101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Звёздный час "Омега-Принт"

  • Елена Демьянова
  • 3 февраля 2005 г.
  • 4742

В ноябре прошлого года завершился первый национальный полиграфический конкурс «Мэтр полиграфии». Несмотря на кажущуюся развлекательность, это важная веха в развитии отечественной печатной индустрии. Ни для кого не секрет, что одна из её проблем — разобщённость: представителям полиграфических предприятий давно пора осознать себя как группу производителей печатной продукции, имеющую единые цели и стратегии развития. Так будет намного легче решать глобальные задачи, стоящие перед полиграфией. И нам кажется, что конкурс — одно из лучших средств для сплочения индустрии. А уж с тем, что он показывает уровень развития технологий, устанавливает стандарты в отрасли и знакомит публику с достойнейшими производителями, никто не поспорит.

Publish представляет героев конкурса: в 2005 г. вы найдёте на наших страницах рассказы о победителях и призёрах, настоящих, признанных мэтрах полиграфии. Начнём с типографии «Омега-Принт» (Ростов-на-Дону), получившей Гран-при и приз в номинации «За лучшее полиграфическое исполнение». На конкурс «Омега-Принт» представила своё корпоративное издание, которое язык не поворачивается назвать буклетом. Когда берёшь в руки это чудо полиграфического искусства, становится понятно, почему образец, представленный на конкурс, быстро исчез — видимо, присвоили любители прекрасного. Их можно понять, хотя и нельзя простить…

«Мы уже несколько лет успешно участвуем во многих региональных конкурсах. Нам нравится возможность показать себя и атмосфера праздника, присущая подобным мероприятиям, — рассказывает Андрей Ютишев, генеральный директор типографии и идейный вдохновитель создания буклета. — Давно хотелось получить признание и на всероссийском уровне. В «Гейдельберг-клуб» мы вступили год назад и много знали о конкурсе. Участие в нём было для нас само собой разумеющимся».

Идея создания буклета о предприятии и его техническом потенциале возникла ещё пару лет назад; был издан первый вариант. Через год в «Омеге» решили обновить презентационный продукт, и тогда родился на свет второй вариант, который по идее координатора проекта, менеджера по продажам Галины Некрасовой, представляет собой своеобразное портфолио возможностей типографии. Галина стала и автором текста.

Ютишев вспоминает: «Желание подготовить к конкурсу выдающуюся работу было, но, как всегда, текущие заказы не давали свободы. В конце концов, Наталья Чумакова (начальник производства) пришла ко мне и сказала: «Надо делать!» И пообещала: как только будет готов макет, её коллектив сделает всё в кратчайшие сроки». Так что буклет-победитель был создан с энтузиазмом и энергией и в такие сроки, что их даже называть не хочется: «Всё равно не поверят», — считает Вячеслав Яловой, руководитель производства.

Но вернёмся к самому буклету. При подсчёте листов и страниц в редакции возникли сложности — настолько затейлива его конструкция. Это своеобразная книга в двух переплётах: первый (внутренний) — мягкий, похож на обложку, но скреплён с блоком форзацами. Правда, всё это можно заметить лишь при детальном осмотре — обложка и форзацы являются полноправными участниками содержимого и, на первый взгляд, принадлежат блоку. Тетради сшиты на ниткошвейной машине. Вся эта конструкция последней страницей обложки присоединена к уже «настоящему», твёрдому переплёту. Переплётная крышка типа 7 (цельнокрытая) собрана командой Натальи Андрияненко, руководителя переплётного участка, на послепечатном оборудовании итальянской фирмы Zechini (рис. 2).

Рис. 2. Блок с форзацами окантован и вставлен в переплётную крышку

Результат работы арт-директора Аркадия Шевченко, автора дизайна буклета — по-минималистски стильная, но с фантазией выполненная обложка. Сюжет (набережная Ростова) отрастрирован гравюрным растром. Технологию изготовления простой не назовёшь. Белая бумага, тонированная офсетным способом серебряной краской, ламинировалась матовой плёнкой. Затем — внимание! — ноу-хау «Омеги»: трафаретная печать серебристой краской более тёмного оттенка с использованием принципов Брайлевской печати. Даже на тонких линиях чувствуется субтекстура; объёмны и сами линии, они дают ощущение исключительности и весомости изделия. «Для рекламной продукции очень важно, чтобы она «задевала» даже на ощупь, — считает Ютишев. — Размер микроячеек при использовании такой необычной технологии можно увеличивать и уменьшать; поддаётся регулировке и объёмность, «высота» элементов над поверхностью материала».

Рис. 1. Смена картинки происходит по принципу жалюзи

На свободном форзаце переплёта размещена интересная «игрушка»: своеобразное окошко с «жалюзи», изменяющее содержание при их движении. Принцип работы похож на устройство рекламных щитов из переворачивающихся треугольных конусов. Только здесь два разных сюжета отпечатаны на картоне, порезанном на полоски (рис. 1). Для смены картинки нужно потянуть за клапан, расположенный сверху всей конструкции. Идея принадлежит работнику послепечатного отдела «Омеги», и теперь типография предлагает этот вариант оформления клиентам.

При печати самого содержимого буклета также использованы два способа печати: офсет (на печатных машинах Heidelberg Speedmaster 74-4 и 52-4) и трафарет. Причём в такой, казалось бы, привычной теме, как офсетная печать, специалисты из «Омеги» тоже нашли источник вдохновения. На некоторых страницах препресс-инженер Алексей Зацаринный использовал гибридное растрирование — смесь стохастического и традиционного растров. А для демонстрации возможностей печати с помощью нестандартного цветоделения один разворот напечатан в 8 красок; для сравнения здесь показана печать того же сюжета при использовании обычной триады. Результат — ярчайшие, насыщенные цвета (рис. 7).

Рис. 7. Наглядное сравнение печати в 4 и 8 красок

Правда, пока спрос на печать такого уровня невелик, и демонстрация печати hi-fi — скорее, призыв воспользоваться ею. «В Ростове-на-Дону количество профессиональных фотографов, которым могло бы понадобиться исполнение высочайшего качества, невелико, — объясняет Ютишев. — Но мы надеемся, что участие в конкурсе привлечёт внимание требовательных заказчиков».

Своей эффектностью буклет во многом обязан именно активному использованию трафаретной печати: здесь постарался Михаил Иващенко, руководитель трафаретного участка и его подчинённые. Незаменимой оказалась печатная машина SPS Vitessa Classic со сложной комбинированной туннельной сушкой. Именно благодаря этому 12-метровому устройству с ИК-, УФ- и сушкой холодным воздухом, можно за один прогон достигать впечатляющего объёма и рельефа печати. Скорость печати на производстве — 4000 отт./ч.

Рис. 4. Выборочное лакирование тонких линий (имитация струй дождя) с точной приводкой для трафаретной печатной машины SPS Vitessa не проблема

Что касается лакирования, создатели постарались показать потенциальным заказчикам все его возможности. Страницы оформлены выборочным лакированием с использованием глянцевых и матовых лаков, которые наносились толстым слоем для создания эффекта бархатистости. Использованы и некоторые интересные варианты лакирования. А на одной из страниц и вовсе идёт объёмный и даже «мокрый» на вид дождь (рис. 4).

Выборочное лакирование тонких линий (например, капли дождя) и даже букв выполнено с высокой точностью — Vitessa обеспечивает хорошее совмещение.

Рис. 3. Для создания объёма подойдёт элемент, вырезанный из картона

А на последних страницах глаза просто разбегаются от разнообразия эффектов. Здесь и блинтовое тиснение с выборочным лакированием, и тиснение фольгой, и всё вышеперечисленное сразу. Если объёма, созданного тиснением, мало, «Омега» предлагает использовать хитрость, которая, впрочем, требует ручного труда: для создания рельефа использован кусочек картона, запечатанный в соответствии с мотивом изображения и наклеенный на него в нужном месте (рис. 3). Последняя тетрадь содержит лист из плотной бумаги, на развороте которой — банки всевозможных красок и лаков. Посмотреть и пощупать можно металлизированные и голографические краски, толстый-толстый слой прозрачного лака. Здесь же и некоторые спецэффекты: вспенивающаяся краска и лак, при высыхании образующий жёсткую поверхность (нанесённый через крупную сетку он и вовсе образует поверхность, похожую на наждачную бумагу). А кружок апельсина можно и понюхать — и узнать о многогранных возможностях ароматизированных красок (рис. 5).

Рис. 5. Демонстрация красок-металлик, лаков и красок со спецэффектом

На третьей странице обложки, приклеенной к крышке, ещё одна игрушка: «вечный» календарь до 2100 г. в виде двух вращающихся дисков, оформленный золотистой металлизированной краской (рис. 6).

«Мы создавали буклет, чтобы показать наши достижения, как технические, так и дизайнерские. Очень радостно, что работа оказалась актуальной», — признаётся Ютишев.

Рис. 6. Календарь на век вперёд

В следующем номере мы представим работу типографии «Знак», завоевавшую II место.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38