В прошлых колонках я писал о вводном обучении персонала и тестировании новой или восстановленной печатной машины. Сейчас, следуя в обратном хронологическом порядке, поговорим о сервисном обслуживании полиграфического оборудования.
Вложение денег в полиграфоборудование для инвестора или хозяина типографии сильно отличается от других трат: например, покупки недвижимости или автомобиля. Не будем забывать, печатная машина — это средство производства, этим всё сказано. Если домом или авто можно пользоваться и получать удовольствие (время от времени доплачивая за модернизацию, страховку и прочее), то печатная машина сама по себе удовольствия не приносит… Зато позволяет владельцу зарабатывать деньги, чтобы он смог доставить себе радость другими, вышеперечисленными способами.
Круг замыкается, поэтому выбор полиграфической техники изначально должен строиться на иных принципах. Если при покупке автомобиля чаще всего ищут лучшее соотношение цены и потребительских характеристик, то в нашей отрасли всё не так просто. Промахнёшься с авто — ну, походишь пешком некоторое время или поездишь на метро. А купив «не ту печатную машину», типография может не только упустить прибыль за время простоя, пока продолжаются ремонтные работы, но и подпортить репутацию и окончательно лишиться важных клиентов, которые могли бы ещё годами размещать заказы. И тогда придётся крепко и надолго полюбить общественный транспорт или оставшуюся жизнь ходить пешком.
Я работаю в фирме, поставляющей оборудование, и иногда приходится наблюдать сцены: люди торгуются из-за нескольких тысяч долларов, покупая большую печатную машину! Стремясь максимально сэкономить и «дожать» продавца, они жертвуют сервисным обслуживанием и гарантией на оборудование. Что самое интересное, выигранная скидка эквивалентна прибыли от нескольких дней работы этой машины (если, конечно, она будет эффективно использоваться). То есть человек выигрывает неделю работы своей машины, но рискует тем, что она превратится в огромный и никому не нужный кусок металла — что её не смогут быстро починить в случае поломки или снабдить запасными частями по приемлемым ценам.
И если такие разговоры ещё можно понять в отношении нового оборудования, то они совершенно необъяснимы на вторичном рынке. Ведь гарантию на новую машину, кроме поставщика, пусть даже нерадивого, поддерживает завод-производитель (куда, в крайнем случае, можно пожаловаться), а кто будет возиться с подержанной техникой?
Поэтому не устаю повторять прописную, казалось бы, истину: третьим краеугольным камнем при выборе полиграфического оборудования, кроме цены и потребительских характеристик, обязательно должно быть сервисное обслуживание. Здесь стабильность производства и уверенность, что машина неожиданно не встанет надолго, ценится дороже купюр. Существенно важно выбрать не только марку печатной машины и её тип — новое или б/у (что, конечно, отрицательно влияет на надёжность производства), но и поставщика оборудования.
Не доверяйтесь рекламе и красивым словам в договоре! Рекомендую перед принятием решения получить достоверную информацию о наличии у фирмы ремонтной базы и опыта проведения восстановительных работ. Для этого полезно посетить демонстрационный зал, сервисный центр, складские помещения и производственный участок фирмы. Попробуйте лично пообщаться с инженерами и удостовериться в их компетенции.
Желательно получить у поставщика список прежних установок и побеседовать с предыдущими покупателями б/у машин. Логика простая: если фирма серьёзная — ей есть чем гордиться, и такой послужной список будет с удовольствием предоставлен. Если же люди говорят о многочисленных инсталляциях и при этом не дают координат своих счастливых клиентов, снимайте лапшу с ушей и держите их востро. Очень полезно съездить в пару таких типографий и поговорить с людьми, работающими на интересующей вас технике. Ломалась ли она, как выходили из таких ситуаций? Знает ли печатник или технолог телефон сервисной службы поставщика? Когда последний раз общались с ними? Не стесняйтесь задавать вопросы: бедами люди охотно поделятся, а любая информация сэкономит вам немалые средства.
Хорошей базой для составления объективного мнения о полиграфических фирмах становится Интернет. Рекомендую популярные порталы и интернет-конференции www.printtender.ru, www.print-forum.ru, www.ruprint.ru, где уже сложились прочные полиграфические сообщества. Как и в живом разговоре, там, конечно, бывают и перехлёсты, переходы на личности… Но, учитывая множество точек зрения, в первом приближении картину воссоздать вполне можно.
Об авторе: Марсель Шарифуллин (marsel@variant.ru), руководитель отдела продаж компании «Вариант».