Мы продолжаем рассказывать о победителях первого национального полиграфического конкурса «Мэтр полиграфии». Второе место досталось московской типографии «Знак» — производителю высококачественной этикеточной продукции.
Живые этикетки
Обложка оформлена лаконично: тиснение по картону цвета синий металлик |
Тогда и появилась идея каталога с романтичным названием «Живые этикетки». Он должен был компактно показать возможности типографии, представить бренды, доверяющие качеству исполнения, используемое оборудование и материалы. На страницах буклета решили представить лучшие этикетки, отпечатанные в типографии, «один в один» — от размеров до красочности и отделки. «Задумка была настолько глобальной, что на реализацию проекта ушло несколько месяцев», — вспоминает Рыкунов.
Каждая страница проложена листом тонированной кальки с «окошком» для этикетки |
Буклет вышел тиражом 500 экземпляров после кропотливой работы каждого отдела типографии. Дизайнер Виталий Сенновский чрезвычайно доволен: «Мне кажется, нам удалось создать единую стильную вещь». Несмотря на всю сложность задачи создания единого ансамбля из самостоятельных продуктов, следует признать: лаконичный буклет отлично демонстрирует высокое качество «Знака». Этикетки расположены просторно: по одной на странице. Перед каждой лист кальки, запечатанный синей краской так, что остаётся лишь «окошко» по форме следующей этикетки и информация о технологии её изготовления. «Это своеобразный театр одной картины», — так романтично отзывается о творении Вячеслав Колмак, начальник отдела.
Как рождается чудо
Большие площади красивого материала действуют на зрителя |
Разумеется, все образцы были отпечатаны заново и прошли ровно ту же технологическую цепочку, что и «оригинальные», украсившие бутылки водок, коньяков, вин и наливок. Для этого заново изготовили все штампы и клише. «Всё по-настоящему, — говорит Колмак. — Использованы оригинальные смесевые краски, те же бумаги и материалы». Что же удивляться срокам изготовления — работа и впрямь объёмная. О качестве и вдумчивом отношении может сказать и стоимость буклета: каждый экземпляр создатели оценивают в 20 долл.
Допечатные процессы, по словам Сенновского, стандартны: «Новизна печатного продукта — чаще всего заслуга дизайнера. Главное — это сработанность, знание тонких моментов, опыт и умение». Использование материала, на котором выполнена этикетка, в таком большом объёме (ведь страницы каталога и состоят из «тиражной» бумаги) — тоже осознанный приём. «Так мы задействуем тактильные ощущения, осязание красивого материала. Большие площади специальной бумаги действуют на зрителя», — объясняет он.
«Живые этикетки» увидели свет на выставке «Этикетка-2002». А когда в «Знаке» услышали про «Мэтр полиграфии», сразу поняли: будем участвовать, ведь буклет полностью соответствовал требованиям.
Печать — дело тонкое
Гордость «Знака» — высокое и чёткое конгревное тиснение |
«Мы входим в ”Гейдельберг-клуб”, но буклет напечатан на машине MAN Roland, — рассказывает Колмак. — Было неожиданно и приятно, что работа оценивалась не по принципу, изготовлена она на оборудовании Heidelberg или нет». Сейчас в типографии установлен Speedmaster-74-2, но тогда этикетки печатались на 5-красочной машине MAN Roland 305 HL OB в один прогон. Гордость «Знака» — чёткое воспроизведение многочисленных мелких элементов, тонких линий и их точное совмещение.
Красота послепечати
Конгревное тиснение весьма активно используется в жанре этикетки |
Конгревное тиснение на тиснильной машине Kluge используется очень активно. Особого внимания заслуживает точность приводки: порой в объёме исполнены тончайшие линии, окантовки и буквы. И конечно, редкая этикетка обойдётся без тиснения фольгой — это своеобразная классика жанра. Поэтому стопцилиндровая машина Starfoil участвует в изготовлении почти каждого заказа. С её помощью производится не только тиснение разнообразной фольгой, но и конгревное тиснение, также любимое заказчиками. Многие этикетки могут похвастаться не только исполнением на дизайнерской бумаге, но и имитацией разных структур конгревом: это и ледовый узор на этикетке водки «Русский мороз», и имитация холста на вине «Мадонна с младенцем», и пшеничные колоски на «Смирновъ». Конгревом оформлена и обложка каталога, выполненная из притягательной дизайнерской бумаги: на структурной поверхности листов цвета синий металлик лаконично красуется логотип «Типография ”Знак”, Москва».
Этикетки в форме
Наравне с этикетками простой прямоугольной формы популярны и затейливые варианты, требующие сложной вырубки |
Но этикетка была бы скучна, оставаясь простым прямоугольником, пусть даже украшенным фольгой и конгревным тиснением. Добрая половина современных этикеток имеют сложную форму, для создания которой потребуется специальное высекальное оборудование. В «Знаке» — автомат Busch. Но и классическая форма «без затей» продолжает пользоваться популярностью: для определённых брендов она служит залогом узнаваемости (взять хотя бы «Гжелку»!), а для других — частью осознанно лаконичного стиля (как для вина «LeSolo»). Изготовление таких этикеток несколько проще: их разрезают на резательной машине Wohlenberg 115.
Неповторимая моя…
У каждой этикетки не только неповторимый дизайн, но и своя технология изготовления. Этикетки водки «Смирновъ» и «Гжелка», коньяка «Московский» покрыты спиртостойким лаком. Блеск этикеток «Столичной Cristall» достигается нанесением УФ-лака. А к «Русскому морозу», наоборот, больше подошёл лак матовый, как иней. Российский триколор, развевающийся за бравым Петром I на этикетке водки «Виват, Россия!», и вовсе как живой: каждая складочка объёмна за счёт высокого и чёткого конгревного тиснения. Не так-то просто воспроизвести фирменные цвета на специальных металлизированных бумагах, как для шампанского «Надежда» и водки «40 карат».
Простор для фантазии достаточный, и это касается не только чисто дизайнерских средств, но и технологий. Эту истину в «Знаке» усвоили на «отлично», а доведя качество технического исполнения до высшего уровня, привлекли самых требовательных заказчиков. Нам же остаётся только радоваться, что продукты на полках магазинов становятся всё привлекательнее — и пожелать типографии и дальше держать «знаковое» качество!
Немного истории
Участники беседы: Антон Камышанов, Виталий Сенновский, Вячеслав Колмак, Роман Рыкунов. |
Типография ведёт историю с 1999 г., когда ООО «Знак», производитель государственных регистрационных знаков, открыло современное полиграфическое производство с печатными машинами MAN Roland, резальным оборудованием Wohlenberg, послепечатным оборудованием Lombardi, Bush, Kluge и др.
Своё место на рынке полиграфии «Знак» видит чётко: высококлассная, элитная этикетка, в основном для ликёро-водочной продукции. Среди постоянных клиентов такие бренды, как «Смирновъ», московские заводы «Кристалл», винно-коньячный «КиН», шампанских вин «Корнет» и многие другие.
«В первый год происходило становление, мы искали заказы и загружали оборудование, — рассказывает Роман Рыкунов, начальник производства. — За второй год типография вошла в рынок как производитель элитной этикетки».
Несмотря на относительно молодой возраст, типография прочно заняла позиции одного из ведущих производителей этикетки, а её продукция уже не раз удостаивалась различных наград. Уже в 2002 г. фирма достигла того уровня самосознания, на котором хочется показать свои работы. «Как-то мы посчитали, что полосы из наших этикеток хватит на то, чтобы три раза обернуть Землю по экватору», — вспоминает Антон Камышанов, начальник отдела маркетинга. Разве это не повод отпраздновать?