Народная мудрость приравнивает один переезд к половине пожара. Достойно выйти из этого испытания удаётся не всем, тем более если речь идёт о типографии с её обширным хозяйством, включая габаритную и тяжёлую, но требующую исключительно бережного отношения печатную технику. Тем интереснее положительные примеры…
Александр Шнайдер пропал со страниц Publish. Весь год читатели были лишены его занимательных статей в именной рубрике «Стохастика». Причина уважительная: Александр был очень, очень занят — готовился к Переезду. К счастью, всё когда-нибудь кончается, и теперь генеральный директор «Типографии ,,Арес’’» может почти спокойно рассказывать о том, что было «до» и стало «после».
Почему. Причин переезда было несколько. Во-первых, часть производственных площадей (около 200 м2) и офис располагались в бизнес-центре «Даев-плаза», срок договора истекал в конце года. Площади были дороги, их не хватало, а перспектив расширения здесь не было. Во-вторых, ещё один цех типографии размещался в районе м. «Авиамоторная». Удалённость филиала не лучшим образом сказывалась на организации бизнес- и техпроцессов. Часть функций приходилось дублировать, перевозки и переезды отнимали время и деньги. «Я уверен, что сейчас, даже если занимаешься оперативной полиграфией, иметь офис в центре не обязательно, — считает Шнайдер. — Серьёзные клиенты всё равно к вам не поедут, хоть обоснуйся на Красной площади. Расположение офиса уже не основной фактор для привлечения заказчиков, на которых мы рассчитываем». Да и аренда площадей в центре бешено дорожает.
Проблемы были и на другой площадке, где изначально отсутствовала часть необходимой инфраструктуры, а арендодатели не считали нужным вкладывать средства в её развитие, зато исправно повышали цену.
Оценив ситуацию, Александр и его партнёры в конце 2003 г. приняли решение о переезде типографии на новое место.
Где. Прежде всего, сформулировали требования к помещению. Поскольку бюджет всего «мероприятия» в любом случае не должен был превысить разумной суммы 60-80 тыс. долл., рассматривались только варианты аренды, а не покупки здания.
Итак, площадь не менее 700-800 м2, что позволило бы не только разместить всё оборудование (допечатное, печатное и послепечатное), склад, офисы для менеджеров, переговорную и пр., но оставить некоторый запас на перспективу. Расположение — в пределах черты города, желательно внутри или вблизи третьего транспортного кольца. Загород был сразу отброшен как неприемлемый: транспортную проблему пришлось бы решать не только для клиентов, но и для персонала в ущерб оперативности и чёткости работы. Александр дорожит сотрудниками (текучесть кадров в типографии очень невелика) и опасался, что не все согласятся на далёкие поездки. К тому же при таких площадях выигрыш в стоимости аренды не столь существенен, учитывая необходимость дублирования некоторых участков (например, склада готовой продукции).
Инфраструктура — помещение должно быть оснащено всем необходимым для работы типографии (удобные подъезды и место для стоянки, прочный пол для тяжёлого оборудования, системы вентиляции, кондиционирования и пожаротушения и т. д.). Впрочем, готовое помещение, удовлетворяющее всем критериям, только снится; важно, чтобы недостающее реально восполнилось в процессе ремонта.
Искали широко, максимально используя все способы (риэлтерские агентства, специализированные издания, Интернет) и даже лично разъезжая по перспективным районам. Как оказалось, последний способ — самый эффективный.
Главная проблема агентств, объявлениями которых заполнено до 90% газет по недвижимости, — ориентация на продавца. Они не в состоянии обеспечить подбор реальных вариантов производственных помещений по критериям, выходящим за рамки стандартных «площадь, этажность etc.».
Стоимость в Москве аренды помещений, стандартно классифицируемых типами А и B, — от 400 до 800 долл. за 1 м2 в год. Это современные, полностью оснащённые офисы высокого класса. Для размещения производства они не предназначены, да и цену ни одной типографии не потянуть. Более приемлемы типы C и D (от 100 до 250 долл. за 1 м2 в год), но требуют дополнительного ремонта.
Главное, по мнению Шнайдера, чтобы арендодатели были людьми серьёзными, понимали необходимость инвестиций в инфраструктуру и были готовы к длительным отношениям. Увы, чаще они почему-то предпочитают заключать краткосрочные договоры, не гарантируя сохранения стоимости аренды в случае её продления. Да и юридическая сторона вопроса не позволяет спокойно смотреть в будущее — предлагаются разные «хитрые» схемы (включая и оплату), по которым никакой ответственности за нарушения условий сделки никто не несёт.
После трёх месяцев поисков остановились на площадях ОАО «Контакт» в районе м. «Волгоградский проспект». Совершенно разрушенная территория бывшего завода «Клейтук», благодаря энергии и деятельности новых хозяев, быстро восстанавливается и на глазах обретает привлекательность для размещения производственных площадей. Кстати, помимо «Арес», сюда уже переехали три типографии, и одна готовится.
Как. Естественно, на новом месте необходимо делать ремонт. Оглядываясь назад, Александр настоятельно рекомендует заниматься этим важным делом самим, не поручая арендодателю. К сожалению, из-за жёстких сроков и текущего бюджета пришлось прибегнуть к его услугам и, сэкономив на первоначальных вложениях в ремонт, согласиться с последующим повышением арендной платы и пойти на другие компромиссы.
Когда типографии пришло время уходить из «Даев-плаза», на новом месте было готово не всё… Вспоминая день «X», Шнайдер признаёт, что это был самый тяжёлый момент переезда: «Дело даже не в том, что мы устанавливали оборудование в не полностью готовое помещение; я боялся, что из-за банальных бытовых неурядиц оргпериода люди уйдут. К счастью, этого не случилось — мы не потеряли никого!» Перерыв в работе типографии составил 10 дней, а не будь задержек с окончанием ремонта, уложились бы в один. Сам переезд занял всего 3 дня.
Тонкий момент — перевозка и запуск полиграфического оборудования на новом месте. Для этого лучше воспользоваться услугами профессионалов. Есть бригады, специализирующиеся на перевозке: они заранее приезжают на старое и новое места, оценивают масштаб «бедствия», выдают рекомендации по демонтажу с учётом особенностей машин. Существуют и специалисты по инсталляции и запуску. Понятно, что услуги дороги, но они того стоят.
Увеличение производственных площадей позволило решить ещё одну задачу — обновление и расширение парка оборудования. На новом месте «Типография «Арес»» установила и запустила печатную машину Komori Lithrone 420, ввела в действие уйму послепечатного оборудования. На старом сделать это было невозможно: места не хватало, и в условиях раздельных производственных участков эффективность оборудования была бы значительно ниже.
Последствия. Обсуждая достоинства и недостатки нового места, Александр замечает: «Хотя это кажется иррациональным, но, если в типографии всё организовать технологически правильно, клиент обязательно это оценит, даже при отсутствии каких-то громких маркетинговых шагов. Верно и обратное: никакой маркетинг не компенсирует огрехов в организации производства». При всей затратности, переезд для «Типографии ’’Арес’’» оказался существенным шагом вперёд — теперь остаётся только работать.