одной-единственной машине). И всё-таки: зачем нужна мощность 150 мВт? Правильно: для экспонирования беспроцессных «фиолетовых» пластин. Как и при термальной технологии, беспроцессные пластины требуют максимальной мощности экспонирования.

Я не утверждаю, что 150 мВт диоды разрабатывают лишь для изготовления беспроцессных «фиолетовых» пластин. Напротив, поскольку диоды всё равно будут созданы (например, для записи/считывания мультисессионных DVD), в скором будущем появятся и таковые пластины.

Поймите правильно: не все пластины будут беспроцессными, «фиолетовые» пластины выиграют не только из-за появления их беспроцессных версий. Наоборот, на Drupa-2004 я был весьма разочарован увиденным и услышанным по поводу беспроцессности. Единственный производитель, действительно предложивший пластины, которые можно (с натяжкой) назвать беспроцессными, — Presstek. Представители фирмы, к сожалению, не смогли объяснить, каким образом «мини-производитель» собирается выпускать 5 видов беспроцессных пластин, оставаясь рентабельным, а небольшие типографии — их использовать. На Drupa-2004 я не видел беспроцессных пластин, действительно рентабельных при объёмах более 2000-3000 м2 в год. Но если годовой расход пластин столь невелик, зачем вообще покупать систему CtP с металлическими пластинами? До сих пор это никто не объяснил; похоже, разумного объяснения с учётом возврата инвестиций просто нет.

Термальное будущее для 2- и 4-полосных систем?

За исключением непоколебимых бастионов Creo и Presstek, ни одна компания, работающая для 2- и 4-полосного рынка, не верит в их термальное будущее. Но ведь именно на этот сектор приходится большинство офсетных печатных машин! И уж совсем не верит в термальное будущее чисто офсетного CtP масса небольших производителей, таких как Mantragraphics, Lithotech, Highwater, Escher-Grad и ECRM. Как раз для ECRM Drupa-2004 была крайне успешной, а год — лучшим с Drupa-2000. Я не думаю, что попытка Creo вместе с КВА продавать mini-Lotem в качестве «пятой печатной секции» будет успешной. Это удалось несколько лет назад Heidelberg, но времена изменились. Жаль, если Creo, достигшая успехов именно благодаря своевременному распознаванию тенденций рынка и вкладу в их развитие (ср. инициативу NGP, рождённую Creo), вдруг проявит консерватизм в ключевом для себя секторе. Где же были на Drupa великие CtP-инновации от Creo?

Я уже говорил, что поворот вызван Fuji. Это не совсем верно, т. к. из туманных недр Drupa начинает проступать третий крупный «фиолетовый» производитель — KPG. Официальных заявлений не было, но даже такая империя, как KPG, выглядит смешной, продолжая игнорировать 50-60% рынка. А ведь рынок газетной печати уже на 80% «фиолетовый», и лидер на нём — Agfa. Поэтому уже в 2004 г. KPG представит «фиолетовую» пластину на IFRA. Это не будет очевидным шагом для всех руководителей KPG и, уж тем более, Creo, но, как показывает история, люди часто не замечают очевидное. И неожиданно вы оказываетесь не в той группе, которая инициирует изменения. Далеко не все могут себе это позволить.

Рынок CtP в 2008 г.

Возможно, мы лучше поймём CtP-тенденции, если представим, как будет выглядеть рынок CtP в 2008 г. Наверняка, мы увидим множество CtP, основанных на струйной технологии и именно так «экспонирующих» пластину. Вряд ли технология даст качество, достаточное для всех секторов, но ведь и сегодня нет универсальной технологии CtP. На Drupa-2004 было три производителя струйных CtP-систем: Jetplate, Glunz&Jensen и оставшийся для многих незамеченным Technova. Цель индийского производителя недорогих лазерных печатных пластин — обеспечить небольшие офсетные типографии доступными системами CtP. Над такой техникой нужно ещё поработать, дабы она удовлетворяла требованиям классической акцидентной печати, но по сравнению с 2000 г. качество значительно улучшено.

После Drupa-2004 значительный толчок к развитию получит и цифровое экспонирование обычных пластин. Самое позднее — как только выйдет на рынок представленная Esko-Graphics машина Espresso. В отличие от basysPrint, главный приоритет компании не в разнице цен между пластинами обычными и для CtP. Именно этим датские бельгийцы предвосхищают тенденцию (исчезающие различия в цене между двумя видами пластин), не особо приятную для basysPrint.

Конечно, пока цены неодинаковы: CtP-пластины стоят на 30–80% больше обычных (в зависимости от рынка). Но с 1997 г. разница сократилась почти вдвое… Это не говорит против basysPrint, успешно развивающей свою технику и достигшей скорости более 120 пласт./ч. Но и 8 лет неутомимо продающая СТсР фирма должна задуматься и не пропустить поезд времени.

Будьте уверены: конкуренция, вызванная Esko-Graphics, окрылит и клиентов, и поставщиков (и это самое прекрасное в конкуренции). Причём своей Espresso Esko-Graphics поставил иные акценты, чего многие также не заметили. Просто представьте филигранную Espresso рядом с полностью автоматизированным Platedriver, и поймёте, что я имею в виду. В Дании наконец-то поняли, в чём дело, и вместо «крутых» высокопроизводительных машин были сконструированы варианты «для всех и каждого». Всеобщая и очень интересная тенденция в машиностроении — один из первых шагов нового исполнительного директора Esco-Graphics Кима Гравен-Нельсона и его команды. Хороший знак, насколько может быть хорошо, когда человек не из полиграфических кругов так существенно повлиял на развитие полиграфпредприятий.

Итак, взгляд в прошлое и настоящее помог нам заглянуть в будущее. В 2008 г. большинство всех предлагаемых, покупаемых и устанавливаемых CtP будут нетермальными. Станет ли весь CtP-рынок «фиолетовым»? Ни в коем случае; останутся непобедимые островки, борющиеся с наступлением, но… не «фиолетовым». В 2008 г. «фиолетовые» системы будут мирно уживаться с СТсР от basysPrint, Esco-Graphics и ещё по меньшей мере трёх производителей, а также тем, что предложит CtP струйная технология.

Термальные системы, определённо, не исчезнут, но сфокусируются на рыночных нишах, ведь к рынку CtP можно подойти и с иной стороны, как доказывает «умная» флексомашина от Lu..scher. «Умная» не только потому, что её устройство с внутренним барабаном значительно упрощает работу с флексопластинами; теперь этикеточные и упаковочные типографии получили машину, экспонирующую как флексо-, так и офсетные формные материалы. Экспансией во флексо- и трафаретную печать Lu..scher показал, насколько точно «швейцарская технология» заняла пустующую нишу.

Я долго думал, не ошибаюсь ли, выдвигая такие прогнозы; быть может, правы Presstek и AB Dick с их технологиями и пластинами. Заявления, цены и всё виденное на Drupa были впечатляющими. Но хотелось бы практических доказательств, чего можно ожидать не ранее конца года.

На Drupa-2008 мы увидим и термальные системы, но, в отличие от 1997 г., они не будут определяющими в развитии техники CtP. Термотехнологии найдут прекрасную нишу в области VLF, а также на некоторых 4- и 8-полосных рынках.

Это и есть важный стратегический поворот, который был почти (но только почти!) незаметно продемонстрирован на Drupa.

Об авторе: Михаэль Миттельхаус (www.mittelhaus.com), независимый консультант в области допечатной подготовки.


Наш комментарий

Мы приобрели право на публикацию статьи Михаэля Миттельхауса не потому, что разделяем все тезисы автора. Например, сомнительно появление в ближайшие два года серийной беспроцессной «фиолетовой» пластины. Вряд ли так скоро удастся создать лазеры достаточной мощности (напомним, что для термальных систем мощность лазеров достигает 40 Вт), да и важное маркетинговое преимущество «филетовых» CtP (дешёвый, массовый лазер) будет утеряно, ведь дальнейшее повышение мощности лазеров не будет востребовано рынком DVD-приводов. Результаты недавнего исследования Vantage Strategic Marketing также не добавляют оптимизма приверженцам «видимых» CtP.

Однако мы считаем эту публикацию заделом для дискуссии о последруповских перспективах CtP, особенно в самом массовом секторе — малом формате. Пишите нам на publish@publish.ru — самые интересные мнения будут опубликованы.


Результаты исследования развенчивают надежды сторонников систем CtP с источниками видимого света

Так назывался выпущенный в июле 2004 г. пресс-релиз аналитической компании Vantage Strategic Marketing (VSM). Фактически, это резюме 200-страничного отчёта Direct-to’ Technologies 2004 («Технологии прямого вывода и печати-2004»).

Эксперты VSM указывают: в прошлом году продажи термальных систем взлетели до 64% от общемировых продаж CtP, в результате инсталлированная база термальных машин выросла до 56%. Потребление термальных форм достигло 68% от общего объёма пластин для CtP.

Отчёт, в котором делается прогноз на ближайшие 5 лет, говорит: «Увеличение продаж систем с видимыми источниками в сектор малых форматов (в оригинале — to smaller end of the market. — Прим. пер.) происходило с упором на меньшую «стоимость владения». Но интенсивная ценовая конкуренция между набирающими силу поставщиками термальных пластин, скорее всего, обеспечит их меньшую стоимость по сравнению с «видимыми», даже с появлением в стане производителей последних компании KPG.

Убедить крупных потребителей CtP-пластин перейти на «видимые» системы вряд ли удастся, даже с учётом того, что стоимость обслуживания «видимых» CtP ниже термальных (в оригинале — «выше»; вероятно, ошибка. — Прим. пер.), что сомнительно.

Обе технологии взаимозаменяемы (во всяком случае, пока в этом будут заинтересованы основные поставщики систем, за исключением Creo), и это будет в стратегическом плане использоваться как инструмент продаж для расширения рыночной доли в определённых регионах. В отчёте также отмечается, что Creo вряд ли уступит рыночную долю без борьбы и постарается стать основным поставщиком термальных пластин.

Продажи «видимых» CtP-систем ежегодно будут увеличиваться и достигнут к 2008 г. 36-40% рынка, но накопленная инсталлированная база будет иметь перевес в пользу термальной технологии.

Эксперты VSM не предполагают, что CTcP станет основной технологией, для которой будут изготавливаться пластины. Хотя технически всё резонно, два ведущих поборника CTcP — basysPrint и Esko-Graphics — относительно небольшие игроки среди производителей CtP. А разрыв в ценах на традиционные и CtP-пластины должен существенно сократиться, что нивелирует некоторые достоинства CTcP. И последний фактор: CTcP не относится к сфере деловых интересов основных производителей пластин, влияющих на широкое внедрение технологии, поэтому уделом CTcP останутся нишевые рынки.

Струйные CtP, объявленные особенно перспективными для небольших компаний, также не поддерживаются ни одним из крупных производителей пластин, но этот сектор просто оставлен на откуп мелким игрокам. Достижение достойной прибыли для производителя и дистрибьютора при поставке недорогой струйной CtP и доходную работу её покупателя ещё предстоит доказать на практике. Другой фактор — качество. И здесь чаша весов может склониться в пользу недорогих струйных систем печати, которые, как демонстрировалось на Drupa-2002, вполне в состоянии выдавать «приемлемый» цвет, позволяя отказаться от привычного маршрута — CtP/офсет.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 43