В прошлом номере мы обсуждали типичные ошибки при выборе вариантов вводного обучения персонала на новом полиграфическом оборудовании. Теперь поговорим о том, как лучше их избежать.
К началу обучения необходимо:
- закончить в помещении ремонтные и отделочные работы;
- не проводить никаких других работ и не допускать присутствия лиц, не участвующих в обучении;
- поддерживать температуру 17–25 °С и относительную влажность 40–80%;
- установить хорошее общее освещение (мощность верхних светильников дневного света — не менее 15 Вт на 1 м2);
- инструктору — полностью отрегулировать и проверить машину;
- освободить обучаемых от других работ;
- обеспечить учебный тираж (не менее 1000 листов);
- заготовить в достаточном количестве бумагу и другие расходные материалы заранее оговорённых с инструктором сортов.
Руководитель типографии должен сразу решить, за что он платит: за процесс или результат? Первое удобно для составления и контроля исполнения договора, но, чему научится сотрудник, непонятно. Второе сложно формализовать, поэтому на этапе согласования контракта нужно сформулировать, что считать результатом, в каком объёме проводится обучение и как принимается работа.
Рекомендую следующее. Программа обучения строится на «Руководстве оператора», которым обязательно снабжена любая печатная машина. То есть в том объёме, который сам производитель считает достаточным для работы на ней. В ходе обучения инструктор руководствуется т. н. контрольным листом — подробным перечнем вопросов, которые обязан объяснить печатнику и разобрать на практике. Каждому пункту уделяется столько времени, сколько потребуется для полного уяснения. Когда у печатника иссякают вопросы по данному пункту, он должен подписаться под этой строчкой. И так по всей программе обучения.
Что она должна включать?
- Практикум по всем настройкам машины, как они описаны в «Руководстве».
- Практикум печати на специально подготовленных формах, позволяющих отдельно потренироваться в совмещении, регулировке баланса, регулировке цвета, многократных прогонах и т. п. Для этого не годятся фотоформы реальных тиражей заказчика, потому что на них могут встретиться сразу все проблемы или, наоборот, одна побочная, которая оттянет на себя всё время и внимание.
- Разбор сложных ситуаций (броски бумаги, эмульгирование краски, тенение, марашки и т. п.) и рекомендации по их разрешению. Для этого должно быть подготовлено достаточное количество бумаги и расходных материалов. Для экономии можно один и тот же лист гонять по несколько раз, по-разному ориентируя.
И лишь в конце обучения отпечатать показательный тираж для выявления способностей печатника. Цели просты: дать ему самому выполнить работу от начала до конца в присутствии инструктора; зафиксировать факт — после вводного обучения печатник на установленной машине способен самостоятельно добиваться требуемого качества.
К подбору изображения нужно подходить крайне осторожно. Типография связывает с первым самостоятельным тиражом большие надежды: директор лелеет мысль утереть носы конкурентам, новоиспёченные печатники жаждут показать своё творение семье. Поэтому выбирайте картинку, которая не «упадёт» из-за небольшого нарушения приладки или неравномерности краски. Однако красивые оттиски — только побочная цель учебной печати.
Главное — пусть печатник приноровится к машине и попрактикуется в основных элементах процесса: настройке на формат, приладке, регулировке краски, поддержании баланса, печати в несколько прогонов и с оборотом. И лучше, если он сразу будет делать это грамотно, по-современному — с использованием визуальных и аппаратных средств контроля. Поэтому учебные формы обязательно должны содержать достаточно приводочных меток и полный набор технологических полей: для замера плотностей красок денситометром, для контроля растискивания и баланса серого, индикаторы двоения и скольжения, поля контроля формного процесса. Очень важно, чтобы инструктор показал и объяснил, для чего служит каждое поле, как оно работает, как пользоваться шкалами. Печатники ведь консервативны: показали им при вводном обучении контроль плотности краски по смазыванию пальцем — они так и будут годами её смазывать (а новенький денситометр останется пылиться в шкафу).
Марсель Шарифуллин (marsel@variant.ru), руководитель отдела продаж компании «Вариант».