Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.
Давно известно, что секрет успеха современного производства лежит в максимальной автоматизации оборудования и производственных процессов, уменьшения т. н. человеческого фактора. Особенность нашего времени — уменьшении тиражей при одновременном увеличении количества выпускаемой печатной продукции. Современное оборудование, чтобы пользоваться спросом и быстрее окупаться, наряду с высокой производительностью, должно быть способно к быстрой переналадке при смене тиражей, чтобы производительность не падала при работе с короткими тиражами. Долгое время результаты в этом направлении были заметны лишь на допечатных и печатных участках. Однако сейчас и консервативные брошюровочно-переплётные процессы наконец становятся «цифровыми». Причём автоматизация касается не только оборудования, которое по простоте управления и обслуживания уже можно сравнивать с бытовой техникой, но и систем управления послепечатным производством предприятий. Брошюровочные и отделочные машины органично интегрируются в единый цифровой рабочий поток типографии (workflow). Прошедшая в феврале выставка Hunkeler Innovationdays показала успехи в этом направлении многих известных европейских и японских производителей полиграфического оборудования.
Формат JDF и брошюровочно-переплётное оборудование
Чтобы связать в единую информационную сеть весь процесс выполнения заказов в начале 2000-х годов был создан общеотраслевой формат компьютерных данных JDF (Job Definition Format) и интерфейс CIP4, позволяющий единообразно описывать информацию о настройках допечатного, печатного и послепечатного оборудования, а также передавать спецификацию продуктов, сведения о заказчиках, тиражах, сроках исполнения и все другие данные о заказах. Специальное ПО, базирующееся на этом формате, позволяет определять настройки для фальцевальных, подборочных, резальных и других послепечатных машин прямо из спусков полос и записывать все данные о заказе в единый массив, содержащий информацию об оснащении печатных машин, изображения сепараций с низким разрешением, характеристические кривые печатного процесса, контрольные шкалы, дополнительные метки для контроля совмещения и параметров резки листов, фальцовки и других операций послепечатной обработки и т. п. Для исключения ошибок дублирования данные хранятся на общем сервере предприятия, и все ответственные сотрудники (а иногда даже и клиенты) получают к нему доступ в соответствии с их полномочиями.
На базе JDF созданы автоматизированные системы управления производством, позволяющие организовать эффективный обмен данными между допечатным, печатным и послепечатным участками. Концепция таких АСУП предусматривает автоматическое составление графика всех рабочих процессов, отправления списков выполняемых заданий на каждую единицу оборудования, контроля состояния всех заказов и движения полуфабрикатов, находящихся в производстве в режиме реального времени. Каждый рабочий участок и современное оборудование от ведущих производителей оснащаются персональными компьютерами, способными принимать текущие задания в виде JDF-файлов и передавать информацию об изменённом статусе задания после её выполнения обратно на сервер. Эти файлы используются для автоматической настройки любого полиграфического оборудования под конкретные заказы.
С помощью новых технологий работа оператора в современной типографии становится схожей с работой кассира в супермаркете. Для обработки заказа ему теперь достаточно просто ввести его номер на пульте управления полиграфической машины либо считать штрихкод с обрабатываемого полуфабриката или технологической карты задания (Job Ticket) — листочка с информацией, перемещаемой с каждой тиражной стопой по технологической цепочке предприятия.
А современное автоматизированное оборудование (бумагорезальная, фальцевальная, листоподборочная, брошюровочная или другая машина) на своем дисплее или рядом стоящем компьютере отображает список заказов, стоящих в очереди на выполнение. Каждая стопа продукции или полуфабриката, находящаяся в цеху, с помощью штрихкода передаёт информацию об очередных операциях и оборудовании, которые ей предстоит пройти. Оператору достаточно просто просканировать стопу, загрузить её на подающий стапель соответствующей машины и снять готовую продукцию с выводного транспортера. Машина настроится на работу автоматически, продукция пройдёт входной и выходной контроль качества, а статус заказа изменится с учётом выполненной операции. Никакую операцию или заказ при таком подходе невозможно «забыть» или сделать неправильно, менеджеры (и, при необходимости, клиенты) видят всё происходящее на своих компьютерах в реальном времени.
Всё ещё работающие по старинке типографии с раздельным управлением допечатного, печатного и финишного участков могут значительно повысить эффективность за счёт комплексного взгляда на свой производственный процесс, особенно на его финишной части. Сфокусировавшись на улучшении показателей послепечатных процессов, можно сократить лишние операции, потери времени и материалов на всем предприятии в целом. Автоматизированные системы управления избавляют типографию от конфликта интересов разных участков и подстраивают допечать и печать под нужды всего производства.
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить следующие тенденции, реализуемые на практике в области брошюровочно-переплётных процессов:
внедрение комплексных цифровых систем управления производствами, характерных для IV промышленной революции, и универсальных форматов обмена данными, позволяющими взаимодействовать напрямую отдельным машинам между собой (и даже между машинами и полуфабрикатами), ведущими к значительному сокращению времени простоев и настроек оборудования;
расширение технологических возможностей оборудования и повышение степени её автоматизации, уменьшение влияния «человеческого фактора» на производстве;
активное внедрение поточных линий и гибких производственных систем c системами автоматического контроля качества, работающими в реальном времени. Полиграфические машины оснащены системами сканирования и анализа изображений продукции, и на каждом этапе автоматически отбраковывают некачественные изделия, не усугубляя степень брака лишними операциями (например, не сшивают в журнал чужие или перевёрнутые страницы);
расширение и улучшение сервисного обслуживания, в том числе дистанционного. Цифровое оборудование позволяет автоматически диагностировать все проблемные ситуации и дефектные узлы и давать понятные рекомендации оператору по оперативному решению или подключать сервисных специалистов поставщиков для удалённой диагностики через интернет.
Благодаря комплексной автоматизации типографии будущего будут работать как единый организм, оптимизируя все производственные процессы и выполняя с невиданной ранее эффективностью любые самые сложные тиражи продукции. АСУП будет следить за складскими остатками, строить очерёдность выполнения рабочих операций на каждой машине, сигнализировать заранее о проблемных ситуациях. И если сейчас большинство российских типографий безнадёжно отстало от западных коллег в рамках третьей (цифровой) промышленной революции, то у наиболее передовых из них появилась возможность «обойти всех на повороте», переключившись сразу на принципы четвёртой революции Print 4.0.