101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Не стреляйте в инженера!

  • Марсель Шарифуллин
  • 2 ноября 2005 г.
  • 5740
Марсель Шарифуллин

В предыдущих колонках мы обсуждали обучение персонала. Но есть ещё один важный компонент ввода печатного оборудования в эксплуатацию — тестирование офсетной машины. И новая, и восстановленная сразу после монтажа и пусконаладочных работ (но перед началом обучения персонала типографии) должны пройти функциональные тесты. Их проводят специалисты фирмы-поставщика, если машина поставлялась по договору с пусконаладочными работами, или технические специалисты типографии, если покупалась как есть (часто ещё на территории продавца, до покупки). После тестов машина возвращается на доводку (дальнейшую отладку и юстировку механизмов) либо начинается следующий этап инсталляции — обучение персонала и ввод её в эксплуатацию. На что обращать внимание при тестировании?

Внешний осмотр и дефектация узлов | Внимательно оцените состояние б/у машины. Обратите внимание на год выпуска, пробег и серийный номер. Если табличка с годом выпуска отсутствует или есть сомнение в его правильности, справьтесь по серийному номеру. Как и у автомобиля, его можно узнать не только по штатной табличке, но и найти в других местах печатной машины.

Проверьте поверхность печатных и офсетных цилиндров, состояние резиновых и рилсановых валиков, быстроизнашивающихся компонентов (присосок, ремней, фильтров и т. п.), комплектность инструментов и аксессуаров (офсетных полотен, порошковой сушки, рециркулятора увлажняющего раствора, перфоратора форм). Послушайте вибрацию машины на медленных и быстрых оборотах.

Резиновые валики как наиболее часто изнашивающиеся и ответственные детали должны быть проверены на точность диаметров, цилиндричность и состояние поверхности (глянец, царапины и другие дефекты), соответствие твёрдости по Шору.

Тесты совмещения и состояния | Есть много мнений о тестировании качества печати. К сожалению, часть формируют представители фирм-продавцов, чтобы облегчить себе работу по сдаче оборудования.

Для проверки функциональности машины не надо печатать сверхсложные тестовые полосы с множеством контрольных шкал и элементов. Поверьте, самое трудное для любой машины не «пестрящие тестовые полосы» и, уж конечно, не изображение девушки в купальнике на полный формат, а невзрачная сетка из тонких линий или равномерный фон из плашки с заполнением 40-70%.

Совмещение и состояние бумагопроводящего тракта проверяются с помощью сетки из взаимно перпендикулярных линий толщиной 0,1 пункта с шагом 10 мм на весь лист. Выполните тест на разных видах бумаги: этикеточной плотностью 70–80 г/м², глянцевой мелованной 130–150 г/м², картоне 0,4–0,6 мм (в зависимости от машины). Отдельно проверьте совмещение разных секций и их «на себя» повторными прогонами бумаги.

Исправная техника должна демонстрировать точность совмещения в пределах 0,1–0,2 мм по всему печатному полю, за исключением несовмещения, вызванного деформацией тонкой бумаги (70–115 г/м²) в поперечном направлении. Её диагностируют прогоном бумаги с подачей увлажнения, но без краски, после чего несовмещение должно существенно уменьшиться или исчезнуть.

Состояние валиков и цилиндров проверяется с помощью печати плашки «по сухому» на весь лист на глянцевой или матовой мелованной бумаге 115–150 г/м² с первоначальной установкой давления на бумагу «по номиналу» и постепенным уменьшением его до нуля. При этом раскат должен быть ровным, без проблемных зон при номинальном давлении, а насыщенность плашки — снижаться одинаково по всему листу с уменьшением давления натиска.

Для проверки системы увлажнения и красочной системы на подавление шаблонирования используют плашку «по сырому» на весь лист с вырезом на отдельном участке.

Общий тест качества печати | Выполняется печатью серой полноцветной плашки. Так проверяются равномерность раската, дробление точек, совмещение, красковосприятие (треппинг), растискивание и другие параметры. Лучше взять простую мелованную бумагу 115–150 г/м², чтобы не отвлекаться на посторонние моменты.

На оттиске не должно наблюдаться:

  • неравномерности раската краски по всей площади листа при одинаковом значении открывания красочных ножей (разница не более 0,1 оптической плотности);
  • полошения; дробления, проскальзывания и т. п.; затягивания растра; несовмещения; шаблонирования;
  • несоответствия растискивания стандартам листовой офсетной печати (не более 16% на 40% и не более 10% на 80%) и отличия более чем 3% по всем секциям.

Для полной проверки растискивания, и сохранения настроек печатной машины для специалистов допечатной подготовки, можно произвести печать «полиграфического клина» на каждой секции машины с помощью растровых полос от 2% до 98%, с шагом в 1% диапазоне до 10% и после 90% и шагом 10% в середине спектра.

Хочу предостеречь новых владельцев от слишком придирчивого отношения к оборудованию. Иногда лучше руководствоваться требованиями здравого смысла, а не жёсткими нормативами и стандартами, необязательными для повседневной работы машины. Или, перефразируя известную поговорку: «Не стреляйте в инженера, он работает, как умеет».

Об авторе: Марсель Шарифуллин (marsel@variant.ru), руководитель отдела продаж компании «Вариант».


Прим. редакции. «Московский полиграфический союз» готовит объёмный документ, где будет подробно описана рекомендуемая и согласованная с основными поставщиками методика приёмки нового оборудования. Выдержка из него опубликована в бесплатной газете, приуроченной редакцией Publish к открытию выставки «ПолиграфИнтер-2005».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
В гостях у «Радуги»

Московская типография «Радуга» из тех, о которых нечасто пишут в отраслевой прессе и интернете. Тем не менее она завалена заказами от издательств и рекламных агентств, занимающихся книгами и рекламной печатной продукцией.

Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги.

Цифровые тенденции в послепечатных процессах

В полиграфии тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку.

Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ

О выборе той или иной w2p-технологии мы размышляли с самого начала внедрения АСУП типографией и изучили все существующие доступные решения: покупку отдельной лицензионной программы, аренду стороннего софтверного решения software as a service (SaaS) или разработку собственного ПО.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38