101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Генералы печатной карьеры *

  • Евгений Бутман
  • 5 октября 2005 г.
  • 4140

Евгений БутманБеспрецедентное для российского полиграфического рынка событие — объединение «Апостроф-Принт» и «Х.Г.С.» — произошло летом и для многих оказалось как снег на голову. Момент для интервью с главным действующим лицом сделки Евгением Бутманом мы выбирали долго: хотелось получить самую свежую (и эксклюзивную) информацию, но ведь события такого масштаба не происходят за пару дней. Требовалось время, чтобы состоялись важные назначения и были приняты стратегические решения.

Даже самые невероятные происшествия впоследствии кажутся уже не столь необычными — к свершившемуся быстро привыкаешь. Мы знаем, что сделка состоялась, но не имеем представления, когда и для чего она задумывалась. Расскажите о предыстории и целях.

Объединение «Апостроф-Принт» и «Центр Х.Г.С.» — уникальное событие для российского полиграфического рынка, но мы уже имеем опыт подобных сделок и знаем, каких целей с их помощью добиваемся.

Напомню историю развития нашего полиграфического бизнеса. В марте 1998 г. открылась ориентированная на полиграфический сектор компания PrintHouse, в следующем году подписавшая соглашение с Ryobi, спустя ещё год превратившееся в эксклюзивное. В 2001 г. сферы деятельности разделились — была открыта компания «PrintHouse Оборудование», в ведение которой отошли поставка и обслуживание печатной и послепечатной техники. «PrintHouse Расходные материалы» сосредоточилась на поставках расходников для типографий. В том же году была создана разветвлённая региональная сеть. В 2002 г. мы приобрели известную фирму «Апостроф», усилив позиции на рынке полиграфии. В конце 2002 г. объединили «Апостроф» и «PrintHouse Оборудование» — образовалась «Апостроф-Принт». К выставке «Росупак-2004» мы открыли компанию «Ориентал-Принт», выделив из «Апостроф-Принт» продажи оборудования азиатских производителей (Китай, Тайвань, Индия). Фирма работает в отдельной нише, для иных покупателей, предлагая решения экономического класса. Помимо прочего, занимается разнообразным оборудованием для производства упаковки.

Таким образом, к началу 2005 г. мы построили группу компаний, занимающихся продажей оборудования и материалов заказчикам, располагающим печатными машинами малого и среднего (50х70 см) форматов, а также продажей через «Ориентал-Принт» недорогих и простых в обслуживании индийских рулонных машин.

Но ещё с 2002 г. нам хотелось «замкнуть» вертикальную линейку. В освоенных секторах мы сталкиваемся с растущей конкуренцией. Есть лидеры, но в каждом секторе разные. Единственная компания, имеющая полный набор решений, сверху донизу, включая допечатные, а также активно развивающая направление расходных материалов, — это Heidelberg. Мы ставили задачу создать компанию, которая стала бы полноценным и полновесным конкурентом Heidelberg.

Мощным стимулом было и то, что именно со стороны этой компании мы ощущали серьёзную конкуренцию практически по всем направлениям — от поставки машин Ryobi до препресса. Кстати, по препрессу в прошлом году нам удалось найти оптимального партнёра — решения от Screen (в первую очередь — CTP) весьма конкурентоспособны и замечательны тем, что охватывают все интересующие нас форматы в коммерческой и газетной печати. Эта договорённость стала стратегическим заделом, поскольку теперь мы могли спокойно планировать экспансию в крупный формат по печатной технике.

Это значит, что всё произошедшее планировалось ещё в 2004 г.?

То, как это произошло, — нет. Но принципиально мы начали думать об этом и делать какие-то шаги даже раньше. Например, не секрет, что у «Апострофа» был короткий период сотрудничества с KBA. Рассматривались и другие варианты.

Хорошей новостью для нас стал выпуск Ryobi полуформатных машин. За прошлый год была продана всего одна, а за 8 месяцев этого — уже 6. Наши планы реализовывались последовательно — вместе с Ryobi мы обживали этаж за этажом, постепенно увеличивая формат. Или, если говорить военным языком, делали карьеру, как настоящий служивый офицер — не прыгая через звания. Хотя теперь, наверное, после генерал-майора сразу получили генерал-полковника — настолько широка линейка нашего оборудования. […]

В чём заключался стратегический замысел?

За последние годы кардинальных изменений на рынке не было. В отдельных секторах наблюдается стагнация, в некоторых — даже снижение продаж. Например, мы прошли период высокого спроса на машины формата B3 (малоформатные). А сейчас их продаётся меньше, чем несколько лет назад. […] Ниша для машин B3 становится всё уже, а новый бизнес люди предпочитают начинать с половинного формата.

[…] Почему раньше старались начинать с B3? Опасались, что не смогут загрузить более производительную технику. Масштаб нынешнего рынка коммерческой полиграфии позволяет действовать смелее. […]

Но машины половинного формата вы получили. Что ещё ограничивало развитие вашего бизнеса?

У нас было несколько пробелов. Если наш бизнес по расходным материалам ориентировался, в основном, на средние и крупные типографии, то печатную и послепечатную технику мы поставляли в компании, ориентирующиеся на малый формат. […]

Мы располагали очень широким набором послепечатной техники от азиатских производителей, а спроса на неё не было — поскольку мы не работали с крупными типографиями, где это оборудование востребовано. […]

Таким образом, рассматривая все сдерживающие факторы, мы пришли к единственно возможному и логичному решению — закрыть эти пробелы, договорившись с производителем крупноформатной печатной техники.

Как была осуществлена сделка?

Произошёл обмен акциями между компаниями «Х.Г.С.» и «Апостроф-Принт». По сути — это объединение. Предполагается, что со временем линейка оборудования, предлагаемая обеими фирмами, будет объединена. Но это произойдёт не быстро — понадобится не менее двух лет, потому что мы будем очень тщательно и аккуратно подходить к решению всех вопросов. Нам понадобится много времени, чтобы внедрить отработанные элементы управления. […]

Мы люди прагматичные и стараемся не делать резких движений, которые могли бы повредить бизнесу, особенно на полиграфическом рынке, славящемся консерватизмом. Сейчас каждая из наших компаний имеет свой выстроенный за долгий срок бизнес, заказчиков и поставщиков, доверие которых зарабатывалось годами. Поэтому в обозримой перспективе компании будут сохранены. Самое важное, чтобы заказчики понимали: они имеют дело с группой, обладающей более мощным потенциалом и ресурсами (включая финансовые), чем до объединения компаний.

Что будет с людьми, руководившими «Х.Г.С.»? Какие кадровые изменения уже произошли?

Для нас ценны и значимы знания, опыт и наработанные связи акционеров и руководства компании. Они остаются в руководстве компании, будучи представлены в Совете директоров и Правлении. Оперативное же управление сосредоточено в руках нашей команды. Лично я по решению акционеров занял должность президента объединённой компании. Мы ввели должность исполнительного директора, им стал Илья Князев. Занимаемая им раньше должность генерального директора PrintHouse перешла к Сергею Белокрысенко.

Изменилось ли Ваше мнение о «Х.Г.С.» после того, как познакомились с ней изнутри?

Познакомившись поближе, я понял, что это уникальная компания. Я много лет наблюдал за ней, обсуждал её с другими участниками рынка. Приходилось слышать и нелестные отзывы: «устаревшие подходы, старомодная». Но по-настоящему оценить масштаб её интеллектуального потенциала можно, только поработав в компании. Думаю, если собрать лучших специалистов из всех (!) фирм, действующих на полиграфическом рынке, потенциал и сила такой «сборной» окажется слабее, чем у людей, работающих в «Х.Г.С.». Структура большинства компаний на нашем рынке схожа — коммерческий отдел с «довеском» разной степени тяжести в виде сервиса. Но такой глубины знания технологий, процессов, особенностей производства, кроме как в «Х.Г.С.», нет практически ни у кого! […]

Так что мы получили уникальный шанс: построить группу компаний, обладающую широчайшим набором продуктов для типографий, сочетающую элементы агрессивного маркетинга, чёткую структурную организацию и принципы финансового учёта с серьёзными возможностями по проектной работе и клиентским сервисам.

В результате сделки в руководство «Х.Г.С.» пришли люди из «Апострофа». Получается, прежние владельцы не смогли или не захотели продолжать вести бизнес самостоятельно? Говорит ли это об ошибках, допущенных предыдущим менеджментом?

Скорее, стоит говорить о том, что интересы основных акционеров «Х.Г.С.» сместились из сферы поставки полиграфического оборудования в другие области. Наши же интересы, равно как и стратегические планы, лежат как раз в этой сфере.

Кроме того, мы хотим произвести в «Х.Г.С.» ряд изменений организационного характера, касающихся управленческих процессов внутри фирмы, и задействовать все ресурсы группы.

Сейчас изменилась ситуация на рынке, усилилась конкуренция производителей. Требуется активный маркетинг, серьёзная организация продаж, сервиса, региональная работа — всё это есть в нашей группе, и на хорошем, профессиональном уровне.

Каковы теперь ваши перспективы в секторе рулонной офсетной печати?

Мы считаем, что рынок рулонного офсета растёт и будет расти. У MAN Roland на этом рынке в России безусловное первое место. На нас лежат серьёзные обязательства по сервису уже инсталлированных машин и продолжению работы по ещё нереализованным проектам. Здесь мы плотно контактируем с MAN Roland — московским представительством и головной компанией. Продажа рулонных машин осуществляется непосредственно MAN Roland при активном участии представительства и «Х.Г.С.». Есть ещё один положительный момент, который позволит нам комфортно чувствовать себя в этом секторе, — уход из него Heidelberg.

Участвовал ли MAN Roland в обсуждении и одобрении сделки по слиянию?

Да, мы обсуждали сделку с представителями MAN Roland и получили их согласие. Оно требовалось по условиям контракта между MAN Roland и «Х.Г.С.». Мы подтвердили обязательства компании, касающиеся продажи оборудования в России. Для этого посетили все три завода MAN Roland в Германии, встречались с руководством и производственниками, подробно обсудили все планы.

Сопоставимы ли нынешние кредитные возможности «Х.Г.С.» для заказчиков с теми, что предлагают конкуренты? Стали ли существенно больше возможности объединённой компании?

У «Х.Г.С.» серьёзные кредитные ресурсы, предоставляемые MAN Roland, плюс доступ к финансовым сервисам, которыми фирма располагает в Германии. С этой точки зрения, информация о существенно больших кредитных возможностях других производителей — миф. Другое дело, что «Х.Г.С.» и MAN Roland всегда отличались консерватизмом, не предоставляя рискованных кредитов. Это следствие ответственного подхода к делу — мы заинтересованы в том, чтобы клиент разумно вёл свои дела и мог зарабатывать деньги, не прибегая к сомнительным методам.

К сожалению, на российском рынке такую выверенную политику ведут не все поставщики. […]

Среди ваших акционеров — крупный холдинг «Ланит», выступающий инвестором на полиграфическом рынке. Это расширяет ваши возможности по финансированию и кредитованию?

Да, безусловно. Хотя на стадии переходного периода мы будем проявлять осторожность.


* Публикуется с сокращениями. С полной версией можно ознакомиться в газете выставки «Полиграфинтер-2005».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?

Биеннале «Золотая пчела»: откуда всё

2024 год — год 16-й Глобальной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Её президент Сергей Серов рассказывает, откуда появилась идея, как давно и с чего всё начиналось.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38