Выпуск этикеточной и упаковочной продукции — ёмкий и динамичный сегмент рынка полиграфических услуг, где активно применяются практически все виды печати: офсетная, флексографская, глубокая, высокая, трафаретная, цифровая. И хотя большинство концентрируются на одной из них, есть любопытные примеры технологического симбиоза.
Среди удобств обслуживания Nilpeter FA-3300 — сенсорный пульт управления |
Такова офсетная типография «Знак», где в апреле текущего года была установлена узкорулонная (330 мм) 8-красочная флексографская машина Nilpeter FA-3300. Компанию ей составили контрольно-перемоточная Rotoflex на 14 «ручьёв» и машина для горячего тиснения Newfoil 5500. Побывать здесь нам удалось при содействии эксклюзивного дистрибьютора Nilpeter в России компании «Итрако».
Как рассказал Виктор Кравченко, заместитель директора объединения «Знак» (в составе холдинга 4 типографии), была поставлена задача предоставления заказчику комплексных услуг при выпуске элитной этикетки. Роль флексографского подразделения — производство сложной рулонной этикетки из самоклеящихся бумажных, металлизированных и плёночных материалов.
Технолог Сергей Котов отметил, что за прошедшие полгода машина успешно показала себя при работе с полиэтиленовой и полипропиленовой плёнками, фольгой до 30 мкм толщиной, суперпрозрачной плёнкой, недавно появившимися материалами для микроконгрева. Очень помогает точно регулируемая секция «ввода полотна» — величина натяжения точно задаётся печатником в ньютонах. Аналогичные регулировки стола равнения решают проблемы при работе с неровно нарезанными рулонами.
В комплекте работающей на УФ-красках машины — три съёмных трафаретных модуля Stork (ставятся вместо любой печатной секции), передвижной модуль холодного тиснения/ламинации, лаковая секция, три действующих слота ротационной высечки. Поскольку рабочий вал на устройстве размотки один, для задач ламинации была приобретена дублирующая станция размотки. Закуплен модуль конгрева и блок реверса полотна, позволяющие запечатывать оборотную сторону материалов. Последнее, подчеркнул начальник отдела флексографской продукции Кирилл Суровенков, поможет освоить выпуск многослойной этикетки — всё более востребованной на рынке, в т. ч. в парфюмерной и нефтяной промышленности.
Для удовлетворения заказов «капризных» клиентов и повышения конкурентоспособности планируется дооснастить машину двумя печатными секциями, приобрести два модуля трафаретной печати. Одна из важных характеристик — мощные, по 5 кВт (160 Вт/см), УФ-сушки GEW VCP с пневматическим приводом шторок. Что, рассказал Котов, исключает, как это бывает в альтернативных конструкциях, выход сушки из строя по причине попадания полимеризовавшейся краски на механические части. Напротив каждой сушильной камеры — вал водяного охлаждения полотна и система аварийного воздушного охлаждения при экстренной остановке машины.
Ключевая особенность — автоматическая продольная приводка полотна по мастер-метке, экспонируемой на одну из рабочих печатных форм (в т. ч. трафаретную). Котов объяснил, что приводка осуществляется с помощью независимых фотодатчиков, расположенных на каждой секции. Встроенное ПО определяет цвет метки, после чего зажигается контрольный светодиод нужного цвета (для чёрной метки — синего, для красной — зелёного и т. п.).
Фотодатчик автоматизированной продольной приводки полотна контролирует след мастер-метки, которая может находиться на любой из восьми печатных форм машины Nilpeter FA-3300 |
Возможен контроль меток из наносимой холодным тиснением фольги. Успешно распознаются, подчеркнул Котов, метки белого цвета на суперпрозрачной плёнке. Второй плюс — повторное запечатывание рулона, также здесь практикуемое.
Отсутствие в машине модуля горячего тиснения Суровенков объясняет так: «Характеристики недавно появившейся фольги холодного тиснения с повышенной адгезией обеспечивают результаты, не уступающие горячему. Устанавливаемый на машину "горячий" модуль будет экономически выгоден при печати тиражей свыше 1 млн этикеток. Пока нас устраивает Newfoil 5500, оснащённая двумя "горячими" и одной "холодной" головками, разумеется, менее производительными, чем ротационный модуль в линию, но использующими дешёвую оснастку: цена самого дорогого клише не поднимается выше 150 долл. А стоимость цилиндра для горячего тиснения – 2-2,5 тыс. долл. Практикуемые тиражи 200-300 тыс. этикеток оптимальны для Newfoil. Хотя не исключаем покупки модуля горячего тиснения — при получении соответствующих запросов от клиентов».
«Тем более, — продолжает Кравченко, — холдинг располагает собственными деньгами и не нуждается в кредитах. А скорый переезд в новое здание подразумевает дальнейшее расширение флексографского производства».
Секция ввода (настройки натяжения) полотна формирует зону контролируемого натяжения совместно с парой приводных контактных валиков (nip rollers) |
Характеристики и конфигурация приобретённой машины позволяют не ограничиваться малыми тиражами. Как подчеркнул Суровенков, заказы объёмом менее 100-200 тыс. стандартных этикеток (100х80 мм) невыгодны. Разумеется, практикуются пробные тиражи, позволяющие типографии и клиенту оценить уровень будущего исполнения. Один из них был изготовлен совсем недавно, и, как говорит Котов, в ближайшее время ожидается заключение контракта на ежемесячные тиражи длиной по 17-20 км.
Контроль качества продукции в типографии жёсткий. На рабочем месте печатника — спектрофотометр, с помощью которого выполняются контрольные замеры. Допустимое отклонение — 3 DE. На участке допечатной подготовки — цифровая цветопроба на основе широкоформатного плоттера Hewlett-Packard.
Рабочий процесс — на базе заказываемых цифровых форм флексографской печати, трафаретные делают сами, располагая полностью оборудованным фирменным производством по смывке сеток, нанесению эмульсии и экспонированию. Как отметил Котов, преимущество форм Stork – в многоразовом использовании (до 10-ти полноценных смывок, ресурс 60 км). «Конечно, — говорит он, — при одноразовых работах получается немного дороже, чем в конкурирующей технологии Gallus, но при повторных заказах экономия доходит до 20%. Каждый постоянный клиент имеет свою трафаретную форму, с которой регулярно печатается его заказ».
Успешно решается ключевой для типографий кадровый вопрос. Первые печатники — с 5-7 летним опытом работы на флексографском оборудовании различного класса, «вторые номера» — c 2-3-летним опытом. Карьерный рост поощряется на любом уровне занятости.
Как рассказал Кравченко, лучшая монтажистка трафаретных форм начинала с должности укладчицы. А молодому парню, принимаемому на должность вспомогательного рабочего, например, говорят: «Присматривайся к работе перемотчика — через некоторое время будешь оператором». Большинство рабочих одновременно учится в полиграфических учебных заведениях.
Грамотные кадры позволяют быстрее осваивать сложную технику, максимально задействовать её возможности. Пока предельная скорость при печати «полноцвета» — 100 м/мин. «Но, — говорит Котов, — мы ищем альтернативные краски, позволяющие выйти на большую производительность (механическая скорость машины — 175 м/мин). Ведутся работы по повышению качества растровой печати, для чего планируется закупка анилоксов с линиатурой 500 лин./см, что позволит приблизиться к воспроизведению линиатур высокой печати. По остальным показателям (скорость, стоимость оттиска, цветопередача) мы уже её обошли». Очень помогает тонкая настройка машины. Например, ручная регулировка зазора между анилоксом и печатной формой, как подчеркнул технолог, незаменимая при печати мелких растров и помогающая избавиться от полошения.
Проект холдинга «Знак» был и остаётся сложным и по технике, и по технологии. Первый разговор состоялся в рамках одной из российских выставок с показа образца многослойной этикетки зарубежного производства. До сдачи оборудования в эксплуатацию прошло два неполных года, за которые не только выкристаллизовалась идея построения машины, но и разработаны с чистого листа некоторые опции. Прошла всесторонняя оценка предполагаемых технологических особенностей изготовления планируемой продукции (кроме обычных этикеток, были заказы на сложные комбинационные и композитные виды). Надо отдать должное специалистам холдинга, машина была скомплектована не как самое оптимальное решение по цене, и выбрана не как самая «навороченная» в своём сегменте — все варианты опций и устройств были оценены с точки зрения предоставляемых выгод, возможных проблем, конечно же, стоимости и окупаемости. Достойно комплекс оборудования был встречен и на производстве: отдельное помещение с полным контролем климатических условий, всеми необходимыми для обслуживания приспособлениями — это, как ни странно, редкость в наше время. Комплексный подход позволил в кратчайшие сроки установить и запустить в производство весьма сложный технологичный комплекс оборудования, рассчитанный на производство простой этикетки на экономически выгодном уровне и предлагающий, безусловно, более дорогую, сложную в исполнении, но способную удовлетворить все фантазии и ожидания потребителя продукцию. Результат мы видим: коллектив профессионалов и высококлассное оборудование позволили в кратчайшие сроки загрузить производство и выйти на должный уровень производительности и качества. Остаётся лишь пожелать «Знаку» успехов в работе и ещё раз порадоваться за них или позавидовать — кому как… — Антон Чазов, проект-менеджер компании «Итрако»